Конспект урока по теме Вегетативные органы растения 6 класс


Урок по теме: «Вегетативные органы растения». 6 класс.
Технология деятельностного подхода.
Цель:
Деятельностная: Продолжить формировать умение работать в группах, работать с учебным материалом; формировать умение определять существенные признаки явления, продолжить развитие таких мыслительных операций как сравнительный анализ, последовательное построение информации, умение сопоставлять, обобщать знания по заданным критериям.
Обучающая: Закрепление знаний учащихся о значении, особенностях, функциях вегетативных органов, их взаимосвязи и единстве, познакомить с генеративным органом
Оборудование: таблица «Строение цветка», гербарии растений, модель цветка.
Тип урока: Урок рефлексии
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности
Мы закончили раздел «Вегетативные органы», сегодня на уроке мы обобщим полученные знания.
3. Актуализация знаний и выявления затруднений.
Какая часть растения наиболее важная? ( В результате беседы дети приходят к выводу, что все органы важны, так как тесно взаимосвязаны). Выявлено затруднение – ставится цель урока.
Поставленную цель записывают в тетрадь.
Построение проекта выхода из затруднения Мы с вами разделимся на группы, которые будут характеризовать разные вегетативные органы, их функции, доказывать важность каждого органа, подчеркивая единство всех органов растения. (Жеребьевка по листочкам, на кторых написано «Корень», «Стебель», «Лист».)
Реализация проекта, вызвавшего затруднение
( работа в группах дифференцирована)
А) Дети рассаживаются на группы по четыре человека. Групп «Корень», «Стебель», «Лист». Группы получают одно задание: доказать, что именно их вегетативный орган является самым главным, подчеркивая единство всех органов растения. Предлагается примерный план ответа. (Время подготовки 7 – 10 минут).
Первая группа. Корень.
Умение определять существенные признаки.
1. Определение данного вегетативного органа.
2. Его функции (значение).
3. Внешнее строение (особенности).
4. Особенности микроскопического строения.
5. Видоизменения (в связи с чем происходит?).
6. Единство вегетативных органов.
Вторая группа. Стебель.
1. Определение данного вегетативного органа.
2. Его функции (значение).
3. Внешнее строение (особенности).
4. Особенности микроскопического строения.
5. Видоизменения (в связи с чем происходит?).
6. Единство вегетативных органов.
Третья группа. Лист.
1. Определение данного вегетативного органа.
2. Его функции (значение).
3. Внешнее строение (особенности).
4. Особенности микроскопического строения.
5. Видоизменения (в связи с чем происходит?).
6. Единство вегетативных органов.
Б) Вторая группа (учащиеся с более низкой познавательной активностью) получает еще задания – карточки: у каких из перечисленных растений наблюдаются видоизменения органов? Назовите эти видоизменения.
Сравнительный анализ
Карточка №1.
Патиссон
Горох
Укроп
Карточка №2.
Лук
Картофель
Перец
Карточка №3.
Ирис
Тыква
Рис
Карточка №4.
Подсолнечник
Томат
Кактус
Карточка №5.
Пшеница
Морковь
Огурец
Ответы детей №1: горох – усики – лист; №2: лук – луковица – побег; картофель – клубень – побег; №3: ирис – корневище – побег; №4: кактус – колючки – лист: №5: морковь – корнеплод – корень.Развитие причинно-следственных связей
Один ученик получает необычное задание: «Советы огородникам».
1.В яркий солнечный день обильно опрыскивайте листья растений – это их освежает.
2.Никогда не рыхлите почву – это способствует повреждению корней.
3.Для закалки рассады особенно полезно использовать холодную воду.
4.Уничтожайте дождевых червей, обитающих в почве, - они подгрызают корни растений.
Объясните, почему эти советы нанесут вред растениям? Кто мог дать такие советы?
В) Третья группа учащихся работает с учителем. Тест.
Сопоставление - выявить отличное
1.Каковы причины передвижения воды в растениях?
а) корневое давление и испарение воды листьями;
б) движения в клетках цитоплазмы;
в) изменения влажности воздуха.
2.Какие особенности строения листа обеспечивают снабжение его кислородом?
а) прозрачность клеток кожицы;
б) наличие устьиц и межклетников;
в) наличие хлоропластов с хлорофиллом.
3.Как узнать об условиях жизни растений в разные годы?
а) по толщине коры;
б) по толщине сердцевины;
в) по толщине годичных колец древесины.
4.Листья кактуса видоизменены в колючки. Какое это имеет значение?
а) способствует поглощению воды из воздуха;
б) обеспечивает надежный запас органических веществ;
в) уменьшает испарение воды, защищает от поедания животными.
5.Клетки кожицы прозрачны. Какое это имеет значение?
а) обеспечивает проникновение света к хлоропластам;
б) обеспечивает проникновение кислорода внутрь листа;
в) обеспечивает охлаждение листовой пластинки.
Умение определять существенные признаки
- Учитель зачитывает слова К.А. Тимирязева:
«Если самому лучшему повару дать сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросить, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается растениями».
К какому вегетативному органу относятся эти слова?
Заслушиваются учащиеся по карточкам.
Примерный ответ учащихся: «Корень»: это вегетативный орган растения, который проводит воду и растворенные в ней минеральные вещества из почвы в стебель и в листья. Корень закрепляет и удерживает растения в земле, служит хранилищем питательных веществ. Без корня не сможет жить растение, это самый важный вегетативный орган.
Примерный ответ группы «Стебель»: стебель вегетативный орган растения, который является главной опорной частью побега. Это каркас, центральная опора, соединяющая подземные и надземные органы растения. Стебель поддерживает почки, листья, цветы и плоды. Все питательные вещества, которые поглощаются корнем, проводятся стеблем, откладывает в запас органические вещества.
Примерный ответ группы «Лист»: вегетативный орган, поглощает углекислый газ и образует органические вещества в процессе фотосинтеза. Испарение и газообмен происходит тоже в листьях. В листьях также накапливаются органические вещества. Листья служат для размножения растений. Лист самый важный вегетативный орган.
5.Включение в систему общих знаний: задается цель на будущее с будущей темой
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Д/з.