Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать получен


Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Существует даже наука – валеология – наука о том, как сберечь здоровье. При этом психологи подразумевают все его виды: физическое, интеллектуальное, личностное, социальное, эмоциональное и духовное.
Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.
Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная моя задача. Опыт работы в школе позволил мне увидеть, что динамика работоспособности учащихся бывает различной в течение урок. Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.
Забота о здоровье подрастающего поколения начинается с заботы педагога о состоянии собственного здоровья, а оно во многом зависит от образа жизни, который он ведет. Мы также не всегда можем повлиять на принятие решений, от которых зависит экологическое состояние города (района, области, республики), где мы живем. Но всегда можно избегать вредных привычек, разнообразить свой пищевой рацион, научиться так регулировать профессиональную деятельность, планируя свой рабочий график, чтобы не допускать перегрузок и соблюдать режим труда и отдыха.
Раздел "Человек" (8 класс) в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы включаю материал о вредном действии алкоголя на организм человека.
При изучении темы "Пищеварение" обсуждаем с учащимися что алкоголь даже в небольших количествах раздражает рецепторы и слизистую оболочку рта, пищевода, желудка, вызывая обильное слюноотделение и выделение желудочного сока, с повышенной кислотностью, так как активизируются клетки, выделяющие соляную кислоту в желудке.
В теме "Дыхание" сообщаю ученикам, что пары алкоголя и продукты его распада отрицательно действуют на легочную ткань, приводят к снижению жизненной емкости легких, вызывает катар дыхательных путей, воспаление бронхов
При изучении темы "Развитие человеческого организма" раскрываю вредное влияние алкоголя на внутриутробное развитие ребенка. Если женщина в эти сроки беременности употребляет спиртное, то может возникнуть микроцефалия (недоразвитие черепа и головного мозга), пороки сердца и другие патологии. Алкоголь может попадать в детский организм с молоком матери, что вызывает нервное расстройство, в том числе нарушения психики и умственной отсталости, заболевания органов пищеварения, сердечно сосудистой системы. Описано много случаев алкогольного отравления грудных детей из-за того, что их матери пили вино или пиво. У детишек возникали судорожные припадки, а иногда приступы эпилепсии.
Изучение темы "Основы генетики" также дает возможность для широкого проведения антиалкогольной пропаганды. Рассказывая о влиянии алкоголя на процесс созревания половых клеток, обращаю внимание на возможность неправильного расхождения хромосом в мейозе.
Негативно влияют на здоровье учащихся малоподвижность во время урока и слабое разнообразие видов учебной деятельности.
Активно использую в своей работе подвижные физминутки. Для этой цели разработан комплекс упражнений, составленный с учетом возрастных особенностей детей. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.
Литература
1.Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения»/Под ред. М.М. Безруких и В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм, 2002.
2.Смирнов. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». – М.: изд-во АПКиПРО, 2002.
3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Учебное издание / Пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
4. Водопьянов В.И. Активный образ жизни и алкоголизм. Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. – 1986.