Конспект нетрадиционного урока по литературе на тему Н.Гоголь Ревизор. Разоблачение пороков чиновничества

Тема. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России».


Цели урока:
образовательные:
исследовать проблему пороков чиновничества в комедии;
проанализировать, каким виделся уездный город России первой половины 19 века, его обитатели и чиновники Н. В. Гоголю;
сформировать связь между деятельностью чиновников и благополучием города;
побудить учащихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя;
проследить связь между фамилиями чиновников и их пороками;
развивающие:
развивать умение подбирать цитаты, навыки анализа драматического произведения;
развивать критическое и творческое мышление, коммуникативную компетенцию учащихся;
развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности, речевую активность;
развивать самостоятельность и организованность учащихся;
воспитательные:
воспитывать положительного отношения к учению и интерес к русской литературе;
воспитывать вдумчивого зрителя, читателя;
формировать устойчивую нравственную позицию, эстетическое восприятие средствами литературы;
воспитывать желание бороться со всем «дурным» в родном городе.
Тип урока: формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок-экскурсия.
Оборудование: портрет Н.Гоголя, учебник, издания произведений, презентация, карточки с таблицей


«В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу всё дурное в России,
какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах
и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости,
и за одним разом посмеяться над всем»
Н.В.Гоголь

Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Так начнем урок сейчас.
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Вступительное слово учителя
На прошлых занятия мы с вами познакомились с биографией Н.В.Гоголя и с историей создания его комедии «Ревизор». Для того чтобы возобновить в памяти некоторые моменты, я предлагаю вам сейчас решить кроссворд.
Кроссворд
1. Первое слово в названии первой книги Гоголя? («Вечера на хуторе»)
2. Кто подсказал Гоголю мысль о «Ревизоре»? (Пушкин)
3. В каком театре состоялось первое представление «Ревизора»? (Александровский)
4. Кому принадлежат слова: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне
· более всех» (Николай І)
5. В какой области родился Гоголь? (Полтавская)
6. Каким словом герои пьесы называют ревизора? (инкогнито).
7. Какой известный критик приветствовал в «Ревизоре» «истинно художественное произведение»? (Белинский)
8. Жанр «Ревизора»? (комедия)
ІІІ. Сообщение темы, цели и задач урока
Какое слово у нас получилось? (Чиновник)
Как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? В тетрадях запишите тему урока.
Давайте обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова и выясним, что означает каждое слово в теме.
ЧИНОВНИК - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание.
ПОРОК - тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство.
РАЗОБЛАЧАТЬ - раскрыть чьи-нибудь тайные замыслы, ложь, злоупотребления.
- Внимательно прочитайте эпиграф к уроку.
- Какими же будут цель и задачи нашего урока? (исследовать проблему пороков чиновничества в комедии; сформировать связь между деятельностью чиновников и благополучием города; проследить связь между фамилиями чиновников и их пороками)
Мне очень хочется, чтобы у вас после сегодняшнего урока появилось желание бороться со «всем дурным» в нашем городе.
Наш сегодняшний урок будет необычным, мы проведем его в форме заочной экскурсии по улицам и заведениям губернского города N, в ходе которой мы узнаем, как жил типичный уездный город 19 века в России. Какой город называют уездным? (Уездный город - это маленький провинциальный городок, находящийся «в самой глуши»)
Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя нам представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала XIX века.
- У вас на партах лежат листочки с таблицами. В течение урока вам необходимо будет заполнить все колонки. Для этого вы должны внимательно слушать всё, что будет сказано во время экскурсии.
 
 ІV. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации 
Итак, нам пора перенестись в комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». А экскурсию по городу N нам любезно согласился провести городничий города N Антон Антонович Сквозник-Дмухановский со своей супругой и дочерью. Пока они опаздывают, воспользуемся случаем, чтобы лучше узнать человека, от которого зависит благополучие целого города. Я просила вас найти в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля значения слов «сквозник» и «дмиться»
Ответ учащегося
«Сквозник» (от «сквозь») – хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз.        
«Дмухановский» (от «дмить») – малоросс.– «дмухать», «дмиться» - «надмеваться, напыщаться, становиться надменным».  Это – «спесь, киченье, напыщенность,  гордость, чванство».
Что же получается, ребята? Какого человека мы с вами ждем? (Сквозник-Дмухановский - чванливый, напыщенный, хитрый пройдоха, опытный плут).
Что ж, возможно, городничему просто не повезло с фамилией. Но будем к нему внимательны. А вот и сам Антон Антонович со своей семьей!

Городничий. Господа туристы! Приветствую вас в нашем небольшом городишке, который находится, как говорится, в самой глуши. Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
Учитель. А что это такое? Похоже на планировку. Вероятно, здесь будут что-то строиться?
Городничий. Да это я, знаете ли, приказал разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно ведь чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя. А если б знали вы, сколько возле того забора навалено всякого сору было! На сорок телег! Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор черт их знает откудова и нанесут всякой дряни! 
Господа, обратите внимание, мы подходим с вами к зданию суда. Вот это передняя, сюда обычно являются посетители. Только осторожней, пожалуйста, не споткнитесь, а то сторожа «завели тут домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами».
Учитель. Позвольте, но разве так можно?
Городничий. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? Только, конечно, в таком месте неприлично... Я и прежде хотел судье это заметить, но все как-то позабывал.
Проходите в кабинет Аммоса Федоровича, да не обращайте внимания на всякие вещи, которые тут высушиваются и всякий хлам, разложенный здесь. Сейчас мы побеседуем с заседателем, который расскажет нам о работе суда. Хотянет, кажется, сегодня он это сделать не в состоянии – «от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Давно я хотел об этом сказать судье Ляпкину-Тяпкину, но был, не помню, чем-то развлечен. 
Учитель. Что ж, ребята, похоже, работу суда в полной мере иллюстрирует фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина - все здесь делается «тяп-ляп». А вот и сам судья.
Здравствуйте, Аммос Федорович! Мы пришли к вам на экскурсию. Покажите, пожалуйста, нам свои бумаги и документы. Нам очень интересно, как у вас обстоят дела.
Ляпкин-Тяпкин. Я в судейском стуле сижу вот уж 15 лет, а как загляну в докладную записку а! только рукой махну. Если хотите заглянуть в какую-нибудь бумагу, так вы и жизни не будете рады. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда.
Городничий. Амос Федорович
· очень образованный человек. Он прочитал ни много ни мало 5 или 6 книг!
Учитель. Аммос Фёдорович, а почему у вас над шкафом со служебными бумагами висит охотничий арапник? Ведь ему здесь не место
Ляпкин-Тяпкин. Я страсть как люблю охоту, я бы даже сказал, что это главное дело моей жизни.
Городничий. Прошу заметить, господа, что этот судья взяток не берет, а берет только борзыми щенками.
Ляпкин-Тяпкин. Господа, я приглашаю всех вас поохотиться в свободное время. Ведь все вы, наверное, слышали, что знаменитые местные помещики Чептович и Варховинский затеяли междоусобную тяжбу друг с другом, от чего я только выиграл, потому что могу травить зайцев одновременно на земельных территориях их обоих.
Учитель. Благодарим за приглашения, но мы еще не знаем, сколько пробудем в вашем городе. До свидания!
Городничий. А теперь давайте посетим учебные заведения. Только должен вас предупредить насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки. Один из них, например, корчит разнообразные странные рожи, но вы на это не обращайте никакого внимания, ведь это он так, от чистого сердца, а вовсе не из желания кого-нибудь из вас обидеть. Ведь смотритель Лука Лукич Хлопов следит за тем, чтоб не внушались юношеству «вольнодумные мысли».
Учитель. Ребята, какая странная фамилия! Что она вам напоминает? (холоп
· раб). Теперь понятно, почему смотритель так боится внушения вольнолюбивых мыслей.
Городничий. А вот к нам приближается сам Лука Лукич.
Хлопов. Здравствуйте! В общем, дела у нас обстоят хорошо. Однако есть у нас один учитель истории, которому стоит только дойти до темы, где необходимо рассказывать о великом полководце Александре Македонском, с ним тут же начинает твориться что-то неладное. Он начинает бегать по классу и так увлекается своим собственным рассказом, что начинает бросать стулья на пол. Я уже несколько раз делал ему замечания по этому поводу, а он отвечает на это: «Как хотите, для науки я жизни не пощажу». Поэтому никакие воздействия на него не принесли еще ни одного результата.
Учитель. В этом кабинете, кажется, идет занятие. Нельзя ли нам на него попасть?
Хлопов. Н-н-нет. Сейчас, знаете ли, время такое Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.
Учитель. Что ж, тогда не будем Вам мешать. Всего доброго!
Городничий. Предлагаю лучше сходить к богоугодным заведениям.
Учитель. Постойте, но ведь возле этой больницы должна быть церковь! На ее строительство еще 5 лет назад была выделена большая сумма, и поэтому она давно должна уже быть построена. Так почему же ее здесь нет?
Городничий. Так она начинала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял, чтоб никто, позабывшись, сдуру не сказал, что строительство и не начиналось.
Глядите, в конце коридора стоит Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь. Он немец по национальности, поэтому ни слова по-русски не понимает, так что ни о чем его не спрашивайте. А вот к нам приближается сам Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений. Очень услужливый и суетливый человек.
Учитель. Здравствуйте, уважаемый Артемий Филиппович. Расскажите, как идут дела в вашей больнице?
Земляника. У нас всё прилично. Колпаки у больных чистые, больные больше не похожи на кузнецов, над каждой кроватью надписано по-латыни всякую болезнь: когда кто заболел, которого дня и числа... Мы считаем, что чем ближе к натуре, тем лучше,
· лекарств дорогих мы не употребляем. С тех пор как я принял начальство, может быть, вам покажется даже невероятным, все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.
Учитель. Похвально! Однако я вижу пациентку, давайте поговорим с ней.
Пациентка. Да что говорить-то? Тут считают так: «человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдешь. Пациентам велено овсяный суп есть, а тут по все коридорам несет такая капуста, что береги только нос. Лекарь по-русски ни слова не знает, а пациенты мрут как мухи.
Учитель. Да, ребята, похоже, и здесь фамилия врача символизирует работу больницы: пациенты нещадно «гибнут», а «слащавый» Земляника
· человек хоть и толстый, но плут тонкий.
Городничий. Приглашаю вас посетить почтовую контору
Учитель. Уж здесь должны быть «тишь-гладь, божья благодать»!
Городничий. Вон за столом сидит почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин
Учитель. Постойте, но что это он делает? Что же он - не собирается его отправлять по назначению? Нданедаром фамилия этого чиновника образованна от западнорусского слова д.
Кажется, по улице идут купцы. Здравствуйте! Расскажите нам, как вам живется в этом городе? Какие здесь порядки и условия?
Купец 1. Городничий нам солоно пришелся. Взятками своими заморил!
Городничий. Да, за мной, как за всяким, водятся грешки, потому что я человек умный и не люблю пропускать того, что плывет в руки. А я, вот ей-богу, если и взял с иного, то, право, без всякой ненависти.
Купец 1. Если бы чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платье супружнице его и дочке мы против этого не стоим. Нет, вишь ты, ему всего мало. Придет в лавку и, что ни попадет, все берет. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконце: снеси-ка его ко мне».
Купец 2. Ну и несешь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят. Так все и припрятываешь в лавке, когда его завидишь. Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается. Нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? И на Онуфрия несешь. А если что, велит запереть двери. Недавно высекли жену унтер-офицера, а у слесарши несправедливо мужа «забрили» в армию.
Городничий. Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы мирские! жаловаться? Что, много взяли? Вот, думают, так в тюрьму его и засадят! Ух я вас (уходит).
Учитель. Что ж, ребята, похоже, нам лучше поскорее покинуть этот город.

V. Обобщение и систематизация знаний
- Ребята, какие впечатления у вас оставил город N? (улицы грязные, в центре «навалено сорок телег мусору». В учреждениях городка творится беззаконие)
- Как вы думаете, почему Н.Гоголь не дает название своему городу? (Неопределенное местоположение города придает ему условность, позволяет отразить в нем все социальные пороки России, достичь большей степени обобщения всех пороков. Подобных городов в России было великое множество)
Работа над карточками с таблицей
- Почему чиновникам жилось так хорошо? (они живут по принципу максимальной выгоды для своего личного кармана, нисколько не думая о выполнении своих истинных обязанностей – заботе о благоустройстве города и горожан).
- Какой выход из сложившейся ситуации видит городничий? Что советует чиновникам? На что направлены его действия? (изменить внешнюю сторону, скрыть недостатки, пустить пыль в глаз; цель чиновников – предохранить своё ведомство от настоящей ревизии и обезопасить себя )
- Обратимся вновь к эпиграфу. С какой целью писатель показал в комедии «всё дурное в России»? (Это ещё раз подтверждает, что уездный город в пьесе Гоголя – лишь часть общества, где обман, произвол, взяточничество, казнокрадство и т.п. в порядке вещей, это те самые «несправедливости» в России, о которых говорил драматург, приступая к комедии).
- Почему разоблачить нравственные пороки чиновничества было очень важно для автора комедии?
Давайте обобщим, какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии Н.В.Гоголь:
взяточничество
казнокрадство
низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством
скотская грубость перед низшими
самоуправство
произвол
безнаказанность
мошенничество
подобострастие и т.д.
Итак, мы видим, что чиновники игнорируют свои прямые служебные обязанности, возложенные на них государством, они безразличны к судьбам «маленьких» людей, в городе царит произвол, взяточничество.

VІ. Итог урока.

Комедию Гоголя «Ревизор» называют бессмертной. Можно ли согласиться с подобным утверждением? Разве не встречаем мы в современной жизни явления, подобные тем, которые описал Гоголь? Разве перестали люди бездумно засорять город? Разве исчезли все люди, халатно относящиеся к своим обязанностям? А сами вы всегда выполняете полученные задания?
Город, в котором мы живем и родились, мы называем родным. Именно с этим местом мы связываем надежды на будущее, поэтому хотим, чтобы наш город был красивым, чистым, уютным.
Но, говоря о своей любви к городу, мы должны замечать не только красоту и чистоту. Часто говорят и об отрицательных явлениях. А для чего? Изображая подобное, хотят, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону.
Рефлексия: 
Продолжите предложения:
Меня заставило задуматься
Мне бы хотелось изменить в моем городе
Только замечая достоинства и недостатки своего города, мы можем сделать так, чтобы он был лучше. Именно поэтому известные писатели поднимали проблемы, связанные с жизнью небольших городов, разбросанных по всей стране, исследовали нравы, царящие в этих городках, рассматривали людей, живущих там.

Оценивание учебной деятельности.

VІІ. Домашнее задание.
- нарисовать иллюстрацию или шаржи к теме «Чиновники уездного города» (по желанию);
- написать короткое сочинение на одну из тем:
«Каким я хочу видеть свой город?»
«Если я стану чиновником».

Характеристика чиновников уездного города

Имя чиновника


Сфера городской жизни, которой он руководит
Информация о положении дел в этой сфере
Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства
Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай» Берёт взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются
«Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало»; черты лица грубы и жёстки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не
по чину берёшь!». В немой сцене: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..»

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин
Судья
Занимается больше охотой, нежели судопроизводством. Заседатель вечно пьян.
Человек, прочитавший пять или шесть книг», берёт взятки «борзыми щенками».
«Я вот уже 15 лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну».

Артемий Филиппович Земляника
Попечитель богоугодных заведений
«Больные как мухивыздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют.
«Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но притом проныра и плут, «совершенная свинья в ермолке»; предлагает подсунуть «ревизору» взятку, доносит ему на других чиновников.
«Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; а если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Лука Лукич Хлопов
Смотритель училищ
Один учитель «скроил такую рожу» , другой при объяснении «не помнит себя хвать стулом об пол». «Умный человек – или пьяница, или рожу состроит хоть святых выноси».
«Не приведи Бог служить по учёной части! Всего боишься; всякий мешается, всякому хочется учёность показать, что он тоже умный человек». «Я, признаюсь. так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как грязь, завязнул».

Иван Кузьмич Шпекин
Почмейстер
«Посылки задерживаются», «дела в большом запущении», письма вскрываются.
«Простодушный до наивности человек», вскрывает чужие письма «из любопытства».










13PAGE 15


13PAGE 14815