Классный час на тему: Самое дорогое что есть — жизнь. (5 класс).


(Материалы: воздушные шары, надпись на доске: «1 сентября – День знаний. Тема урока – «Самое дорогое, что есть - жизнь». Листочки для желаний, цветик-семицветик с 12 лепестками, кнопки-иголки. На доске – эпиграф.)Тема урока: «Самое дорогое, что есть - жизнь».
Эпиграф: (на доске)
«А в жизни самое главное,Наверное жизнь сама».Эдуард Межелайтис (литовский поэт)
«Прекрасное есть жизнь…» (Н.Г. Чернышевский).Ход занятия:
I. Вступление
-Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня вы перешагнули порог старшей школы и стали учениками 5 класса
Я надеюсь, что этот 5 класс будет здоровым, дружным и сплоченным. Нас ждет много интересных дел. Но главное наше дело - это сберечь наш коллектив, чтобы каждый чувствовал себя в нем уверенно, надежно и удобно.
В 5 классе вас ждут новые предметы, новые учителя. Не всегда будет легко, не все будет получаться. Но я хотела бы, чтобы каждый из вас понял и почувствовал, что он не один, что рядом друзья, что всегда на помощь могут прийти одноклассники, родители, учителя. Впереди у нас много открытий, много нового и интересного, а пока…
II.
Сегодня, первого сентября, по традиции, у нас состоится первый урок. Я надеюсь, что вы будете внимательными, и каждый из вас примет на уроке активное участие. Договорились?
Итак, мы с вами поговорим о том, что является для каждого человека самым дорогим, важным, главным. Как вы считаете, что для вас ценное в вашей жизни? (Планета, мир во всем мире, страна, Родина, малая родина человека, семья, жизнь, здоровье, природа). -Правильно. Всё, что вы говорили самое важное для человека. Для любого человека любой национальности, в любой точке мира самым дорогим является его Родина, его семья, здоровье, его близкие, то, что мы очень любим и ценим. А вот без чего всё это невозможно? (Без жизни).
-Так что же самое главное для человека? (Жизнь).
-Верно. Конечно же, самое ценное это - жизнь.
«А в жизни самое главное,Наверное жизнь сама».Эдуард Межелайтис (литовский поэт)
- Согласны ли вы с этим?
Как хорошо на свете жить:Смеяться, плакать и любить,Идти по снегу босиком,Мечтать и думать ни о ком,Вдыхать сиреневый дурманИ верить в дружеский обман, Мять колесом ковыль степей,Кормить с ладони голубей…Не сетовать и не брюзжать,А каждый день в руках держать,Как бесконечно ценный дар,Который нам от бога дан.
 
III.
-А теперь давайте попробуем задать вопрос: «Что такое жизнь?»  (Годы, отведенные человеку для существования в этом мире).
-Верно. Но согласитесь, каждый человек вкладывает в это понятие абсолютно разные значения. Давайте я вам зачитаю несколько таких представлений о жизни, а вы выберите из них то, которое вам показалось наиболее подходящим. Итак, что такое жизнь?
Жизнь – это вызов, прими его. Жизнь – это долг, исполни его. Жизнь – это игра, сыграй в нее. Жизнь бесценна, береги ее. Жизнь – это богатство, храни его. Жизнь – это таинство, познай его.Жизнь - это любовь, наслаждайся ею. Жизнь – это обещание, исполни его. Жизнь – это скорбь, преодолей ее. Жизнь – это песня, спой ее. Жизнь – это борьба, прими ее. Жизнь – это трагедия, перебори ее. Жизнь – это возможность, не упусти ее. Жизнь – это красота, восхищайся ею. Жизнь – это блаженство, вкуси его. Жизнь – это мечта, реализуй ее. Жизнь – это вызов, прими его. Жизнь – это приключение, испытай его. Жизнь – это удача, поймай ее. Жизнь драгоценна, не разрушай ее. Жизнь – это борьба, борись за нее. 
Давайте теперь попытаемся объяснить каждую строчку этого произведения. (Ответы обучающихся).
IV. -Но у каждого человека жизнь протекает по-разному. Давайте я вам сейчас зачитаю одну притчу, а вы послушаете ее и скажите, как вы ее поняли.
Некий молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».
-Итак, вы прослушали притчу, и теперь скажите мне, почему постаревший человек сказал, что «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты»? (Он всю жизнь смотрел только себе под ноги, ни разу не посмотрел по сторонам и не восхитился чистым голубым небом, красивым цветком, ясным солнышком. Он видел только грязь, все искал монеты, надеясь на легкую наживу). -Правильно ли он жил? (Нет).
-Почему? В чем заключалась его ошибка? (Он был слишком озабочен собственной выгодой, смотрел себе под ноги и видел лишь грязь, не замечая красоты окружающего мира, никому не помог, не сделал добра и не был никому нужен).
-А вот другая притча, которую я вам хочу зачитать:
Старый мастер возвел дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.
Наступила старость. Вспомнил свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию - никто не помнит его.
-Что ты оставил после себя? – спрашивают люди.
-Есть ли у тебя сын или дочь?
-Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.
-Может быть, ты посадил дерево?
- Нет, не посадил я дерева.
-Может быть, взлелеял поле?
-Нет, не взлелеял поле.
-Ну, так значит, ты песню сложил?
-Нет, и песни я не сложил.
-Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?
Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало … Не так надо было жить! Не так…»
-Почему человек горько раскаивался? В чем заключалась его главная ошибка? Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди? (Ответы учащихся: нужно совершить как можно больше добрых, полезных поступков, чтобы после себя оставить добрую память, добрый след.)
-Совершенно верно. Оба героя этих рассказов жили неправильно: думали только о себе, не сделали ничего полезного и получили взамен пустоту, боль раскаяния и горечь. Для того, чтобы жизнь была интересной, яркой и по-настоящему ценной, нужно совершить как можно больше добрых, полезных поступков, чтобы после себя оставить добрую память, добрый след. Необходимо ставить перед собой цели и учиться их достигать. Цели могут быть самыми разными: маленькими, большими, глобальными. Например, после окончания школы у вас появится цель поступить куда-нибудь и получить желаемую профессию, стать специалистом. А пока у вас небольшие, но тоже важные цели: например, окончить четверть без троек, накачать мышцы, закалить силу воли и т.д. А у вас есть какие-нибудь цели? (Ответы обучающихся).
-Молодцы. Но запомните, что самая главная цель в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.
V. –А сейчас попробуем и мы с вами сделать добро, потрудиться духовно. Итак, сегодня мы с вами поступаем в организацию, которая называется «Добрый след». Ваша задача – придумать как можно больше полезных дел, используя при этом слова, написанные на доске. (СТАРУШКА, ЦВЕТЫ, ПОЛЫ, АВТОБУС, НАВЕСТИТЬ, ПОДАРОК, ВЕДРО, МУСОР, ДРОВА, ПРОДУКТЫ, ЛЕСТНИЦА). Далее, через 3 мин. обучающиеся зачитывают по очереди свои «добрые» поступки).–Молодцы. Я уверена, что не только в игре, но и в жизни вы будете делать добро и совершать только хорошие поступки.
VI. -Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: Зачем и для чего я живу? Что я дал другому? Что я доброго оставлю после себя? Но для того, чтобы у вас были на это силы, чтобы ваша жизнь радовала вас, нужно иметь крепкое здоровье, ведь от вашего здоровья напрямую зависит ваша жизнь. Конечно, мы много с вами беседовали о том, как нужно укреплять свое здоровье. Давайте, прямо сейчас перечислим вредные и полезные привычки, и разместим их в две колонки. Вы будете их перечислять, а я – записывать на доске:
Полезные привычки Вредные привычки
Ежедневная зарядка
Правильное питание
Режим дня
Прием витаминов.
Закаливание
Своевременное обращение к врачу.
Соблюдение ПДД
Курение, употребление алкоголя
Еда всухомятку, вредные продукты (чипсы, газировка, злоупотребление сладким).
Многочасовой просмотр телевизора и работа на компьютере.
Привычка сутулиться.
Привычка одеваться не по сезону.
Самолечение
Привычка купаться в запрещенных местах.
Находиться после 22-00 без сопровождения взрослых.
Собирать незнакомые грибы и ягоды.-Молодцы. Я вижу, вы хорошо запомнили, какие привычки являются вредными, а какие – полезными. Давайте, же теперь объясним, в чем заключатся вред или польза каждой привычки. (Ответы обучающихся).
-Как вы думаете, для чего нужна зарядка? (Ответы обучающихся).
-Когда мы спим, все процессы в нашем организме замедляются. Замедляется дыхание, сердце гонит кровь по венам не так шустро, как днем, мозг переходит в «пассивный режим». И когда мы открываем глаза, мы все еще ощущаем последствия такого расслабления. Нам лень, мы хотим поспать «ну еще пять минут». В таком состоянии ни в коем случае нельзя сразу нагружать организм. Есть такие товарищи, которые, вскочив с кровати в 6 утра, тут же бегут на улицу, на пробежку. Это неправильно. Наш организм очень похож на машину. Заведется ли ваш «железный конь» в мороз без прогрева двигателя? То же и с нашим телом. Для начала нужно «запустить» обменные процессы в нашем организме. Это и называется утренней зарядкой. К зарядке, как и ко всему в нашем деле, надо подготовиться заранее. Делать ее следует на голодный желудок, предварительно выпить стакан воды или зеленого чая. Это нужно потому, что  за ночь и утром из нас выходит жидкость, а при недостатке ее в организме кровь густеет и сердцу труднее ее «качать». Это и вызывает то чувство слабости и лени, которое нам всем так знакомо :) Прежде чем приступать к упражнениям, еще раз напомню, что зарядка и тренировка — разные вещи. Тут нам не надо будет перенапрягаться и выкладываться на 100%. Главная наша задача — разогнать кровь и запустить обменные процессы в организме.
Как правильно делать утреннюю зарядку?(Ответы обучающихся).
Обучающиеся встают и делают зарядку.
- 1. Включите музыку. Любимые ритмы быстро приведут мозг в нужное состояние. Советуем что-нибудь легкое, танцевальное. Для начала — небольшая разминка. Простейшие упражнения для утренней зарядки : поделайте круговые движения руками («мельница»). Вытяните руки вверх, и потянитесь как можно выше.
2. Разминка для нижней части тела. Сделайте десяток приседаний на полной стопе.
3. Затем поочередно поднимайте ноги, касаясь коленом груди (Не надо делать это упражнение резко, есть риск поставить синяк)
4. Разомните поясницу. Поделайте наклоны на прямых ногах, попытайтесь достать пальцами кончики ступней.
5. Поработайте над прессом. Ноги - под диван, и сделайте хотя бы 10 поднятий корпуса.
6. И, под конец, просто потанцуйте.  Видите, всего 5  элементарных упражнений, (дотянуться до кнопки включения колонок или одевание наушников мы упражнением не считаем,) и мы чувствуем прилив сил и хорошего настроения.
-Ребята, теперь вы поняли для себя, в чем состоит польза зарядки? Будете ли вы ее теперь делать?
-Итак, теперь мы немного поговорим о правильном питании. Как вы считаете, для чего нужно питаться правильно? (Ответы обучающихся).
СПРАВКА: Исключительна роль питания в формировании тела и поведения школьника. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым для нормального кроветворения, зрения, для красивой и здоровой кожи. Правильное, здоровое питание формирует защитную функцию организма, повышает устойчивость детей к инфекциям, к агрессивному воздействию внешней среды.
В рацион школьника должны быть включены все группы пищевых продуктов:
мясо и мясопродукты
рыба и рыбопродукты
молоко и молочные продукты
яйца
пищевые жиры
плоды и овощи
хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия, крупы, бобовые
сахар и кондитерские изделия
напитки
-Какие продукты являются вредными? (Чипсы, газировка, сухарики, лапша быстрого приготовления, быстросупы и каши, чупа-чупсы и т.д.)
-Да, действительно, перечисленные продукты очень вредны для растущего организма, так как содержат большое количество красителей, химических веществ и консервантов. Неправильное питание приводит к избыточному весу, заболеваниям желудка и печени, нарушает пищеварение и обмен веществ.
-Теперь мы поговорим еще об одной вредной привычке – курении.
Немного фактов:
   Трое мужчин курили в сарае на соломе. Окурки бросали тут же. Вскоре один уснул, а двое других ушли по своим делам. Солома загорелась. Тушить было некому и нечем. Пламя уничтожило несколько домов, магазин и склад. Курильщик погиб в огне. Сколько таких случаев? Не счесть.
Отравляющее действие табака на живые организмы давно доказано.
   Так, если перед клювом какой-нибудь малой пичуги поместить каплю никотина, то птица погибнет от вдыхания никотиновых испарений. Опыты показывают, что достаточно впрыснуть под кожу лягушке только одну сотую часть грамма никотина, чтобы вызвать у нее моментальную остановку дыхания и сильные судороги.
     Смертельной дозой для человека, непривычного к курению табака, является всего несколько сотых грамма никотина.
-Что же происходит во время курения?
При курении происходит сухая перегонка: воздух при затяжке табаком нагревается до температуры 60 градусов и извлекает из него различные вещества, которые вместе с дымом поступают в легкие. Наибольшее значение при перегонке имеют аммиак, оксид углерода, канцерогенные вещества ( канцер – лат. Рак), способствующие возникновению злокачественных опухолей.Температура воздуха, поступающего в рот в процессе курения, обычно на 40 градусов ниже температуры дыма. Такие перепады температуры отражаются на состоянии зубной эмали со временем на ней появляются микроскопические трещинки «входные ворота» для микроорганизмов, в результате у курящих быстрее рушатся зубы.
Слизистые оболочки гортани и трахеи также подвергаются действию табачного дыма. Составные части табачного дыма раздражают слизистые оболочки легких, постоянное курение поэтому сопровождается бронхитом. Значительно сокращается сопротивляемость легких к различным инфекционным заболеваниям.
В результате поступления дыма в кровь, вместо того чтобы обогатиться кислородом, она насыщается угарным газом. Нарушается течение одного из самых важных процессов – дыхания, без которого невозможна жизнь.
-Вот видите, как с помощью этой вредной привычки человек сам разрушает самое дорогое, что у него есть – собственную жизнь. Ведь идя на поводу у этой привычки, можно разрушить свое здоровье и лишиться жизни.
VII. –Ребята, у нас осталось немного времени, давайте подведем итоги нашего урока, вспомним, что мы сегодня узнали. (Ответы обучающихся).
(-Мы говорили о том, что наша жизнь – самое дорогое, что у нас есть. Чтобы она была яркой и интересной, наполненной добротой, необходимо творить добро самим, совершать хорошие поступки, быть отзывчивыми, трудиться, ставить цели и учиться их достигать. Жизнь бесценна, ее качество и долгота напрямую зависят от здоровья и образа жизни, поэтому укрепляйте свое здоровье, занимайтесь спортом и не приобретайте вредных привычек.
VIII. Игра «Загадай желание»
И в завершении нашего урока я тоже хочу совершить добрый поступок и подарить вам цветик-семицветик. Если на его лепестки прикрепить свои пожелания, то все задуманное обязательно сбудется. У вас на партах лежат листочки бумаги. Вам дается 3 минуты, чтобы придумать и записать свое пожелание. Только оно должно начинаться словами: «В 5 классе я хочу...»
И еще один секрет. Цветик-семицветик исполняет не все желания, а только те, которые ты сам стараешься исполнить. Внимание, задумайте желание и запишите его на листочке бумаги!
(Дети записывают желания на листках бумаги.)
А теперь остается только сохранить наши желания и ждать. В конце учебного года мы проверим, чьи мечты цветик-семицветик исполнил, а чьи остались только на бумаге. Но вы не забыли, какие желания исполняет наш волшебный цветок? Только те, которые ты сам всеми силами стараешься осуществить.
IX. И в заключение нашего урока я хочу зачитать вам одну притчу.
Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.
Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»
Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»
Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!
Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.
А сегодняшний урок, может, стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь»…
Ну, вот и подошел к концу наш первый урок. Я еще раз поздравляю вас с началом нового учебного года и хочу пожелать успехов в нашем совместном труде. (Совместное фото). Ученики по окончании беседы расписываются в дневнике классного руководителя.