Классный час по теме Человек живёт среди людей


КЛАССНЫЙ ЧАС
«ЧЕЛОВЕК ЖИВЁТ СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

Цель: формирование умений и навыков в сфере общения, умения слушать и слышать другого человека.
Оборудование: листы бумаги, ручки, свеча, спички, металлическая ёмкость. Стулья учащихся поставлены в круг.
Ход часа общения
Поклонившись, мы друг другу сказали...
Здравствуйте!
Что особого мы друг другу сказали...
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Здравствуйте, мне сегодня очень приятно встретиться с вами.
Человек живёт среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так построена жизнь. Одиночество мучительно, неестественно для человека, особенно когда он молод и полон сил. И от того, умеем ли мы общаться, иногда зависит наше счастье.
В фильме о проблемах молодёжи «Доживём до понедельника» звучали такие слова: «Счастье - это когда тебя понимают...».
Что для вас означает эта фраза?
Всегда ли вас понимают?
Что лично вам необходимо для счастья? Что для вас важно сейчас?
(Ответы детей по кругу.)
Все мы разные и понятие о счастье у нас разное, но многие сейчас говорили о друзьях, семье, близких, о взаимопонимании с ними.
«Счастье - это когда тебя понимают...» Но стараешься ли ты сам понять другого человека, тем самым сделав его чуточку счастливее? Умеешь ли ты слушать и слышать другого человека? Это для вас важно? Это и будет темой нашей сегодняшней встречи.
Умеем ли мы слушать и слышать другого человека? Давайте проверим.
Многие из вас наверняка были в ситуации, когда переданная информация о событиях или о вас самих доставляла вам массу неприятных эмоций, и вы даже не задумывались о том, насколько эта информация верна, вспыхивали, обижались, вели себя несдержанно. И лишь потом выяснялось, что же произошло. Сейчас мы увидим механизм передачи информации. Может быть, это поможет вам в будущем.
Игра «Испорченный телефон»
Для игры 5-6 игрокам предлагается выйти за дверь. Одному из игроков сообщается информация, его задача - запомнить её и пересказать тому, кто находился за дверью. Затем информация передаётся от одного к другому, от другого к третьему и т.д. Присутствующие наблюдают, как при передаче информация искажается. Переданную последнему игроку фразу сравнивают с первоначальной (варианты: в четвёртой четверти домашние задания отменят, их будут задавать только тем, кто хочет учиться на «4» и «5»).
Итак, мы слышим не всегда то, что нам говорят. Слушать и слышать - это не одно и то же. Благодарю всех участников игры. Аплодисменты.
Игра «Банк претензий»
Всегда ли вас понимают дома? Вспомните ситуации, когда вас не понимали.
Почему возникает непонимание, из-за чего чаще всего возникает конфликт с близкими? Напишите ваши претензии на листе бумаги. Я не буду их читать, а положу на край стола.
Это серьёзные проблемы? Кто должен уступить? После легенды мы вернёмся к вашим претензиям.
«Легенду о материнской любви» В.А. Сухомлинского.
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.
Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях».
Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».
Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне».
Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке». Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место». Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...
Что вы теперь чувствуете?
Вот ваши претензии. Как с ними поступить? Сжечь!!!
(сжигают в металлическом ящике).
Почувствуйте едкий дым ваших обид.
Запишите ваши чувства и мысли, которые возникнут у вас, когда вы будете размышлять над сегодняшним занятием. Отдайте их маме. Пусть она узнает о ваших чувствах. Это будет хороший шаг к взаимопониманию и умению ценить и беречь близких.
Каждый из вас уникален. Вы - единственный и неповторимый. Вы – нечто новое в этом мире. Нигде нет другого такого же человека, как вы.
Каждому при рождении даётся имя. Вы растёте, и вместе с вами растёт ваше имя. Как вас будут называть, когда вы вырастете? Произнесите вслух своё «взрослое» имя. У вас в руках «цветок вашей души». Посмотрите на него, почувствуй его настроение. Какого оно цвета? Выберите кружок соответствующего цвета, приклейте в центр цветка и напишите то имя, каким вас называют друзья, близкие; имя, которое вам наиболее приятно, или то, каким хотели бы, чтобы вас называли.
(Участники делятся на группы по 5 человек.)
На лепестке цветка напишите качества, которые вас характеризуют, ваши умения, достоинства. Оставьте свободными 4 лепестка. Передайте свой цветок соседу. На одном из свободных лепестков он запишет то, что ему нравится в человеке, имя которого - в сердцевине цветка.
Цветками обмениваются до тех пор, пока к каждому не вернётся «его» цветок.
Прочитайте, что хорошего написали о вас друзья. Спасибо.
Как чувствует себя твой цветок?
Что нужно, чтобы вместе этим цветам было хорошо?
Перед вами «поляна». Найдите место, где вашему цветку будет уютно, комфортно.
(Дети приклеивают цветы на «поляну».)
Как назовем эту цветочную поляну?
(Дети предлагают и записывают название.)
Игра «Свеча Откровения»
Прежде чем расстаться, попрошу вас встать в круг. Я очень рада нашей встрече. Мне было приятно с вами общаться. Я думая, что эта встреча не последняя. Я прошу, чтобы каждый рассказал о чувствах, которые он сейчас испытывает, с чем уходит с нашей встречи. Пригодится ли вам то, о чём мы размышляли?
Я передаю вам Свечу Откровения.
(Зажигает свечу. Дети высказываются, передавая свечу по кругу.)Спасибо.
Вытяните руки вперед, поднимите вверх, разведите в стороны. Положите на вашим друзьям. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
(Все вместе исполняют песню.)
Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;
если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;
если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.
Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример:
- 3;
- 4 и т.д.
Текст вопросов:
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
Мне приятно делать людям радость
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
в 3 балла - 2 единицы,
в 2 балла - 3 единицы,
в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.