Воспитание духовной нравственности младших школьников через театральную деятельность


Андриевская Надежда Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»
телефон 89535143148
Воспитание духовной нравственности младших школьников через театральную деятельность
(Из опыта работы)
Сегодня школа призвана осуществить всестороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Наряду с умственным, эстетическим и физическим воспитанием значительное место занимает духовно-нравственное воспитание. 
Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение  в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Общение детей в коллективе, уроки и внеурочная деятельность должны приносить ребёнку радость. Радость общения с друзьями, с родными, с природой, с животными. Радость и успех окрыляют маленького человека. Это позволяет воспитывать в ребёнке доброту, отзывчивость, щедрость и оптимизм; полнее раскрывать творческую сторону личности, его талант. На мой взгляд, раскрыть в ребёнке самые добрые, светлые стороны может театр. Мои ученики посещают театральный кружок, где сами пробуют себя в роли артистов. В совместной работе над спектаклями формируются навыки сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самопрезентации и самореализации. В ребятах раскрываются самые добрые и светлые стороны, обыгрывая различные ситуации на сцене, дети примеряют эту роль на себя и задумываются, а как бы они поступили в той или иной ситуации. Театр никого не оставляет равнодушным, ни артиста, сколько бы лет ему не было, ни зрителя. Целью работы кружка является приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие творческой личности через театрализованную деятельность. Считаю, что театрализованная деятельность, представляющая синтез музыки, живописи, танца, риторики, актёрского мастерства, создаёт условия для развития творческой личности, помогает духовно-нравственному воспитанию детей. Для достижения поставленной цели я выбрала следующие направления: добро и зло; экологическая культура; история народа; развитие личности ребенка. Основные формы работы с детьми, через которые происходит формирование универсальных учебных действий и духовно – нравственное развитие младших школьников: Театральная игра Задачи: учить детей ориентироваться на сцене; строить диалог с партнёром на заданную тему; запоминать слова героя спектакля; развивать  внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. Культура и техника речи. Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, отрабатывать дикцию, разнообразную интонацию, развивать связную образную речь; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать чёткое произношение согласных; пополнять словарный запас. Основы театральной культуры. Задачи: познакомить детей с элементарными понятиями, с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; основами актерского мастерства, воспитывать культуру поведения в театре. Работа над спектаклем включает в себя работы с пьесой, сказкой. Задачи:  развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищённо, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно) С детьми мы подготовили и показали сказки духовно-нравственного содержания, которые помогают увидеть красоту нравственных поступков, такие как: «На лугу», «Как Баба-Яга доброй стала», «Дырки в сыре». Различать такие категории как добро и зло помогают народные и авторские сказки. Сказка не даёт прямых наставлений типа «слушайся родителей», «уважай старших», но в её содержании заложен урок, нравственность заложена в самих сюжетах.
Освоение экологических знаний осуществляется через специальный подбор литературного материала – сказки и пьесы о животных, о природе, о временах года. Все это позволяет закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире. На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Театрализованная постановка требует огромной подготовки. Важнейшим является процесс репетиций, где проходит творческое переживание и воплощение. В процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, развиваются нравственные качества как взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание друг за друга. За 9 лет своего существования коллектив театра является призером ежегодных городских фестивалей «Зеленая волна» и «Преобразование». Артисты нашего театра являются призерами ежегодного конкурса чтецов «Как прекрасен этот мир». Спектакли театра, поставленные по произведениям русских и зарубежных авторов, удивляют членов жюри, а главное зрителей своей открытостью и теплотой. В.А.Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». На мой взгляд, сделать мир детей чище и добрее могут родители и учителя. И нам, учителям, нельзя забывать, что порой эта ответственная миссия больше ложится на наши хрупкие плечи, но мы обязательно с ней справимся. Если Вы лишь в начале «театрального пути», если Вы только ещё решаете создавать ли на базе школы театральный кружок, то мой ответ будет более чем утвердительный! Да! Создавать! Запастись терпением, иметь огромное желание и некоторую долю фантазии! И вперёд! Уверена: изменения в сердце ребёнка и в вашей собственной душе не заставят себя ждать и приятно удивят вас!
1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную    сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.
2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.
Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.
3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.
Акцент делается на модель положительного поведения.
Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.
Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание ; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.
5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.
В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д..6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.
В игре «Организуем всеобщий театр» дети вместе с педагогом мастерят кукол из бумажных пакетов, стаканчиков и разыгрывают бытовые и сказочные сюжеты. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.
«- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу!
- Стережёшь ты мышку тут?
- Мяу!
- Мяу! Хочешь молока?
- Мяу!
- А в товарищи щенка?
- Фрр!!!»
2. «Эхо» ( для детей 4-5 лет).                                                        
Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.
   Ход: «Мы бродили тёмным бором,
             Мы спросили дружно хором:
            - Дома ль бабушка Яга?
              Лес ответил нам:
             - Ага!»