РП по музыке 4 класс УМК Школа 21 века Усачева

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Орьёвская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМ Зам. директора по УВР И.о.директор школы
Руководитель: ___Неизвестная А.Г.____Неизвестная А.Г. ____Кузнецова Е.П.
Приказ № ______ от «___»_________2015 г. «___»_________2015 г. «___»_________2015 г.


Рабочая программа начального общего образования
по музыке
учителя музыки
Вараксиной Натальи Николаевны
Класс: 4







п. Орьё
2015 год Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 6 октября 2009 г. № 373 ,с изменениями от 26.11.2010 № 1241), примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2010. 204 с. (Стандарты второго поколения), и на основе авторской программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр (11-е изд., – М.: «Вентана-Граф», 2013. 64 с.) (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века»).
Программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Искусство. Музыка» .
Основной отбор содержания данного учебного курса является идея самооценки музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.
Цель программы: воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Задачи:
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
Овладения интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе. Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии. Первая включает содержание, раскрывающее идею – музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основе и живет только в развитии и определенных формах. Вторая содержательная линия продолжает проблематику 3 класса, но на новом содержательном уровне – рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Предмет «Музыка» изучается в начальной школе 135 часов, из расчета 1 час в неделю в каждом классе, а именно: в 4 классе – 34 часа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных, предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные:
Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Формирование основ национальных ценностей российского общества.
Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
Формирование умения понимать причины успеха \неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержание конкретного учебного предмета;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)
Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.
Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8 ч)
Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.
Музыкальное общение без границ (10 ч)
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.
Искусство слышать музыку (9 ч)
Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.
Резерва нет.







·
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Тема
Класс
Музыкальные произведения

Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности
4
Музыкальный эпиграф года: гимн России «Патриотическая песня» М.И. Глинки. Вхождение в проблематику года: органная музыка И.-С. Баха токката и фуга ре-минор

Музыка композиторов стран Запада
4
И.-С. Бах. Концерт ре-минор (1-я часть); ария сопрано из «Маг-нификат», фрагмент из Мессы h-moll. Органная токката и фуга ре-минор.
Ф. Шуберт. Вальс h-moll, песни «В путь», «Мельник и ручей», «Баркарола», «Аве Мария», «Серенада», баллада «Лесной царь». В.-А. Моцарт. «Фантазия c-moll», «Фантазия d-moll», «Весенняя песня», «Пастушья песня», «Вариации на тему французской песни», ария графини и ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш».
К. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок». Ф. Шопен. Мазурки B-dur (№ 5) и a-moll (№ 47), песня «Желание» (также в фортепианной обработке Ф. Листа и в исполнении СВ. Рахманинова), полонез As-dur, этюд As-dur («Эолова арфа»), прелюдия Des-dur, «Экспромт-фантазия» и ноктюрны (по выбору учителя).
Итальянские народные песни. «Ты, моё солнце», «Тарантелла»,
«Санта Лючия», «Вернись в Сор-ренто».
Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Дж. Верди. «Стретта Манрико» из оперы «Трубадур», хор из оперы «Набукко».
Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (целиком), «Заход солнца», «Лебедь», «Лесная песня», «Сердце поэта» (можно в переложении для фортепиано), обработки для фортепиано «Колыбельная Йендины» (из народных песен), «Сон Гибоэнса на Отерхольдском мосту» (из крестьянских танцев).
Р. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром (1-я часть). К. Дебюсси. «Затонувший собор», «Фейерверк», «Девушка с волосами цвета льна».
Ф. Лист. Рапсодии № 2, 6, 12, «Тарантелла», «Ракоци-марш». И. Брамс. «Венгерские танцы». П. де Сарасате. «Цыганские напевы».
Испанская народная «Малагуэ-нья», дуэт гитар. Дж. Гершвин. Прелюдия es-moll, «Голубая рапсодия» (в исполнении А. Цфасмана), «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс». Ф. Лоу. Фрагменты из мюзикла «Моя прекрасная леди».
Р. Роджерс. Фрагменты из к/ф «Звуки музыки».
Л. ван Бетховен. Третья («Героическая») симфония (целиком). Финал Девятой симфонии («Обнимитесь, миллионы»), «Вариации на русскую тему», обработки шотландских и ирландских народных песен

Музыка
композиторов
России
4
А.И. Хачатурян. «Колыбельная», «Русская пляска» (из балета «Гаянэ»).
Н.А. Римский-Корсаков. «Шехе-резада», «Песня индийского гостя», «Песня варяжского гостя», «Песня веденецкого гостя» из оперы «Садко». М.А. Балакирев. «Исламей». А.П. Бородин. «Хор половецких девушек» и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». М.И. Глинка. «Арагонская хота», «Я здесь, Инезилья», персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». СВ. Рахманинов. «Не пой, красавица, при мне». А.Г. Рубинштейн. «Персидская песня» (в исполнении Ф.И. Шаляпина).А.С. Даргомыжский. «Ночной зефир». П.И. Чайковский. Четвёртая симфония (целиком), «Итальянское каприччио», финал Первого фортепианного концерта.
С.С. Прокофьев. «Тарантелла».М.П. Мусоргский. Опера «Борис,Годунов», «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка».Д.Б. Кабалевский. Вариации на японскую песню «Вишенка». А.Н. Скрябин. Прелюдия ор. 11, «Две поэмы ор. 31», этюды cis-moll (op. 2) и dis-moll.А.В. Александров. «Нас много на шаре земном».Г. Гусейнли. «Цыплята»

Произведения, ставшие классическими образцами («визитными карточками») национальных музыкальных культур стран ближнего зарубежья
4
«Веснянка», «1опак», «Ревёт и стонет Днепр широкий» (Украина); «Перепёлочка» и «Лявониха» (Беларусь); песня «Сулико» (Грузия); «Лезгинка» (Осетия); песня-танец «Мавриги» (Узбекистан); народные песни «Асет», «Камажай» (Казахстан); «В тучах Алагяз» (Армения); «У каждого свой инструмент» (Эстония); «Вей, ветерок» (Латвия); му-гамы (Азербайджан); дойны; «Мол-давеняска» (Молдова); другие песни по выбору детей и учителя


ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители 2-3 примера);
мотивировать выбор той или иной музыки (что он ищет в ней, чего ждёт от неё);
ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).


Календарно – тематическое планирование

№ п\п
Дата план
Дата факт
Тема урока
Виды деятельности учащихся

Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)




Знакомство с «музыкальной партитурой мира» Германии, Венгрии.
Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.
Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности





Знакомство с «музыкальной партитурой мира» Испании, Норвегии.





Знакомство с «музыкальной партитурой мира» Польши, Италии, США.





Общее и специфическое в интонационном языке.





Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи





Особенности западноевропейской музыки.





Джаз и его всемирно-историческое значение.


Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8 ч)




Роль восточных мотивов.
Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.
Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.
Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.
Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности





Становление русской музыкальной классики.





Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию.





Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Японию и Украину.





Русское как характерное через взаимодействие музыкальных культур.





Русское как характерное- через выведение интонационного общего и частного.





Русское как характерное- через традиционного и специфического.





Русское как характерное через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего.


Музыкальное общение без границ (10 ч)




Знакомство с музыкой ближнего зарубежья  Беларуси, Украины
Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии. Прийти к выводу, что общее это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств. Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке. Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации.




Знакомство с музыкой ближнего зарубежья  Молдовы, Казахстана.





Знакомство с музыкой ближнего зарубежья  стран Балтии.





Знакомство с музыкой ближнего зарубежья  Кавказа и др.





Общее и различное.





Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур Бах





Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур- Моцарт, Шуберт.





Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур- Шуман, Шопен.





Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур- Лист, Дебюсси.





«Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой.



Искусство слышать музыку (9 ч)




Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе.
Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.
Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей





Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе- от родовых истоков музыкального искусства.





Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе- до основ музыкальной драматургии.





Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ.





Этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры.





Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ. Задачи искусства.





Проект о творчестве любимого композитора. Сбор информации.





Проект о творчестве любимого композитора.





Проект о творчестве любимого композитора. Защита.




Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету:
Библиотечный фонд:
Примерная программа основного общего образования по музыке.
Авторская программа по музыке 1-4 класс В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр (11-е изд., – М.: «Вентана-Граф», 2013. 64 с.
Сборник песен .
Методическое пособие В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр.
УМК к программе «Начальная школа XXI века» по музыке.
Учебник «Музыка» авт. В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. М: «Вентана-Граф» 2013г
Энциклопедия «Музыка» .
Игры и игрушки:
Театральные куклы.
Экранно-звуковые пособия:
Фонохрестоматия по музыке.




Заголовок 115