Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях внедрения ФГОС второго поколения




Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях внедрения ФГОС второго поколения

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Учитель биологии
МБОУ СОШ№7
Куяченкова Т.П.


2015г.
Слайд 1

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях внедрения ФГОС второго поколения

Слайд 2

Требования к результатам освоения основных образовательных программ Результаты образования Личностные Предметные Мета предметные

Слайд 3

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Слайд 4

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к построению индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Слайд 5

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;





Слайд 6

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение;

Слайд 7

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Слайд 8

В «Фундаментальном ядре содержания общего образования»: Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять так называемые метапредметные учебные действия. Под метапредметными («надпредметными» или «метапознавательными») учебными действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по биологии или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике или химии.

Слайд 9

В Программе формирования универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения предметов у выпускников школы будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные унm°иверсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.


Слайд 10

Умения - Освоенные человеком способы деятельности, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. Универсальность умений заключается в том, что они проявляются на социальном, образовательном и личностном уровнях.


Слайд 11

Задания, формирующие метапредметные умения Требования ФГОС: 1. Осмысленно читать текст. 2. Задавать вопросы разного вида. 3. Отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста.


Слайд 12

Чтение текста Согласись, трудно утверждать, что гриб и дерево, под которым он растет, сходны по строению. Что может быть общего в строении кролика и травы, которую он поедает? Не менее смелым покажется утверждение, что в строении тела человека и его домашних питомцев есть общие признаки. Какая же особенность строения организмов роднит всех нас – таких разных обитателей планеты? Выяснить это позволило открытие и усовершенствование микроскопа. Исследователи сделали удивительное открытие: бактерии, растения, грибы, животные, состоят из клеток. Исключение составляют вирусы. Все остальные обитатели Земли состоят из одной или многих клеток. Прочитайте текст. Выберите на какие вопросы отвечает текст и на какие не отвечает? -Из чего состоят организмы? -Чем является клетка в многоклеточном организме? -Чем является клетка в одноклеточном организме - Из чего состоят вирусы? -Являются ли вирусы неклеточными формами жизни? -Что общего между грибами и животными ?


Слайд 13

Чтение текста - продолжение 1) Решению какой проблемы посвящен этот текст? 2) Какое значение для ученых имело решение этой проблемы? 3) Только ли живые тела имеют единицу строения ?


Слайд 14

Графики и таблицы Требование ФГОС 1. Составлять на основе текста графики, таблицы, схемы. 2. Трансформировать одни виды предъявленной информации в другие: таблицу в график и обратно, текст в таблицу или график.


Слайд 15

Разные формы предъявления информации В лаборатории исследовали влияние температуры на размножение бактерий. Было выяснено, что при повышении температуры бактерии начинают активно размножаться, затем скорость размножения становится относительно постоянной, а потом падает. После эксперимента были получены следующие данные: При t є 5є кол- во бактерий было равно 30, при t є 48 є – 140, при t є 70 є – 280, при t є 80 є 279, при t є 100 є - 65. Задание: 1. Отразите эти данные в таблице и на графике. 2. Покажите на графическом рисунке указанную в тексте зависимость. Температ ура в градусах Кол-во бактерий в ед. 5 ° C30 48 ° C140 70 ° C280 80 ° C279 100 ° C65 Перевести информацию из текста в табличную и графическую форму.


Слайд 16

Разные способы предъявления информации Графический рисунок График


Слайд 17

Требования ФГОС: Умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.


Слайд 18

Задания, связанные с выявлением и постановкой проблемы: 1. Биологические задачи. 2. Высказывания ученых, исследователей и других людей. Например: известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый? Какую проблему он затронул? Каковы способы решения этой проблемы? 3. Описание опытов. 4. Результаты самонаблюдений.


Слайд 19

Требования ФГОС: 1. Умение классифицировать объекты. 2. Умение сравнивать (находить черты сходства и отличия).


Слайд 20

Описание объекта, следуя предложенному плану объект омар А. План описания 1. Размеры животного 2. Окраска 3. Членение тела на отделы 4. Количество конечностей 5. Различия между конечностями 6. Количество усиков 7. Различия в длине усиков 8. Наличие органов чувств Б. Затем описание сравнивается с описанием в учебнике, добавляется необходимая информация по внешнему строению животного. В. Обратное задание: составить план описания объекта.


Слайд 21

Составить план описания объекта Задание: 1)Продумайте план описания насекомого саранчи и сравните саранчу с омаром. 2)К какому типу и классу относятся эти животные? 3)Почему Вы так решили? Саранча


Слайд 22

Учебно - интеллектуальные умения Требования ФГОС 1. Определять понятия по существенным признакам. 2. Выявлять свойства объекта и процессов. 3. Выявлять критерии для сравнения и осуществлять сравнение.


Слайд 23

Признаки Процессы жизни растения 1. Поглощение кислорода. 2. Поглощение углекислого газа. 3. Выделение углекислого газа. 4. Выделение кислорода. 5. Сложные вещества образуются. 6. Сложные вещества распадаются. 7. Энергия накапливается. 8. Энергия выделяется. 9. Происходит и днём, и ночью. 10. Происходит только на свету. 11. Происходит в клетках всех органов растения. 12. Происходит только в хлоропластах зеленых частей растения. 13. Осуществляет космическую роль в природе. 14. Этот процесс называют воздушным питанием. 15. Обеспечивает круглосуточно организм энергией. Ф - фотосинтез Д - дыхание


Слайд 24

Требования ФГОС: 1) Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами. 2) Умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. 3) Умения определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.


Слайд 25

Карточки - инструкции


Слайд 26

Требования ФГОС: 1. Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы. 2. Умения создавать модели и схемы.


Слайд 27

Рисунки - символы


Слайд 28
Слайд 29


Моделирование живых объектов Клетки животных


Слайд 30

Клетка животного Простейшее


Заголовок 2 Заголовок 515