Родительское собрание Профилактика детского суицида конспект


Родительское собрание
Тема: «Профилактика суицидального поведения у детей»
Цель:
Повышение родительской компетентности по профилактике суицида.

Задачи:
1.Познакомить с причинами суицидального поведения.
2.Предложить родителям рекомендации по укреплению взаимоотношений в семье.
3. Обратить внимание родителей к своим детям, вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье. 4. Оказать профилактическую помощь по проблеме подросткового суицида.
Форма проведения: дискуссия, работа в группах, круглый стол.
Оборудование: цветные полоски картона, листы ватмана, компьтер, ММ-проектор.
Объект: родители учащихся 6 «В» класса
Субъект: Березина О. А. классный руководитель 6 «В» класса
Ход проведения родительского собрания:
1.Организационный этап:
- Акция «Настроение группы». Участники на входе в аудиторию выбирают себе маркер определенного цвета, соответствующий их настроению (для этого на столе у входа лежат полоски 4-х цветов, расшифровка цвета на слайде (приложение 1) . Результаты подводятся на диаграмму, выводятся на слайд и сравниваются с результатами в конце мероприятия).
-Тренинговое упражнение «Подари рукопожатие» (знакомство, приветствие, энергетический заряд);
2. Актуализация проблемы формирования суицидального поведения у детей школьного возраста
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим об удручающей ситуации, которая сложилась в начале века в Российской семье.
По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя — уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст.
За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 местах.
Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.
Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.
Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.
Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?
Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.
3. Мозговой штурм
Что такое суицидальное поведение и как мы можем обнаружить его в поведении своего ребенка? Ответы записываются на лист ватмана, прикрепляются на доску и сохраняются там до конца собрания.
Ранжирование ответов и подведение итога на данном этапе.
4. Создание ситуации противоречия для выявления и анализа родительской позиции
Зачитывание реального случая из жизни:
Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: “Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье — это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.
5. Групповая дискуссия «Сколько самостоятельности можно предоставлять детям?»
-Инструкция разделения по группам для аргументации родительской позиции;(Приложение 2)
- Работа в группах. Обсуждение проблемного высказывания и составление тезисов-аргументов;
-Представление позиции группы;
-Результаты опроса старшеклассников МБОУ СОШ №2 «Как должна была поступить мама».
6. Памятка для родителей
Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
(Приложение 3).
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:
Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)
Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).
7. Анкетирование
Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком. (Приложение 4)
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
8. Решение родительского собрания
1.Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности.
2.Использовать подготовленные памятки для более рациональной организации своего времени.
3.Предоставлять помощь детям в случае возникновения существенных затруднений.
9. Рефлексия
-Что для Вас было сложно?
-Что Вам было важно?
10. Упражнение «Связанные одной нитью»
Родители становятся в круг и передают друг другу клубок , оставляя нить у себя в руках. Образуется единый круг из нити. Играет песня «Моя семья, мы крепкой нитью прочно связаны». Родители делают вывод о том, что семья и школа тесно связаны.

Приложения
Приложение 1.Акция «Настроение группы». Участники на входе в аудиторию выбирают себе маркер определенного цвета, соответствующий их настроению (для этого на столе у входа лежат полоски 4-х цветов . Синий – плохое, красный – тревожное, зеленый – не знаю, желтый – мне интересно.
Приложение 2.
Чем больше самостоятельности, тем лучше Контроль не бывает лишним.
Приложение 3.
Словесные признаки:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.
2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде — есть слишком мало или слишком много;
– во сне — спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде — стать неряшливым;
– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
– замкнуться от семьи и друзей;
– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Приложение 4.
Анкета.
Рождение вашего ребёнка было желанным?
Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
Вы первым идёте на примирение, разговор?
Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?