Урок по литературе «…точно мне содрали кожу с сердца…» (по повести М. Горького «Детство», 7 класс)

Урок по литературе в 7 классе (по учебнику Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой «Путь к станции Я»)

Тема: «точно мне содрали кожу с сердца» (по повести М.Горького «Детство»)
Предметный результат: помочь учащимся понять смысл поступков героев в отдельных эпизодах; определить смысл названия повести;
Метапредметный результат: уметь анализировать прочитанное, давать оценку поступкам и характеру героев с учетом анализируемого эпизода;
Личностный результат: привлечь внимание к теме детства, подвести учащихся к выводу, что в любой жизненной ситуации во что бы то ни стало необходимо оставаться человеком, понимать других и себя.

Сценарийурока:
I. Вступительное слово учителя:
Добрый день, ребята. Мы с вами продолжаем работать над повестью М.Горького «Детство». (Слайд №1).
Детство Давайте подберем к этому слову однокоренные слова. (Ответы учащихся.) (Слайд №2). Я предлагаю вам еще одно – детовождение. Именно такое значение имело в Древней Греции слово «педагогика», отсюда всем вам знакомое – педагог. Найдите синоним к этому слову. Правильно, учитель. Кого мы называем учителем? (Ответы учащихся.) Да, человека, который дает нам знания. Но сегодня на уроке мы с вами узнаем еще одно значение, прошу быть внимательными, и вы сами определите его.
Говорим слово «детство», и на память приходят высказывания писателей о детстве. (Учащиеся приводят примеры.)
1ученик: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
Вопросы к классу:
Ребята, кому принадлежит это высказывание? (Л.Н.Толстой).
В каком произведении мы встречаем эти слова? (Повесть «Детство»). Назовите полностью произведение. (Трилогия «Детство. Отрочество. Юность»). Что значит трилогия? (ответы учащихся.)
2ученик: А вот как детство характеризовал Ф.М.Достоевский: «Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома».
Слово учителя:
Есть такое утверждение: «Все мы родом из детства». И в вашем возрасте – возрасте семиклассников – вас уже нельзя назвать просто «дети», но и «взрослыми» вы не стали, а уже что-то осталось позади. Это что-то(ответ учащихся) детство.
II. Творческое задание.
А что для вас значит детство? Каким оно должно быть? Какие эпитеты вы подберете к этому слову? (составление кластера.) (Слайд №3)
Работа на доске: (учитель тоже делает свою запись.)




Скажите, а созвучно ли ваше видение детства с впечатлениями Горького о детстве? (Ответы учащихся.) Давайте вместе разберемся, почему нет.
Для этого мы с вами снова откроем двери дома Кашириных (слайд №4) и вместе с героем – Алешей – «проживем» важные события его детства. И помогать нам будет в этом сам М.Горький. Вот главная фраза нашего урока (слайд №5) (учитель читает):
«С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».
Как, по-вашему, какая часть этого высказывания является самой выразительной, необычной, останавливает на себе взгляд, заставляет нас задуматься. (Ответ учащихся.) Да, это – «точно мне содрали кожу с сердца». Это и есть тема нашего урока. Давайте вспомним, как называется дословная выдержка из текста? Как мы оформляем цитату на письме? А так как мы берем предложение не целиком, а только его часть, то подскажите, что мы делаем(ответ учащихся). Запишите тему урока, правильно оформив цитату.
Вопросы к классу:
Почему же писатель считает, что детские воспоминания так важны для человека?
Что за истина открывается каждому из нас в детстве?
Как это может помочь нам во взрослой, самостоятельной жизни?
Ответить на эти вопросы нам поможет автобиографическая повесть М.Горького. В конце урока каждый сможет найти ответы на эти вопросы.
III. Работа с текстом повести М.Горького «Детство». Проверка домашнего задания.
Итак, главные герои нашего урока дед и внук. Вот перед вами – Василий Каширин (слайд №6).
Вопрос к классу: Каким вы себе его представляете? Составьте «словесный портрет» героя. (Ответы учащихся.)
Давайте вспомним эпизоды в повести, связанные с дедом Алеши.
Что за сцена перед вами? (Слайд №7) (Ответы учащихся)
А вот сейчас перед вами сцена, когда Алеша пережил большое потрясение: его унизили и физически, и нравственно. (Слайд №8) Найдите этот эпизод в тексте, зачитайте.
Вот здесь впервые мы слышим «точно мне содрали кожу с сердца». Этот эпизод очень важен, он поможет нам с вами ответить на вопросы.
IV. Анализ отдельных эпизодов по вопросам.
(слайд №9) Работа с учебником на странице 77;
(слайд №9) Работа с учебником, репродукциями И.Е.Репина, стр. 77 – 78;
А что поразило Алешу в дедушкином рассказе? (стр. 78 – 79). Какой дар, талант деда перешел к внуку, т.е. Горькому – писателю? (Талант рассказывать «словами крепкими и тяжелыми», складывать их друг с другом «легко и ловко».)
(слайд №9) Работа с учебником на странице 79;
(слайд №9) Сердце Алеши стало чутко отзываться на чужую боль, и поэтому страдания деда, о которых было так ярко рассказано, вызвали в нм ответное чувство – сострадание. При этом мальчик, видимо, не мог понять, как человек, столько переживший, ставший в эту минуту таким понятным и близким, мог засечь его «до потери сознания». И до конца простить деда он не мог, хотя, возможно, был бы рад: нельзя забывать, что сердце Алеши стало «невыносимо чутким» к чужой и к своей «обиде и боли».
(слайд №9) (ответы учащихся);
Да, разные последствия имело пережитое в детстве для деда и внука. Предлагаю вашему вниманию таблицу. Ваша задача: распределить качества характера в соответствии с героями. Объясните свой выбор, подтвердите примером из текста (слайд №10). Запишите таблицу в тетрадь. (Ответы учащихся)
V. Итог урока.
Да, человеколюбие Алеши в определенной степени явилось следствием пережитого в раннем детстве жестокого потрясения, когда его высек дед.
К какому же выводу приводит нас М.Горький?
(Ответы учащихся).
(слайд №11) Запись в тетрадь.
Отработка второго значения слова «учитель»: человек, который научил чему-либо в жизни. Подберем синоним к словосочетанию «учитель жизни» - наставник.
Вернемся к нашим вопросам. Как вы теперь ответите на них? (ответы учащихся).
Слово учителя: Мы попытались понять смысл поступков героев, в конечном итоге мы учимся понимать людей, а, главное, себя. И вот чему учит нас М.Горький (запись в тетрадь): в любой жизненной ситуации во что бы то ни стало необходимо оставаться человеком!
А вот какой эпитет подобрал к слову «детство» ученик нашего класса Кульков Дима в своем стихотворении. Послушаем Диму (Кульков Д. читает наизусть стихотворение «Пусть детство звонкое звучит»). Дима, запиши свой эпитет на доску.
VI. Рефлексия.
А сейчас мы с вами создадим «ромашку чувств»: если вы испытали чувство:
– гордости, восхищения, то возьмите оранжевый лепесток; – сострадания, сочувствия, милосердия, то нарисуйте лепесток зеленый; – никаких – лепесток синий.
Перед вами на слайде (Слайд №13) сердцевина ромашки, пожалуйста, подходите, рисуйте лепестки. (Дети подходят к доске, рисуют ромашку).
Посмотрите, каких лепестков получилось больше. Вы люди неравнодушные, главное – в вас живут сострадание и милосердие.
Если вас заинтересовала тема детства в литературе, предлагаю прочитать следующие книги (слайд №14).
VII. Домашнее задание.
Напишите небольшой рассказ, вспомнив какое-нибудь интересное событие из детства.








Рисунок 1G:\Урок литературы в 7-м классе по повести М_Горького Детство Фестиваль «Открытый урок».files\img1.gif15