Рабочая программа ИЗО 6 класс (надомное обучение)


РАССМОТРЕНО и
РЕКОМЕНДОВАНО
к утверждению назаседании МО учителей
____________________
Протокол № ____ от«___» __________ 20___г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ с.
Мокрое
________/________________/
ФИО
«___»_____________20 ___г. УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ СОШ
с. Мокрое от
«____» ________20___г.
№ ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы села МокроеЛебедянского муниципального района Липецкой области
Шпак Екатерины Петровны
( категория соответствие занимаемой должности)
по изобразительному искусству в 6 классе (надомное обучение)
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов» с изменениями от 31.01.2012г. №69;
- учебный план МБОУ СОШ с. Мокрое на 2014-2015 учебный год;
- календарный учебный график МБОУ СОШ с. Мокрое на 2014-2015 учебный год;
- Положение  о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Мокрое, реализующего образовательные программы общего образования.     Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 кл. составлена на основе примерной программы по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения),  Программы «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Методические рекомендации и рабочие программы к линии УМК» С.П. Ломова, 2013г.
Адаптированная программа в отличие от программы, допущенной Министерством образования РФ, сокращена с 34 часов в год (1часа в неделю) до 9 часов в год (0,5 часа в 2 недели на полугодие), согласно учебному плану МБОУ СОШ с.Мокрое надомного обучения в 2014-2015 учебном году по общеобразовательной программе для обучающихся школы. Данная программа предусматривает, наряду с общеобразовательными задачами, активизацию познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки, а также направлено на оказание помощи детям в поиске своих ресурсов, утверждение веры в себя и свои возможности, стремление к преодолению трудностей, дальнейшее самоопределение и социализацию. Известно, какую роль в жизни ребенка занимает творчество. Изобразительная деятельность – образное познание действительности. Художник-педагог П. П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».
Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, чувства. Как отмечает К. Д. Ушинский, «дети ...мыслят  формами,  красками,  звуками,  ощущениями  вообще».  (Ушинский, К. Д. О наглядности обучения. Избр. пед. соч.: т. 2. – М.: Просвещение, 1954.)Рисование, по мнению К. Д. Ушинского, является одним из средств развития наблюдательности, воображения, памяти, мышления. Но как заставить детей не просто «отсиживать» урок, а чтобы он стал личностно значим, переживаем, интересен для каждого ребенка? В этой связи возникают вопросы: а каким должен стать урок, как лучше повести себя педагогу, как подвести ребенка к пониманию своей деятельности? Как составить такое перспективно-тематическое планирование, которое позволит учителю от урока в урок систематически и последовательно развивать личность ученика, его изобразительные способности, вводить школьника в мир творчества и искусства.
Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного и музыкального искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства. В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Содержание курса предмета «Изобразительное искусство»
Рисование с натуры (рисунок, живопись)    
Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с натуры, а также по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции.
Рисование с натуры, а также по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду.
Рисование на темы и иллюстрирование  
Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным  выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Раскрытие в рисунке действия, выразительная передана характерного, главного в  сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому сюжету, персонажам. Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения  предметов. Использование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.
Необходимо продолжать обучать школьников способам передачи движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма).
Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.
Дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сформированных в предыдущие годы.
Декоративная работа  
Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного   творчества   учащихся,   углубление представления о народном искусстве как специфическом народного творчества в системе культуры.
Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества — профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров.
Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно- прикладного искусства понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, элементов ансамбля народного костюма.
Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас  
Основными темами бесед являются:
- картины русской жизни в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников;
- значительные события русской истории в произведениях В. Сурикова, В. Васнецова и других замечательных русских художников;
- образы русского фольклора в творчестве В. Васнецова и М.Врубеля; образы выдающихся деятелей культуры России в творчестве русских художников;
красота пейзажа в русской живописи;
-натюрморт в русской и советской живописи;
- Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге - величайшие творения русских зодчих;
- красота спорта в изобразительном искусстве.
 Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.
Учебно – тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем Всего
Часов
1 Красота в жизни и в искусстве 2
2 В мире русского народного творчества 2
3 Изобразительное искусство и литература 1
4 Изобразительное искусство и архитектура 2
5 Символика и изобразительное искусство 1
6 Историческое прошлое нашей Родины в изобразительном искусстве 1
Итого 9
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
К концу 6 класса учащиеся должны знать:
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными материалами;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора национальных традиций искусства и быта;
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение , тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т.д. в процессе рисования с натуры и на темы;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
Применять в рисунках выразительные средства, добиваться образной передачи действительности.
Список литературы и средства обучения
Электронное пособие «Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе В.С.Кузина, 5-6 классы», изд-во «Учитель», 2012 год.
Электронное пособие «Тематическое планирование. Изобразительное искусство», Программа В.С. Кузина, изд-во «Учитель», 2010 г.
Таблицы (комплекты)
Хохлома
Гжель
Урало-сибирская роспись
Полхов-Майдан
Мезенская роспись
Дымковская игрушка
Жостово Введение в цветоведение.
Декоративно-прикладное искусство и др.
Методический фонд
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования (2 набора).
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Тела геометрические (1 набор).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Список литературы
а) основная литература:
Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2008.
Ломов С.П., Игнатьев С.Е. «Изобразительное искусство. 6 класс» (учебник в 2-частях), Дрофа, 2014 г.
б) дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: Детство-пресс, 2003 – 234 с.
 Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
 Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель., 2007.- 185 с.
 в) дополнительная литература для учащихся:
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37
Календарно – тематическое планирование
№№ уроков Тема урока Тип урока Вид, формы контроля Дата
план Дата
факт
1 Виды и жанры изобразительного искусства Введение новых знаний Контроль выполнения упражнений 17.01 2 Ветка осеннего дерева Введение новых знаний Контроль выполнения упражнений 31.01 3 Красота и особенности орнамента Введение новых знаний Контроль выполнения упражнений 14.02 4 Старинная игрушка Введение новых знаний Контроль выполнения упражнений 28.02 5 Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» Введение новых знаний Контроль выполнения упражнений 14.03 6 Величайшие достижения русских зодчих (Московский Кремль) Введение новых знаний Контроль выполнения упражнений 11.04 7 Новостройки. Современные здания Введение новых знаний Контроль выполнения упражнений 25.04 8 Геральдика. Символика гербов Введение новых знаний Контроль выполнения упражнений 23.05 9 Поздравительная открытка ветеранам Великой Отечественной войны Введение новых знаний Контроль выполнения упражнений 30.05