Творческий отчёт по теме: «Стимулирование творческой активности обучающихся как условие развития мотивации успеха в учебно – познавательной деятельности»


КГУ «Средняя школа №13 села Озёрное»
акимата Осакаровского района Карагандинской области
Творческий отчёт по теме:
«Стимулирование творческой активности обучающихся как условие развития мотивации успеха в учебно – познавательной деятельности»
Учитель истории и обществознания
КГУ «Средняя школа № 13 с. Озёрное»
Клинюшина Надежда Васильевна
2013 год
Каждый из нас должен быть хоть немного историком,
чтобы стать сознательно действующим гражданином»
В. Ключевский
Информация об опыте.
1.1 Наименование опыта
Стимулирование творческой активности обучающихся как условие развития мотивации успеха в учебно – познавательной деятельности.
1.2Сведения об авторе опыта
Клинюшина Надежда Васильевна, учитель истории и основ обществознания КГУ «Средняя школа № 13 села Озёрное» акимата Осакаровского района Карагандинской области, учитель первой квалификационной категории, стаж работы 15 лет.
1.3 Условия возникновения и становления опыта.
Начало работы над данной темой я отношу к 2009 – 2010 учебному году. Факторами, побудившими начать опыт, можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому школьнику благоприятных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.
На сегодняшний день в системе среднего образования сложилась негативная ситуация: устарела методология и принципы отбора содержания образования. И, как результат, ученики утрачивают интерес к знаниям, подает процент качества знаний.
Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективной работы всех учащихся на уроке, сделать обучение доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием шли на мои уроки.
Следовательно, в данных условиях, считаю, что необходимо создание благоприятной среды, позволяющей создать комфортные условия для учащихся, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является стимулирование творческой активности обучающихся как условия развития мотивации успеха в учебно – познавательной деятельности.
1.4Актуальность опыта.
В настоящее время считаю важным и необходимым развитие познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить детей самостоятельно находить знания и усваивать их. Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной, порой даже и не интересной работой. Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал, делать выводы.
Все это заставляет нас, учителей, искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему могут нетрадиционные уроки и использование ИКТ.
Это подтверждается государственной программой развития образования Республики Казахстана на 2011 – 2020 годы.
Главное: каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику.
Хороший урок – урок-беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.
Учитель – это не оракул, не вождь, не охранник, а организатор, наставник, режиссер.
Главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению.
Для достижения данной цели необходимо:
активизировать познавательную деятельность ученика (через систему использования нетрадиционных форм уроков и ИКТ);
прививать любовь к предмету через систему эффективных уроков;
приобщать к историческому, культурному и духовному богатству Республики Казахстан и мировой истории (на основе уроков и внеклассных мероприятий патриотической направленности).
В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:
активизировать познавательную деятельность учащихся через систему нетрадиционных форм уроков и уроков с использованием ИКТ;
развивать умение учащихся рассуждать и мыслить;
развивать творческие способности учащихся через систему индивидуальных, групповых и коллективных творческих заданий;
учить работать с текстами (учебника, исторических источников, СМИ и т.д.);
формировать навыки работы с картами и иллюстративным материалом.
Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся. Развитие информационно-коммуникативной компетенции является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.
Новизна опыта.
Новизна опыта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий и современной компьютерной техники, создании условий для формирования творческих способностей учащихся.
Адресная направленность.
Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, работающим в 5-11 классах, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии, не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.
1.5 Степень разработанности данной проблемы
Для развития интереса к предмету и повышения качества знаний обучающихся считаю важным средством применение нетрадиционных форм урока. Над темой «Формы и методы активизации учебной деятельности учащихся в общеобразовательной школе» я работаю уже много лет. Эта тема меня заинтересовала тем, что является средством формирования интереса к предмету, познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей и творческой личности.
В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: урок-игра, урок-исследование, урок-дискуссия, урок- соревнование.
Например, 5 класс- Аукцион знаний по теме «Древний Египет», «Древняя Греция», «Древний Рим» - это обобщающие уроки. В среднем звене довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какой-нибудь исторической личности или участника того или иного исторического события, сопровождающееся рисунками. Например, «В гостях у фараона» или «Как проходит день у древнеегипетского земледельца» и т.д. Часто провожу Урок-заочное путешествие по теме «Древний Индия», «Научные знания и культура в Египте» - 6 класс; Уроки-презентации по темам: «Кимакский каганат» - 7 класс, «Национально – освободительное движение в Казахстане 1916 года» - 9 класс и т. д.; разыгрываем сценку «Реформы Петра Первого» - 8 класс; проводим КВН, например, по теме «Развитие науки и культуры в 17-18веках» - 8 класс; проводим уроки -конкурсы «Государственные символы РК» -5 класс, «Международные отношения во второй половине 20- начале 21 века» -9 класс. В среднем звене учащимся полюбились уроки взаимообучения. В 10,11 классах стараюсь использовать формы уроков, которые бы заставляли учащихся больше работать самостоятельно с информацией. Здесь активно использую деловые игры, урок – суд «Суд над декабрьскими событиями 1986 годы» - 11класс, урок-размышление «Хрущев- реформатор или сталинист?»; разрабатываем презентации по многим темам. Такая работа станет пособием и для изучения нового материала и для закрепления, таким образом создается методическая копилка.
На основе диагностики осуществляю дифференцированный подход в процессе обучения, учащиеся разделены на группы (постоянные и временные), тем самым учитываю два уровня: уровень актуального развития и зону ближайшего развития, а также осуществляю личностно- ориентированный подход к обучению.
Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения.
В своей работе частоиспользую разноуровневые задания, различные формы и виды контроля: зачеты (по отдельным темам, разделам) письменные тестирования, хронологический и словарный диктанты (Например: объясните термины: депортация, фашизм, белая гвардия; или укажите какие события произошли в данные годы: 552г.; 870-950гг; 1243г. и т.д., составление и разгадывание исторических кроссвордов:
Используя ключевое слово, ответьте на вопросы. Дайте определение слову патриархат.

1.Первый период каменного века (палеолит)2. Древний человек (австралопитек)3. Древнейшее религиозное представление (тотемизм)4. Одно из первых орудий древнейшего человека (рубило)5. Изображение бога в виде статуэтки (идол)6. Представление о душе и духах (анимизм)7. Первый сплоченный постоянный коллектив родственников (род)8. Жилища из костей крупных животных и деревянных жердей, покрытых шкурами (хижина)9. Древняя стоянка каменного века в г. Каратау (Арыстанды)10. Главное условие эволюции человека (труд)
Ребусов:

контрольные работы, которые позволяют проверить уровень развития каждого ученика, заполнение таблиц, например: по теме «Реформы 1867-1867гг. в Казахстане» 8 класс:
1822г.,1824г. реформы 1867-1868гг.
различия сходство различие
В старших классах считаю целесообразным изучать материал блоками, где существует определенный алгоритм: вводные лекции, текущие лекции, практические занятия, семинары, дискуссии, уроки размышления, уроки-консультации, зачеты. Например: в 9 классе использую данный вид работы при изучении раздела «Казахстан в начале 20 века». На вводных лекциях (2 урока) учитель излагает основные вопросы темы, раскрывает узловые понятия; на 3 уроке учащиеся самостоятельно работают с учебником, картой, документами эпохи, видеться обсуждение ключевых вопросов. Четвёртый урок по данному разделу посвящён просмотру презентаций, которые учащиеся готовят самостоятельно и темы которых они выбирают также самостоятельно. Затем один урок мы посвящаем обобщению знаний и их повторению. И финальным уроком идёт контроль знаний учащихся по изученному разделу. Проводить такие уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.
Данная система позволила на ЕНТ получать хорошие результаты, что дало возможность нашим выпускникам обучаться в колледжах и Вузах на бесплатной основе.
Помимо этого, использую работу в группах и парах, самопроверку и взаимопроверку, активные методы обучения, элементы проблемного обучения, которые побуждают учащихся к активной самостоятельной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Например: в 6 классе на уроке всемирной истории, изучая законы царя Хаммурапи, я предлагаю учащимся определить принцип, который лежал в основе правила, установленного законами Хаммурапи. «Будущие правители не смеют изменить или отменить законы, принятые царём Хаммурапи».
Некоторые методические приемы создания проблемных ситуаций:
подвести к противоречию и предложить ученикам самим найти способ разрешения;
побуждать делать сравнения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
рассматривание явления с различных позиций;
ставятся проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.
Особенности применяемых данных методических приемов состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Они позволяют учащимся на уроке:
- формировать собственное мнение;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт;
- хорошо усваивать учебный материал;
- активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;
- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни;
- анализировать факты и информацию;
- творчески подходить к учебному материалу.
В последнее время работаю над темой использования ИКТ на уроках истории и обществознания, так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет чуть ли не ведущую роль.
В этом учебномгоду наша школа перешла на электронноеобучение (e-Learning). И этот факт значительно расширил возможности использования в процессе обучения ИКТ.
На уроках истории и обществознания резко ограничивается весь тот спектр возможностей ИКТ, которые могут быть применены на уроках естественных наук. Мы не ставим экспериментов, не проводим опытов и не делаем лабораторных работ. Возможности виртуальных лабораторий исключаются сразу же. Применение ИКТ на уроках истории и обществознания в подавляющем большинстве случаев – это самостоятельно подготовленные презентации в Power Point, либо урок с использованием материалов электронных энциклопедий, виртуальных уроков и т.п., которые по своей сути – усложнённая форма тех же презентаций. 
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Самыми распространёнными являются презентации для сопровождения доклада (лекции). Они органически вписываются в структуру урока, сопровождая рассказ учителя. Возможность вставлять любые объекты (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы, фильмы и др.) в презентацию делает её особенно привлекательной при изучении сложных тем, когда необходимо показать модели или ход процесса. Достоинствами компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а также возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Использование компьютерных технологий в преподавании истории позволяет организовать различные виды работ на уроке (индивидуальный, групповой, интерактивный), использовать дифференцированный подход в обучении, самостоятельную работу учащихся. Различные педагогические методы, такие как репродуктивный, проблемно-поисковый, объяснительно – иллюстративный, становятся более эффективными с использованием информационно-компьютерных технологий (ИКТ).Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание учеников.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации, а в сети Интернет можно найти иллюстративный материал, анимированный карты, аудио и видеофрагменты. Постепенно я стала самостоятельно разрабатывать презентации Power Point для уроков истории и внеклассной работы. Хочу отметить, когда я начала их применять ребята больше обращали внимание не на содержание, а на внешнее оформление презентации, им было интересно совсем не то, для чего она предназначалась на уроке. Через некоторое время ситуация изменилась, теперь презентация на моих уроках – это современное средство обучения. Положительный эффект был достигнут потому, что применяю их систематически и четко продумываю, на каком этапе урока целесообразно использовать слайды, какую смысловую нагрузку несет каждый элемент представленный на слайде, и конечно же сочетаю учебную презентацию с другими средствами, учебник, документы, индивидуальные карточки, карты постоянно используются на моих уроках.
    Например, на уроке использую такой вид работы как заполнение таблицы или составление схемы. Шапку таблицы переношу на слайд, ребята работают с учебником или раздаточным материалом, находят необходимую информацию, затем записывают ее в таблицу. Обычно учитель заполняет таблицу на доске. Но, как правило, на доске недостаточно места для таблицы целиком, и мы что-то стираем. Учащийся не может видеть результат работы в целом. Работая с презентацией, учитель экономит время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде. Заполнение таблицы проходит последовательно, в соответствии с замыслом учителя. Ученик может проверить свой результат работы, соответствие таблицы поставленной задаче.
   Презентация незаменима при знакомстве с культурой и научными достижениями, она позволяет создать яркий и эмоциональный образ изучаемого периода, дает возможность проанализировать художественное произведение, не теряя при этом его эстетической ценности (как уже говорилось выше, многая наглядность в кабинете не соответствует этому критерию). Зачастую в учебнике присутствует не весь иллюстративный материал по этим темам, что не позволяет сформировать наглядное представление о многих достижениях культуры. А с учетом требований в структуре и содержании образования, выпускники должны уметь работать с иллюстративным материалом, указывая временные рамки, авторов того или иного произведения искусства или памятника культуры, выбирать истинные суждения.
    Сейчас практически у всех учащихся есть личные компьютеры, в том числе и с выходом в интернет, поэтому я практикую создание презентации, как одного из видов творческих домашних заданий. На выбор даю темы, оговариваю количество слайдов и обращаю внимание, что каждый слайд нужно прокомментировать.
Вот некоторые советы из сети интернет и своего опыта по составлению учебной презентации:
слайды желательно не перегружать текстом, лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые надо записать; наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти;
цифровой материал по возможности лучше представить в виде графиков и диаграмм;
анимация не должна быть слишком активной;
звуковое сопровождение совершенно излишне, исключением являются аудио- и видеофрагменты, которые преподаватель не предполагает комментировать во время просмотра;
соблюдайте единый стиль оформления, избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок);
на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов (фон, заголовок, текст);
для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета;
предпочтительно горизонтальное расположение информации;
наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней;
шрифты для заголовков – не менее 24,для информации – не менее 18;
шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;
нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных);
для выделения информации следует использовать: рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки,рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов;
Презентация исследования учащегося должна включать:  
название исследования, 
цель самостоятельной работы, 
ход и результат исследования,
выводы,
аннотированный список использованных ресурсов.
Итак, компьютерные презентации – один из приемов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным. Положительные стороны использования презентаций: урок становится наглядным, информация, воспроизведенная на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается качество обучения.
При подготовке к ЕНТ веду элективные курсы. Мной разработана программа курса «История Казахстана в датах и лицах».
Учащиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе, научные работы.
Стараюсь создавать благоприятные условия на уроках для положительного эмоционального фона. Это вселяет уверенность в ребенка, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться. Понятно, что ИКТ можно использовать на каждом этапе урока. Но, помня о целях и задачах урока, применять компьютер нужно только обдуманно и только тогда, когда это необходимо. Электронный учебник, сами по себе презентации, таблицы и т.д. не могут заменить живого слова учителя. Учитель использует компьютер лишь как рабочий инструмент, чтобы сделать урок более разнообразным, интересным и научным. Внедрение ИКТ не должно исключать традиционные методы обучения, а должно гармонично сочетаться с ними.
Тщательно спланированный, продуманный урок увеличит эффективность учебного процесса. Профессиональная компетентность учителя в условиях модернизации школы должна включать и компьютерную грамотность. Мы вышли на новый уровень развития. Поэтому урок сейчас не просто подача знаний учителем и усвоение их учеником. Урок – это творческий процесс общения, где учитель и ученик сотрудничают. И сотрудничество это имеет цель: формирование творческой, конкурентоспособной личности, способной жить в постоянно развивающемся мире.
Внеклассную работу стараюсь делать разнообразной.
Во внеклассной деятельности особое внимание уделяю воспитанию патриотизма и гражданственности, так как это, по сути, завтрашний день Казахстана, ценностные ориентиры нашего общества, гражданское становление подрастающего поколения, формирования у него готовности к достойному служению Отечеству.
По данной теме выступала с сообщением на МО учителей истории, в августе 2012 г. на РМО учителей истории.
Мною были проведены классные часы: «Я - гражданин Республики Казахстан», «Никто не забыт, ничто не забыто» и многие другие, регулярно со своими учениками проводим конкурсы, исторические вечера.
Традиционной стала у нас в школе неделя правовых знаний.
Все это способствует развитию интереса к истории и обществознанию.
Сегодня воспитание становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного использования воспитательного потенциала истории Казахстана имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.
Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников, за период учебы в школе, складывается стереотип: история – это исторические даты, события и деятели. Эта проблема находит свое решение, если в основе патриотического воспитания на уроках применять системный и комплексный подходы. Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием.
    На своих уроках я постоянно сталкиваюсь с межпредметными связями, что не только повышает эффективность освоения знаний, но и оказывает большое воспитательное воздействие. Ведь историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию.
   Все приемы, которые я применяю в своей педагогической деятельности, направлены на решение главной задачи – разбудить в каждом ученике желание учиться. А самое главное – учиться хорошо.
Информационно - коммуникативные технологии делают процесс обучения более результативным для учителя и ученика. Это особенно важно в настоящее время, когда мы стоим на пороге перехода к 12- летнему образованию.
 
Литература
1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 1999г, № 47 с.29
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . - Питер 2004 с.183-201.
3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.
4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.
5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. –
«Учитель». 2002. - № 4. – С.53.
6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39.
7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 №2 с. 10-21, №3 с.3-19.