Конспект урока по химии на тему Алюминий (9 класс)

 Технологическая карта урока по теме «Алюминий»
ФИО педагога: Зайцева Марина Анатольевна Предмет: химия Класс: 9 УМК:
О.С. Габриелян. Учебник. Химия. 9 класс.- М.: Дрофа, 2009
А.С.Корощенко, А.В.Яшукова Тематические тестовые задания.8-9 классы. ЕГЭ: шаг за шагом. –М.: Дрофа, 2011 О.С Габриелян, Н.П. Воскобойникова. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
Тема урока: Алюминий
Тип урока: формирование и закрепление новых знаний
Цель урока - установление причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением вещества на примере алюминия.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
Рассмотреть особенности строения атома алюминия на основе его положения в ПСХЭ.
Изучить физические и химические свойства алюминия, продолжить формирование представлений учащихся о переходных химических элементах, а также умения составлять уравнения химических реакций с точки зрения окислительно-восстановительных процессов и ТЭД.
Выявить области применения алюминия, основанные на его свойствах.

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:
Способствовать развитию познавательных интересов, учебной мотивации, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, нравственно-этических чувств и регуляторов морального поведения.

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:
Регулятивных - развивать умение определять и формулировать цель, выдвигать гипотезу, способствовать приобретению навыков самостоятельной работы, планирования, прогнозирования, волевой саморегуляции, осуществления самоконтроля по результату и по способу действия. Развивать способности к рефлексии, к познавательной инициативе, самостоятельному учету результатов действия, внесение необходимых корректив.

Коммуникативных – развивать культуру общения, чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно через работу в парах, группе; воспитывать культуру умственного труда, сохранения своего здоровья, соблюдения техники безопасности при работе с химическими реактивами, ответственность за результаты своего труда, выражение своих мыслей в соответствии с поставленными задачами и условиями, формулирование и аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений, достижение договоренностей и согласование общего решения, разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников, управление поведением партнера, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Познавательных – развивать умение анализировать и оценивать информацию, строить логические цепочки рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать, составлять план действий, предлагать решение выдвинутых задач, устанавливать причинно-следственных связи, делать обобщающие выводы, структурировать знания.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ресурсы урока: АРМ, рабочий лист, отражающий все этапы урока (для каждого обучающегося), предметы, содержащие алюминий и его соединения (бенгальские огни, алюминиевая посуда, дезодорант-антиперсперант, препарат Алмагель, алюминиевый баллончик), план характеристики химического элемента по его положению в ПСХЭ, коллекция «Алюминий», лабораторное оборудование, реактивы, инструктивные карточки для химического эксперимента, интернет-ресурсы (видеоопыты), дидактические карточки для контроля знаний, тестовые задания (учебное пособие: Корощенко А.С., Яшукова А.В. Тематические тестовые задания.8-9 классы –М.: Дрофа, 2011)
Дидактическая структура урока
Содержание деятельности учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов, ресурсы
Содержание деятельности учеников
УУД
Приложения

Организационный момент

Приветствует учеников, отмечает отсутствующих
Вступительные слова учителя, создание рабочего настроя
Реагируют на приветствие в индивидуальной манере, дежурные сообщают об отсутствующих
Коммуникативные: стиль общения с учителем и друг с другом
Регулятивные: самонастрой на работу
2 мин

Проверка домашнего задания

Проводит тестирование.
Предлагает эталон ответов и критерии для оценивания (выводит на экран), собирает листы с выполненными и оцененными заданиями.
Тест по теме «Щелочные и щелочноземельные металлы, их соединения»
Выполняют тестовые задания по вариантам.
Взаимопроверка результатов.
Регулятивные: самооценивание правильности выполнения
5 мин

Целеполагание и мотивация обучающихся
1.Демонстрирует предметы, содержащие алюминий и его соединения и предлагает сформулировать тему урока, ответив на вопрос: «Что объединяет данные предметы?»
2.После формулировки темы, задаю вопрос, помогающий сформулировать цель урока и план действий: «Что необходимо знать о веществе, чтобы его полноценно использовать?»
Раздаточный материал (предметы, содержащие алюминий и его соединения) для определения темы урока.


Выдвинуть гипотезу, на основе которой сформулировать цель урока и составить план действий
Определяют тему урока, записывают в тетрадь.



Строят логическую цепочку:
применение основано на свойствах, свойства зависят от строения.
Формулируют цель урока и план действий (план урока), который записывают в тетрадях и на доске:
1.Особенности строения атома Al
2.Физические и химические свойства Al
3. Применение Al, основанные на его свойствах.

Регулятивные - развивать умение определять и формулировать цель, выдвигать гипотезу, планировать свои действия.
Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, слушать собеседника
Познавательные – развивать умение наблюдать, анализировать, оценивать полученную информацию, строить логические цепочки рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать, составлять план действий
5 мин

Изучение нового материала с поэтапным закреплением

1этап. Разъясняет задание по изучению строения атома алюминия, корректирует работу учащихся.





Организует фронтальную работу по закрепление 1 этапа изучения нового материала. Выводит на экран эталон ответа и критерии оценивания


2 этап. Организует работу по изучению физических свойств алюминия и его применения







Организует фронтальную работу по закрепление 2 этапа изучения нового материала. Выводит заполненную таблицу и критерии оценивания на экран

3 этап. Организует работу по изучению химических свойств алюминия:
а) Фронтальная беседа:
Повторение общих химических свойств металлов
Инструктаж по технике безопасности








б) Учитель организует проведение хим.эксперимента, распределив задания по 4 группам
Учитель консультирует и контролирует учащихся в ходе выполнения эксперимента

























в) Демонстрация видеоопытов, используя интернет-ресурсы:
- Отношение алюминия к брому:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Отношение алюминия к йоду:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Алюминотермия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Организует фронтальную работу по закрепление 3 этапа изучения нового материала -подведение итогов исследования, выводит результаты исследования на экран и критерии оценивания.

Подводит итоги работы по изучению нового материала
1. Используя план характеристики химического элемента и ПСХЭ, охарактеризовать особенности строения атома алюминия, сделать вывод об активности алюминия.

Поверьте правильность выполненного задания.
Оцените друг друга.



2. Используя коллекцию «Алюминий», схему 15 в §13, опишите физ. свойства алюминия, определите на каких физических свойствах основано применение Аl, заполните таблицу:
Физические свойства
Области применения


Прокомментируйте получившуюся таблицу.
Оцените себя.



Зная общие свойства металлов, сделайте предположение об отношении Al к неметаллам, кислотам, щелочам, растворам солей, оксидам металлов.








Выполните лабораторные опыты, используя инструктивную карточку, опишите свои наблюдения, составьте уравнения соответствующих реакций. При возникновении затруднений воспользуйтесь текстом учебника.






















Посмотрите видеоопыты, сделайте выводы о химических свойствах алюминия, опишите свои наблюдения, составьте уравнения соответствующих реакций





Проверьте правильность выполнения задания.
Оцените себя.




Достигли ли вы поставленной цели урока? Насколько плодотворно вы работали? Используя предложенные критерии, поставьте общую оценку за вашу деятельность.
Индивидуальная работа по плану в тетради





Проверяют правильность выполнения задания (само и взаимопроверка)

2. Выполняют работу в парах, заполняют итоговую таблицу






Комментируют выполненное задание.
Оценивают себя.


Учащиеся на основе своих знаний об общих химических свойствах металлов, высказывают свои предположения о свойствах алюминия, о сходствах и различии с другими металлами


Обучающиеся формулируют цель своих исследований.
Проводят лабораторную работу в парах (4 вида заданий), составляют уравнения реакций:
1 группа – Отношение алюминия к кислороду (горение бенгальского огня)
2 группа – Отношение алюминия к воде
3 группа – Отношение алюминия к соляной кислоте
4 группа – Отношение алюминия к гидроксиду натрия
Оформляют свои наблюдения в тетради по предложенной в инструктивной карточке схеме, комментируют результаты эксперимента одноклассникам.

Продолжают заполнять предложенную схему








Ученики сверяют результаты своей работы с эталоном на экране. Оценивают себя


Подсчитывают средний балл по выполненной работе, делают вывод по достижению цели урока.

Познавательные:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия,
структурирование знаний,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
построение логической цепи, рассуждений, самостоятельный учет установленных ориентиров.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей в соответствии с поставленными задачами и условиями, формулирование и аргументация своего мнения и позиции
учет разных мнений,
планирование учебного сотрудничества
Регулятивные: прогнозирование,
осуществления контроля по результату и по способу действия, коррекция работы,
развитие волевой саморегуляции, приобретение навыков самостоятельной работы
25 мин















Контроль сформированных знаний, умений и навыков

Организует самостоятельную работу учащихся с проверкой по эталону, выведенному на экран, собирает листы с выполненными и оцененными заданиями.








ИЛИ проводит интерактивный тест (при наличии доступа учащихся к компьютерам)
С какими из перечисленных веществ взаимодействует алюминий? Составьте уравнения возможных реакций (на экран выводятся названия веществ)
Проверьте выполнение правильности заданий, обменявшись друг с другом тетрадями и используя эталон ответа на экране. Оцените друг друга.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Выполняют задание, взаимопроверка по эталону, оценивание своей работы.







Выполняют тест в режиме онлайн, с индивидуальным оцениванием
Познавательные:
анализ, сравнение,
использование общих приемов,
способов и условий действия.
Регулятивные:
самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале,
волевая саморегуляция,
познавательная инициатива,
осуществление самоконтроля по результату и по способу действия,
внесение необходимых корректив.
Коммуникативные:
координирование разных позиций с учетом разных мнений.
Личностные:
развитие этических чувств и регуляторов морального поведения.
5 мин

Домашнее задание
Комментирует домашнее задание.
§13, материал опорного конспекта
Выбрать любой вариант предлагаемых заданий:
1 вар. - рассмотреть уравнения, подтверждающих химические свойства алюминия с точки зрения ОВП и ТЭД.
2 вар. - подготовить электронные презентации о свойствах алюминия, истории открытия, получении, применении, влиянии на организм человека, перспективах применения алюминия и его соединений
3 вар.- используя различные источники, соберите информацию о производстве алюминия в Карелии.
Записывают задания в дневник
Личностные: самоопределение
Регулятивные: оценка, саморегуляция
1 мин

Итоги урока и рефлексия

Благодарит за работу на уроке.

Предлагает учащимся проанализировать свою деятельность в ходе урока и оценить её








Ответьте на предложенные вопросы, оцените свою деятельность по 5-балльной шкале:
«Я» - Как чувствовал себя, с каким настроением работал? Доволен ли собой?
«МЫ» - Комфортно ли было работать с одноклассниками, в группе?
«ДЕЛО» - достиг ли цели обучения?

Анализируют свою деятельность, осуществляют самооценку.

Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
результатов деятельности
Регулятивные: оценка, самооценка,
адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные:
формулирование и аргументация своего мнения
Личностные:
внутренняя позиция школьника,
самооценка на основе критерия успешности
2 мин





15