Развитие логического мышления младших школьников

Черниченко Ирина Анатольевна
Школа – гимназия им. Е. А. Букетова
г. Сергеевка
район Шал акына



Развитие логического мышления младших школьников

Одна из важнейших задач начального обучения – развивать у школьников мышление, в том числе логическое, а также формировать способность к активному и самостоятельному мышлению. Многие сегодняшние дети не начитаны, плохо и неумело выражают свои мысли, речь у них нескладная и несвязная. А в неразрывной связи с развитием логического мышления происходит и развитие речи детей Одним из условий эффективного развития логического мышления младших школьников может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления. Развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизацию способствует развитию логического мышления
Как говорил древнекитайский философ Конфуций – "Учение без мысли - напрасный труд”. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам природой с рождения? Человек рождается с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но легче вырасти умным тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал свое мышление сам. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. Задача учителя – создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребёнок захотел бы мыслить.
Мышление детей младшего школьного возраста включает в себя 3 основных вида:

наглядно-действенное: познание с помощью манипулирования предметами. На развитие наглядно-действенного мышления работают картинки-пазлы, детали конструктора "Лего", разные модели кубика Рубика, головоломки;

наглядно-образное: познание с помощью представлений предметов, явлений. В отличие от наглядно – действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Для развития наглядно-образного мышления можно использовать различные виды заданий с палочками или со спичками и т.д.

Словесно-логическое: познание с помощью понятий, слов, рассуждений, таким образом, оно предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации и этому способствуют следующие упражнения, которые я успешно применяю в своей преподавательской практике: ребусы, различные математические таблицы, кроссворды.
- Игра "Исключение лишнего"
Брать любые три слова, например, "собака", "помидор", "солнце". Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, "лишнее", не обладающее этим общим признаком, исключить.
- Придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

Игра "Поиск аналогов"
Называть какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся как вертолет); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов).

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Таким образом, решение логических задач, как с целью развлечения, так и для проверки ума и его развития, полезно каждому ребенку, потому что позволяет ему лучше понять свои возможности.
Приведу некоторые нестандартные задания, способствующие развитию логического мышления, которые использую на уроках математики. Материал предлагаемых заданий нацелен на то, чтобы создать дополнительные возможности для развития способности рассуждать. Дети могут решать задачи в групповой и индивидуальной форме. В школе и дома, под руководством и самостоятельно. Главное, чтобы это было регулярно.
Задачи на смекалку
Задачи шутки
Числовые фигуры
Задачи с геометрическим содержанием
Логические упражнения со словами
Математические игры и фокусы
Кроссворды и ребусы
Комбинаторные задачи

Логическая игра «Двое и разные».
1. Вера и Глаша пекли пирожки, кто – то с капустой, кто– то с яйцом. У Глаши не было пирожков с яйцом. Кто пек с капустой?
Маша Глаша Света Вера Лиза


2. Даша и Инна читали, кто-то книгу, кто-то журнал. Даша читала книгу. Кто не читал журнал?
Инна Юля Даша Света


Логическая игра «Так же как».
1. . В слове жир переставили буквы – и получилось слово риж. Такая же перестановка была в слове гол Что получилось?
Лог лго гло гол олг огл


2. В слове кря переставили буквы – и получилось слово ярк. Такая же перестановка была в слове пли. Что получилось?
Ипл илп пил лип лпи пли


Логическая игра «Меньше малого»

1 Дина доверчивее, чем Глаша. Кто из них менее доверчив?
Света Рита Надя Лиза Глаша Маша


2. Артем здоровее Данилы. Кто не такой здоровый как Артем?
Витя Миша Данила Костя Юра

3. Лиза смеялась громче Маши. Кто из них смеялся тише?
Соня Маша Настя Инна Рая Рита

Логическая игра «Дочь, дядя»
1. Захар старше Феди. Кто из них может быть сыном другого?
Боря Юра Макар Захар Федя Иван

2. Костя племянник Фомы. Боря – друг Фомы. Кто дядя Кости?
Петя Боря Игорь Фома Костя


Логическая игра «Старше, моложе».
Сейчас Антон на 2 года старше Василия. На сколько он будет старше Василия через много лет?
На 1 год на 2года на 3 года на 4 года на 5 лет

2. Сейчас Галина на 3 года моложе Евдокии. На сколько она была моложе Евдокии много лет назад?
На 1 год на 2года на 3 года на 4 года на 5 лет

3. Лара моложе Люды. Кто будет старше через год?
Люда Лара Мила Лида Галя Соня

Логическая игра «Что к чему подходит».
1. На одной странице нарисованы ворона и сорока, на другой- воробей и кролик. Кто на второй странице подходит к первой?
Воробей кролик синица удав голубь медведь
2. На одной странице нарисованы пылесос и холодильник, на другой – ножницы и полотер. Что на второй странице не подходит к первой?
Полотер щипцы ножницы нитки чайник

3. На одной странице нарисованы ручка и фломастер, на другой – тетрадь и карандаш. Что на второй странице не подходит к первой?
Скрепка гвоздь пенал карандаш тетрадь


4 . На одной странице нарисованы пила и молоток, на другой – пила и бревно. Что на второй странице подходит к первой?
Бревно пила доска фанера планка


5.На одной странице нарисованы стул и стол, на другой – кресло, табурет, диван, шкаф, тахта и кастрюля. Что на второй странице не подходит к первой?
Диван кастрюля шкаф тахта кресло табурет

Логическая игра « Синонимы»
1. Волнение – спокойствие, нашел - ?
гриб время деньги билет потерял

2. Чистый – грязный, мокро - ?
вода влажно сухо дождь таять снег

3. Молчать – говорить, раньше - ?
было прежде начало всех позже всех позже времени


4. Увеличить – уменьшить, прибавить - ?
много немного добавить отнять дать


5.Большой – маленький. Храбрец - ?

герой трус пример смелый быстрый

“Аналогии”.
Гитара – струна; а) зрачок
Глаз - ? б) голова
в) нос

Ботинок – шнурок; а) брюки
Ремень - ? б) пояс
в) пряжка

Пахать – трактор; а) пилить
Рубить - ? б) топор
в) лесоруб
Сочное – яблоко; а) шептать
Тихий - ? б) шепот
в) громкий
Акула – кусать; а) рубить
Меч - ? б) оружие
в) рукоятка
Утро – раннее; а) хитрая
Лиса - ? б) хвост
в) воровать
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учеников. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, потому большинство учеников, даже старшеклассников, не владеют начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)
Роль математики в развитии логического мышления исключительно большая. Причина настолько исключительной роли математики в том, что это наиболее теоретическая наука из всех изучаемых в школе.
В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложение знаний , есть способ перехода от абстрактного к конкретному.
Как показывает опыт, в школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления есть решение школьниками нестандартных логических задач.
(задания из сборника)
Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимы каждому ребенку. Ведь и в учении, и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Мышление было бы ненужно,
если бы были готовы истины,-
их нет: но развитие истины
составляет ее организм,
без которого она не действует.
А.И. Герцен
Подведем итоги разговора:

· Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить

· Ребенку интересней мыслить, чем запоминать

· Найденное в мышлении становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании ребенка, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент

· Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления

· Проблемные вопросы Почему? Как ты считаешь? Зачем? С какой целью? Из-за чего? Как сделать? направлены на развитие мышления

· Вопросы Где? Что? Когда? Какой? Сколько? контролируют память

· Никого нельзя ни заставить мыслить, ни запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно
Заканчивая свое выступление, хочу озвучить еще одно изречение на этот раз великого немецкого философа Иммануила Канта "не мыслям надобно учить – а мыслить”...