Тема урока: Родительный падеж (3 класс)

конспект урока
(3 класс)
Тема урока: Родительный падеж: КОГО? ЧЕГО?
(ОТКУДА, ГДЕ?)
Цель урока:
Сформировать знания учащихся о родительном падеже; показать особенности данного падежа, их роли в речи; способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма; учить быстро ориентироваться в тексте.
Развивать внимание, логическое мышление, умение склонять
существительные; развивать речь детей, обогатить словарь.
Воспитывать интерес к родному языку, ответственность за
учение и свои знания, культуру поведения.
Оборудование:
схемы, таблицы, рисунки, карточки, дворец, сундук.

ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня, я приглашаю вас в страну Существительную посетить дворец Падежей. Но подойти ко дворцу не так просто. Невидимые жители страны будут чинить нам всё новые и новые испытания, на проверку наших знаний. А чтобы преодолеть все испытания, мы должны собрать рюкзаки с необходимыми знаниями. Мы уже знакомы с Именительным падежом имени существительного. Сегодня мы изучим следующий падеж.
Итак, тема урока «одительный падеж имени существительного». Но что это? Убежала буква. Какая буква покинула своё место? (Буква Р).
Минутка чистописания.
1 испытание. Нам нужно перейти речку, сделав через неё мостик из букв.
- Что мы можем о ней сказать?
(Это буква согласная, она обозначает 2 звука:
/ р/ - твёрдый и /р / - мягкий, оба эти звука звонкие, эта буква не имеет пары).
- Из каких элементов состоят строчная и заглавная буква Р и р? (Ответы детей).
Вспомните их и напишите. (Дети выполняют задание).
Оказывается, спрятал эту букву Старичок – Лесовичок. Он вам приготовил загадки, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки. Итак:
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой устлали.
А пошли искать их днём,
Ищем, идём – не найдём.
(Роса)
Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой,
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
(Ветер)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
Весной зеленела, летом загорала.
Осенью надела красные кораллы.
(Трава, рябина)
Ползун ползёт, иголка везёт.
(Ёж)

(Дети в тетради записывают отгадки. Один ученик пишет на доске).

На доске: роса, ветер, сорока, трава, рябина, ёж.

- Отыщите «лишнее» слово, подчеркните его и скажите, почему оно «лишнее». (Это слово ёж. В нём нет буквы р).
- Назовите слова. Разбор которых по составу соответствует данной схеме: .
К какой части речи относятся слова, записанные на доске?
(Это существительные).
Повторение пройденного (фронт. опрос).
2 испытание. «Утолить жажду» можно при условии, если вы ответите на все вопросы.
- Что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает
на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет).
- Что ещё можно рассказать об имени существительном?
(Оно бывает одушевлённым или неодушевлённым; в
единственном и множественном числе; имеет род –
мужской, женский, средний; изменяется по числам и по
падежам или склоняется; в предложении выступает как
главный член предложения – подлежащее).
Что такое склонение?
(Изменение имён существительных по падежам).
Что меняется при склонении имён существительных?
(Окончание).
- Сколько падежей в русском языке? (Шесть падежей).
3 испытание. «Дворец падежей существительных».
На пути во дворец стоит частый лес, через который надо проложить дорогу, ведущую ко дворцу. Деревья расступятся только в том случае, если вы узнаете названия всех падежей.
В этом нам поможет стихотворение О.Соболевой.
- Я падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.

- Я падеж
И во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
КОГО позвать, ВО ЧТО играть,
Готов ребятам подсказать,
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

- А я падеж .
Со мною – случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ, О ЧЁМ я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет В, и О, и ПРИ –
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О ЧЁМ мечтать и В ЧЁМ гулять.

- Я падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите – ЧЕМ?
Творите – С КЕМ?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам ПЕРЕД,
ПОД и НАД
В любой момент я очень рад.

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжусь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А ещё КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.

- А я падеж ,
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? – И вот он я.
Предлоги часто мне друзья:
И С, и ДО, и У, и ИЗ –
До неба – вверх и С неба вниз.

Нас встретили у входа. Смотрите, перед нами 6 залов, и в каждом из них живут Падежи. А теперь давайте поставим падежи по порядку.
(Дети записывают падежи на доске).
Ребята, вы знаете все падежи. Для чего нам нужно знание падежей? (Для связи слов в предложении).
4 испытание. «Сокровища сундука».
У входа во дворец стоит «сундук» с вопросами и заданиями.
Давайте проведём падежную игру и просклоняем слова.
(На доске записаны слова: БРАТ и СЕСТРА)

Падежная игра
Ребята! Начинается падежная игра.
Мы знаем именительный: кто там?
- Брат и сестра.
Сейчас вопрос, потом ответ –
Вот правило игры.
Родительный: кого здесь нет?
- Брата и сестры.
Ты говоришь – я говорю,
И рады мы игре.
Дательный: кому звоню?
- Брату и сестре.
Играем вместе и вдвоём
В падежную игру.
Винительный: кого мы ждём?
- Брата и сестру.
В игре я падежи учу,
Доволен я игрой.
Творительный: с кем я дружу?
- С братом и сестрой.
Запомнить можем мы легко
Все падежи в игре.
Предложный: говорим о ком?
- О брате и сестре.
Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.

Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
Делай раз и делай «два».
Работа по теме урока.
- Один зал мы с вами уже посетили. Это Именительный падеж. Сегодня мы попадём в другой зал – Родительный.
Что вы знаете о Родительном падеже? (Отвечает на вопрос КОГО? ЧЕГО? В предложении бывают второстепенными членами. Согласуются с существительными и глаголами. Употребляются с предлогами и без них.)
Назовите предлоги родительного падежа.
(Учащиеся читают с доски: ОТ, ДО, ИЗ, БЕЗ, У, ДЛЯ, ОКОЛО, С.)
Нас пригласили в сад, в котором живёт Старичок – Лесовичок. Он хочет проверить, сумеете ли вы правильно употребить слова в родительном падеже. Назовите и запишите словосочетания, в которых одно существительное будет стоять в родительном падеже. Старичок – Лесовичок принёс нам подарки из леса.

Работа в парах (поочерёдно). У каждого ученика карточки с заданиями. Один ученик показывает одно словосочетание, а другой ученик подбирает и объясняет написание существительных, стоящих в родительном падеже. Затем они меняются заданиями.

Рябиновые бусы - бусы из рябины. Берёзовый гриб – гриб берёзы. Кленовый лист – лист клёна. Сосновая шишка – шишка сосны. Ивовая корзина – корзина из ивы.
Брусничный кисель – кисель из брусники. Свекольный суп – суп из свёклы. Льняное платье – платье из льна. Медвежья берлога – берлога медведя. Волчий след – след волка.

Запишите словосочетания, употребляя необходимые предлоги ОТ, ДО, ИЗ, БЕЗ, У, ДЛЯ, ОКОЛО, ПОСЛЕ, ИЗ-ЗА.
Улыбнулся (радость); съехал (горка); выглянуло
(тучки); перелетел (дерево); растёт на краю (лес);
удалился (деревни); добежал (калитка); пришёл
(школа).
В каком падеже нужно поставить имена существительные?

Работа по карточкам. Работа на местах. Учащиеся комментируют свои ответы.
(карточки прилагаются и раздаются учащимся)
Работа в парах с рисунками (поочерёдно). Один ученик показывает рисунок животного и задаёт вопрос в родительном падеже с использованием предлогов, другой отвечает. Затем отвечающий показывает рисунок и задаёт вопрос, а другой ученик отвечает. Затем они поочерёдно задают вопросы сидящим за партами учащимся в классе. Например: Для кого? (рисунок). Для собаки.

Закрепление пройденного.
Работа по учебнику. (с. 65)
Упр. 229 выполняется устно.
Как определить начальную форму имени существительного?
В каком падеже даны существительные? (В Р.п.)
Упр. 231. Учащиеся изменяют окончания данных в скобках имён существительных. Определяют их падеж.
Упр.232. Учащиеся записывают пары слов с вопросами родительного падежа. Выделяют окончания имён существительных.
5 испытание. «Дворцовый сад».
2. Нас пригласили в сад и угостили яблоками, грушами,
сливами. Сорвать можно, если ответить на вопросы по
пройденной теме или выполнив задания. (Работа по карточкам).
На какие вопросы отвечает имя существительное в родительном падеже? (КОГО? ЧЕГО?)
С какими предлогами употребляется? (От, до, из, без, у, для, около, с.)
Каким членом предложения является? (Второстепенным).
Что обозначают существительные в родительном падеже?
(принадлежность предмета кому-либо; материал из которого сделан предмет; место).
Как определить падеж имён существительных?
Как различаются падежи? По каким признакам?
Подведение итогов.
1. - Вот и подошло к концу наше путешествие. Но путь нам
закрывает у входа из страны Существительной
Вопросительный знак (?). Он требует ответа.
Можно писать грамотно, не зная окончаний существительных?
Можно ли в речи обойтись без имён существительных?
Вы ещё раз убедились, как много зависит от знания падежей. Не будет текста, если слова не стоят в нужной для них форме.
Сегодня мы много путешествовали. Что – то отдавали, а что – то и получали. Сложите все свои знания в сундук и унесите их домой.
Домашнее задание: Упр. 234 стр. 66. Повторить пройденное.
Оценивание учащихся за работу в течение урока.
P Заголовок 1H Заголовок 2F Заголовок 3Ў: 15: Основной текстV Основной текст с отступом