Педсовет «Стимулирование творческой активности учащихся на уроках и во внеурочное время»


Педсовет«Стимулирование творческой активности учащихся на уроках и во внеурочное время»Декабрь 2015 г Цели:способствовать стимулированию творческой активности учителя и ученика на уроке и во внеурочное время.способствовать созданию учителем образовательной модели по развитию творческого потенциала учащихся. Эпиграф «Ребёнок- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»Восточная мудрость Какие методы и приёмы необходимо использовать для стимулирования учебной деятельности? В качестве средств активизации учения школьников выступают:Технологии(игровые , информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, проектные , проблемное и развивающее обучение)Формы(индивидуальная, коллективная, парная)Методы(словесные, наглядные, практические, репродуктивные и поисковые)Приёмы обучения Группу методов стимулирования и мотивации можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у обучаемых. Во второй - методы, направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. Охарактеризуем подробнее каждую из этих подгрупп методов стимулирования и мотивации учения. Методы формирования познавательного интереса.Специальные исследования посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Эмоциональное стимулирование Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактовНапример. 1. Если одна сторона треугольника составляет 15 см, другая в 2 раза длиннее первой, а третья сторона на 12 см меньше второй, то его периметр составляет:А 63 см Б 48 см В 32 см Г 51 смПравильный ответ подскажет вам, когда был изобретен первый велосипед(А – 1818 г, Б – 1890 г, В – 1905 г., Г – 1920 г.) 2. Если масса 1 м3 гранита составляет 200 кг, то прямоугольный параллелепипед с измерениями 120 дм, 40 дм и 5 дм имеет массу:А 24000 кг, Б 2400 кг, В 48000 кг, Г 4800 кгПравильный ответ подскажет вам, зачем зайцу большие уши(А – для красоты, Б – чтобы лучше слышать, В – чтобы тормозить на поворотах, Г – чтобы не перегреться) Формирования интереса к учениюВ роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии. Например, весьма положительный отклик вызывают у обучаемых аналогии в курсе физики, опирающиеся на принципы бионики. При изучении явлений локации проводятся аналогии со способами ориентировки летучих мышей. При рассмотрении подъемной силы крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы. Эмоциональность переживания вызывают путем применения приема удивления, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых. Одним из приемов стимулирования является сравнение. Например, обучаемым предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, законов падения, законов плавания. Познавательные игрыЦенным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история, животный мир. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. Познавательные игрыЗадание. Вычислите и расположите ответы в таблице в порядке возрастания. Заполните нижнюю строку соответствующими буквами. Зачеркните третью и восьмую, прочитайте слово. Знаете ли вы, кто это?С 0,64∶ 3,2 М 1 ∶ 0,5 А 0,125 ∶ 25Е 1 ∶ 0,125 Р 0,63 ∶21 Д 83 ∶ 0,01Х 0,56 ∶ 0,7 И 8,91 ∶ 11 К 47 ∶ 0,1 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Числа0,0050,030,210,80,81284708300БуквыАРСХИМЕКДУчитель предлагает учащимся подготовить по желанию информацию об этом выдающемся учёном Познавательный спор К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые преподаватели умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, умело используют исторические факты борьбы научных точек зрения по той или иной проблеме. Однако ситуацию спора преподаватель может создать в любой момент, задавая самый тривиальный вопрос “А кто думает иначе?”. И если такой прием вызывает спор, то обучаемые сами собой делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения преподавателя. Так учебный спор выступает в роли метода стимулирования интереса к учению. Создание ситуации успеха в ученииОдним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных трудностей. Поэтому преподавателям следует так подбирать некоторым обучаемым, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, что придало бы им уверенности в себе, и они могли продолжить свою учебную деятельность в более благоприятном темпе. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Проблемное обучения На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Проектная деятельность Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. Проектная деятельность По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят (класс, учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.). Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников. Несмотря на разнообразие методов и форм опыт работы в школе доказывает, что не только трудно, но порой и невозможно научить школьника, если он не хочет учиться.Все должно пройти через его ум, его душу, его руки. И главное в методике работы учителя – не принуждение, а поиск путей применения таких методов и средств обучения, которые пробуждали бы познавательный интерес учащихся. Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Компьютерные технологииКомпьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности. Кроме того, мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока. Вывод педсовета: Стимулирует познавательную деятельность интересный урок; интересное занятие создает для учащихся новый стимул к учению, повышает интерес ребят к предмету, воспитывает самостоятельность и творческое мышление. И каждому из вас, я хочу прочитать Памятку учителю по Ш.А.Амонашвили. 1. Будь осторожен!2. Не ошибись!3. Не вреди!4. Дари себя детям!5. Постоянно ищи в детях богатство его души!6. Будь терпелив в ожидании чуда7. И будь готов для встречи с ним в ребенке!