Классный час Толерантность — путь к миру, дружбе и сотрудничеству

Негосударственное образовательное учреждение
«Общеобразовательная школа-интернат №19» среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»




Творческая разработка
Классный час










·
·
·
· Разработала и провела:
Воспитатель: Болдарева Н.С.

Новокузнецк
2013г
Есть праздник, который для всех
Людей, всех народов, традиций и тех,
Кто мыслит иначе, живет по-другому,
Но двери в его дом открыты любому,
Любому, готовому быть толерантным[6]!

Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене «культуры войны культурой мира». (Статья 1 Декларации принципов толерантности. (Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) 
Особое значение имеет формирование толерантного отношения в процессе социально-педагогической деятельности с воспитанниками школы-интерната. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Большинство воспитанников не ориентируются в поликультурном воспитании, не умеют правильно оценивать себя и других, находить правильное без конфликтное решение.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности, необходимые для общего выживания и свободного развития. Воспитанники должны все больше приходить к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Цель: Формирование толерантного мышления, развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей.
Задачи:
формировать у воспитанников понимания сущности и значения «толерантности», «терпимости»;
развивать умения правильно оценивать себя и других;
способствовать формированию активной жизненной позиции;
создавать условия для формирования терпимости к различиям между людьми.
Разработка классного часа предназначена для воспитанников среднего звена.
познакомить учеников с понятием «толерантность», «терпимость»;
игра – «Страны» и обсуждение (интерактивные методы);
3. составление синквейна (работа в микрогруппах);
притча и ее обсуждение;
проведение творческой работы.

Подготовка к мероприятию:
Выбор темы проведения мероприятия;
Анализ методической литературы;
Подготовить, как звучит слово «толерантность» на разных языках мира;
Подготовить канцелярские товары (бумагу, ручки, маркеры);
Изготовление листочков для творческой работы;
Подготовить презентацию.

Ход мероприятия:
Воспитатель: На рубеже 18-19 веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во всех областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решении проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «Толерантность». Ежегодно 16 ноября, начиная с 1995 года, отмечается праздник дружбы и межкультурного диалога[6].
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: Воспитатель просит детей прочитать высказывания и обсудить(Слайд 3)
В испанском языке - оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
Во французском отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском готовность быть терпимым, снисходительность;
в китайском позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
с латинского – «толерантум» - терпимость к чужим взглядам, образу жизни, поведению, обычаям, верованиям.
в русском способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).




Работа в микрогруппах:




Вопросы для обсуждения:
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
Что объединяет и что разделяет разные определения?
Какими способами можно определить наличие толерантности у человека?
После обсуждения в микрогруппах высказываются мнения ее представителями, затем заслушиваются индивидуальные мнения желающих.
2. Игра «Страны»
Реквизит. Листы бумаги (А4) и маркеры по количеству участников.
Ходигры. Участники садятся в круг. У каждого из них есть по листу бумаги и маркеру. Один участник называет своему соседу любую страну, название которой тот записывает на листе бумаги. Так, по кругу, участники «раздают» друг другу зарубежные страны. Они не должны повторяться.
Когда у каждого из них на руках будет по листу с названием страны, дается задание: передавая листы соседям по кругу, написать к каждой стране по одной ассоциации. Таким образом, после выполнения задания при количестве участников 10 человек мы получаем 10 листов с названиями стран и набором из десяти ассоциаций к каждой стране. Обычно ассоциации участников являются наиболее широко распространенными стереотипами, связанными с конкретной страной. Например Италия - пицца, макароны, сапоги; Германия-Гитлер, фашизм, пиво, машины; Англия - пунктуальность джентльмен, Шерлок Холмс, часы Биг Бен и т. д .
Далее зачитываются названия стран и список ассоциаций. Задача ведущего, проанализировав ассоциации участников, напомнить им, что у каждой страны есть известнейшие культурные ценности: памятники архитектуры, произведения искусства...

Следующий этап игры заключается в том, что ведущий по желанию приглашает одного воспитанника и задает ему роль. Он представляется участникам, как иностранец, приехавший в Россию, и называет им свои ассоциации, связанные с названием нашей страны: матрешка, медведи, холод, угроза и т. д.


Задача воспитанника описать свои ассоциации наиболее ярко и негативно. После этого он просит участников постараться переубедить его, почему он не должен относиться к России, руководствуясь только стереотипами. В ходе обсуждения участники приходят к выводу о необходимости более терпимого и внимательного отношения к различным культурам, нациям[3].
После игровая рефлексия
Примерные вопросы для анализа:
Почему были названы именно такие ассоциации?
Что участники чувствовали, когда «иностранец» говорил о своих ассоциациях, связанных с Россией? Не было ли им обидно?
Каково же должно быть отношение к культурам других стран и народов?
В русском языке существуют два слова со сходным значением - «толерантность» и «терпимость».
В 1995 году Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. В Декларации дословно говорилось, что толерантность – человеческая добродетель, это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира[6].
Толерантность – искусство жить в мире разных людей и идей, это способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей[1].
Толерантность - это не уступка, не снисхождение и потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность - политика диалога и открытости[1].
В каждом из определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Но каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать право других (иных) быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и самому.
А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность понимать и принимать другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Терпимость - умение прощать, быть снисходительным к поступкам других людей.
Терпимость - проявление сострадания и милосердия, готовый к примирению.
3. Составление синквейна со словом «терпимость».
«Терпимость»[6]
(с помощью имен прилагательных объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством)
Милосердный, великодушный, снисходительный
(с помощью глаголов объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством)
Прощает, принимает
Терпимость – это свойство характера человека, позволяющее ему быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, т.е. допускать, принимать, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо, кому-либо.
(с помощью ключевого слова в виде имени существительного назовите ассоциацию слова - «Терпимость»)
Выдержка, примирение, принятие, снисходительность, великодушие
Обсуждение притчи (4 слайд):
Одно селение располагалось в горах, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто ее пил, на шее появились жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи.
Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну, хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите - вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться, да вырезать эти опухоли! А вы смеётесь над моей худой шеей!»
Женщины ещё сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи, и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно[6].
Вопросы для обсуждения (5слайд):
- В чем смысл этой притчи?
- Какие возникают отношения между людьми разных народов из-за внешних различий?
- Можно ли оправдать поведение женщин?
- Кто в этой ситуации прав?
- К чему призывает эта притча? Чему она учит людей?
Вывод:
Народы различаются между собой и часто те, кто смеётся над другими, не понимают своей ущербности, поэтому люди должны терпимо относиться друг к другу.
Давайте подытожим и, вы дадите определение «толерантности» в вашем понимании (воспитанники высказывают свое мнение)
Быть толерантным это значит принимать как факт присутствие других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни, это значит признавать, что все мы разные, и уважаем тех, кто не похож на нас». 
Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и свои роли в жизни нам исполнять было бы проще.
Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое сближает и объединяет. Давайте подумаем и определим, какие качества человека помогают ему жить дружно со всеми детьми в классе, школе, на планете. Большими и маленькими, здоровыми и больными, разных народов и верований, говорящих на разных языках и соблюдающих разные обычаи и традиции. Для этого мы образуем три группы по цвету листочков, которые вы выберете.








Творческая работа: Дерево толерантности "[5]
Все выбирают листочки, рассаживаются по группам и выполняют задание: написать на обратной стороне листочка (в виде листочков дерева) те качества, которые могут объединять людей.
После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символическое дерево, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.
Воспитатель: Мы выбрали те качества, которые позволяют нам жить вместе. В этом наша ответственность перед самими собой, перед другими. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.

Список литературы:
Гревцева И.В. Классный час "Что такое толерантность". / И.В. Гревцева // Классный руководитель.- 2006.- №4.- С.81 - 88.
Зайцева М.И. Проект «Подросток и толерантность»//Справочник классного руководителя. – 2007. - №1. – С.20 – 24.
Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. //Семья и школа. - 2001.- №№11-12. - C. 36-40.
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. - 2001. - № 9. – С.91 – 97.
Шустова Л.П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы. / Л.П. Шустова // Классный руководитель.-2006.-№4.-С.77-80.
Северина О.А. Спутник классного руководителя: воспитание у
школьников О.А. Северина, Т.А. Дронова. – М.: Глобус; Волгоград: Панорома, 2008. – 240с. (классное руководство).
ISBN 978-5-91497-035-9 (Панорама)
ISBN 978-5-9928-0053-1 (Глобус)