Сообщение Сотрудничество учитель – ученик, ученик-ученик на уроках в школе полного дня.


Сотрудничество учитель – ученик, ученик-ученик на уроках в школе полного дня.
Школа полного дня основана на развитии коммуникативных универсально-учебных действий. Для того чтобы создать оптимальные условия для развития коммуникативных УУД на уроках, я распределяю учащихся по уровням обучаемости и работоспособности.
К ученикам с высоким уровнем обучаемости относятся те, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, самостоятельно развивают те или иные положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня усвоения за самое короткое время.
К ученикам со средним уровнем обучаемости отношу тех, которые усваивают изучаемый материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определенных тренировочных упражнений, могут увидеть в частном общее, овладевают знаниями, переносят их в новые ситуации
Ученики с низким уровнем обучаемости усваивают материал после длительной подготовительной работы и не всегда в полном объеме, затрудняются выделить существенное, закономерное после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания преимущественно по аналогии.
Продуктивнее всего работает группа в составе от 4 до 7 человек. Так как в моём классе всего 22 ученика, то группы я распределила по рядам. В каждой группе от 6 до 9 человек. Из числа учащихся выбираем консультанта, который координирует работу группы, подводит предварительные итоги.
Для определения уровня работоспособности и обучаемости учащихся, меры их занятости и содержания продуктивной деятельности на уроках я использую разные формы работы, при которых задания различаются по объему, характеру и уровню требований. К таким формам относятся:
Фронтальная форма. Выбирая эту форму работы, я ставлю общую цель и даю одинаковые по объему и сложности задания всем учащимся одновременно, ограничивая их работу во времени и наблюдая за ходом и порядком работы;
групповая форма- ставлю общую цель и определяю частные цепи для временно созданных в классе групп учащихся, предлагая им разные или одинаковые задания для совместной внутригрупповой работы, ограничивая во времени, наблюдая за ходом и порядком работы;
индивидуальная форма, при которой я даю учащимся разные по характеру, объему, сложности или времени выполнения задания, учитывая учебные возможности каждого ученика.
Индивидуальная работа является составной частью групповой. В процессе работы у учащихся возникает необходимость обращаться за помощью к товарищу, обсуждать результаты.
Групповая работа включает как обязательный элемент индивидуальное выполнение каждым школьником части задания.
Результаты индивидуальной работы обсуждаются всей группой, находятся и исправляются ошибки, закрепляются знания.
Организуя групповую работу, я планирую индивидуальные и совместные формы работы учащихся. Моя роль заключается в том, чтобы, объяснив необходимость взаимопомощи, объединить учащихся в группы по степени подготовленности, поддержать дисциплину, оказывать необходимую помощь, оценивать работу и подводить итоги.
Важное значение в работе школы полного дня имеют консультации. Посещение консультаций не обязательно для всех учащихся. На консультацию обычно приходят те учащиеся, которым трудно дается усвоение того или иного материала, или те, которым нужно подготовиться к контрольной работе. Консультации проводятся и для учащихся, которые проявляют повышенный интерес к тому или иному предмету.
По способам проведения могут быть такие консультации: консультация-совет; консультация-разъяснение; консультация-обсуждение; комбинированная (смешанная) консультация.
Консультацию-совет  я начинаю с разъяснения значения и сущности предстоящей работы, советует, как лучше организовать эту работу. Затем консультация продолжается в вопросно-ответной форме.
Консультацию-разъяснение назначаю после изучения какой – либо темы или раздела программы. Провожу в вопросно-ответной форме. Цель этой консультации -систематизацию знаний учащихся перед контрольными работами. На консультацию учащиеся приходят после ознакомления с учебниками и дополнительной литературой. Я отвечаю только на такие вопросы, которые не нашли должного отражения в учебниках, являются спорными или возникли в результате самостоятельной работы учащегося.
Консультации-обсуждения провожу как обязательные для всех учащихся и посвящаются обсуждению тех проблем и вопросов, которые изучались учащимися самостоятельно. Консультация способствует развитию самостоятельности мышления, умения анализировать факты и явления, творческого подхода к усвоению знаний, помогает учащимся в выяснении наиболее сложных вопросов.
Консультации провожу не по всем темам, а лишь по наиболее сложным, важным в дальнейшей учебной и практической деятельности учащихся.  Такая работа приводит к создание единого общешкольного коллектива раздвигает рамки общения.
Своё выступление хочу закончить словами немецкого педагога:
«Плохой учитель- преподносит истину, хороший учит её находить».
А. Дистерверг