Конспект урока по литературе «Портрет как средство характеристики героя» (по повести М. Горького «Детство») (7 класс)

Тема урока: «Портрет как средство характеристики героя» (по повести М. Горького «Детство»).

Тип урока: урок - практикум

Цели урока: 1) углублять представления о творческой манере М. Горького;
2) показать, как с помощью портретных характеристик писатель передаёт своё отношение к персонажу, как раскрывает его характер, используя художественную деталь;
3) учить делать вывод о характере персонажа по портрету и художественной детали;
4) развивать навыки монологической речи.


Словарная работа: портрет, художественная деталь.

Упреждающее домашнее задание.
прочитать отрывки из повести М. Горького «Детство», данные в учебнике;
отметить портретные характеристики Акулины Ивановны, деда;
термины «портрет», «художественная деталь».


План урока:
Вступительное слово учителя.

II. Словарная работа.

III. Работа с текстом.
1. Реализация домашнего задания.
2. Заполнение первой части таблицы.
3. Заполнение второй части таблицы.
4. Самостоятельная работа.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.
ХОД УРОКА

Основным материалом литературы является слово, оформляющее все наши впечатления, чувства, мысли. Литература - это искусство пластического изображения посредством слова. Классики учат нас, что чем более просто, ясно, четко смысловое и образное наполнение слова,- тем более крепко, правдиво и устойчиво изображение изображение характера человека и его отношения к людям.
М. Горький
I. Вступительное слово учителя.
- М. Горький, как и другие, говорит о трудностях, которые преодолеваются каждым писателем:
«Работа литератора крайне трудна: писать рассказы о людях не значит просто «рассказывать»...
Необходимо найти наиболее устойчивые черты характера в данном человеке, понять наиболее глубокий смысл его действия и писать об этом настолько точными, яркими словами, чтобы со страниц книги из-за черных ее строк, из-за сети слов читатель видел живое лицо человека, чтоб связь чувств и действий героя рассказа казалась ему неоспоримой. Нужно, чтобы читатель чувствовал: все, прочитанное им, именно так и было, иначе быть не могло».
«Литератор должен понять, что он не только пишет пером, но - рисует словами и рисует не как мастер живописи, изображающий человека неподвижным, а пытается изобразить людей в непрерывном движении, в действии, в бесконечных столкновениях между собою, в борьбе классов, групп, единиц.
Но - в мире нет движения, которое не встречало бы сопротивления...»
- Сегодня попытаемся увидеть, как с помощью портретных характеристик писателю удаётся нарисовать характеры героев.

II. Словарная работа.
Портрет – описание наружности литературного героя или персонажа, характеризующее, наряду с другими художественными средствами, его образ.
Художественная деталь – подробность, подчёркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ. Детали сами по себе как будто не имеющие значения, придают произведению чуть ли не документальную достоверность и тем укрепляют веру читателя в сказанное или описанное.
III. Работа с текстом.
1. Реализация домашнего задания:
- Об Акулине Ивановне мастер Григорий говорит:
«она неправду не любит, не понимает. Она вроде святой Ты держись за неё крепко»
- Алёша скажет об Акулине Ивановне:
«До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь... дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».
«..потом он [отец] вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек».

- Давайте попытаемся увидеть её такой, какой видит внук.
- Зачитайте описания, данные М. Горьким в повести «Детство».
(Учащиеся зачитывают описания бабушки).

2. Заполнение первой части таблицы:
- Выпишем в таблицу основные характеристики бабушки (в первую часть таблицы ученики записывают портретные характеристики вначале под руководством учителя, затем самостоятельно):
Потрет бабушки
Выводы

1 глава:
1. «Круглая, большая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся чёрная, мягкая и удивительно интересная»
2. «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым».
3. «Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и тёплым светом».
4. «Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко»
5. «- Ты гляди, как хорошо-то! – ежеминутно говорит бабашка, переходя от борта к борту, и вся сияет, а глаза у неё радостно расширены»

- Не обладая привлекательной внешностью, Акулина Ивановна обладала красотой внутренней, которая проявлялась в глазах и улыбке. Сверкающие неугасимым, теплым светом глаза – характерная деталь, на которую М. Горький постоянно обращает внимание читателей.
- Жизнерадостный характер, природная живость помогали бабушке постоянно быть в центре жизни всего дома, защищать слабых и обиженных.

3 глава (танец):
1. «Вдруг она молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову»
2. «Она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами. Мне она показалась смешной».
3. «..вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести то неё – так буйно-красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!»

- В танце раскрывается жизнерадостный характер бабушки. Воспоминания детства и юности не уничтожены жизнью в семье Кашириных: «слишком обильной жестокостью» темной жизнью «неумного племени», «душным кругом жутких впечатлений». «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми...», и только бабушка вносила в эту жизнь свет, тепло и ласку.

4 глава:
- «бабушка была вдвое крупнее деда»

- Бабушка стоически выдерживала все издевательства деда, потому что традиция требовала уважения мужа. Бабушка умела терпеть и находить радости в окружающем мире.
- Акулина Ивановна умела стойко переносить несчастья, быть опорой для окружающих.


3. Заполнение второй части таблицы:
- Опираясь на записи в первой части таблицы, сделайте выводы о характере бабушки, причинах её поступков. (Заполнение первой части с помощью учителя, затем учащиеся работают самостоятельно).

4. Самостоятельная работа.
- Попытайтесь самостоятельно охарактеризовать Акулину Ивановну, закончите заполнять таблицу.
(Проверка самостоятельно сделанных выводов, корректировка записей)
- Мы убедились, что мастерски использованная деталь, («глаза»), рассказывает нам о героине повести, Акулине Ивановне, многое. Недаром Алёша повествуя в очередной раз о бабушке, упомянет:
- Господи! Как хорошо всё! – Это был крик её сердца, лозунг всей жизни.
IV. Подведение итогов.
- Сегодня на уроке мы увидели, как с помощью портретных характеристик писатель передаёт своё отношение к персонажу, как раскрывает его характер, используя характерные детали. Пора вспомнить эпиграф к нашему уроку:
«Основным материалом литературы является слово, оформляющее все наши впечатления, чувства, мысли. Литература - это искусство пластического изображения посредством слова. Классики учат нас, что чем более просто, ясно, четко смысловое и образное наполнение слова,- тем более крепко, правдиво и устойчиво изображение изображение характера человека и его отношения к людям» ( М. Горький).

V. Домашнее задание.
- Выпишите портретные характеристики деда Каширина, отметьте детали, которые позволяют точнее передать его характер, Сделайте вывод.








13PAGE 15


13PAGE 14115