Педагогический проект на тему Развитие логического мышления у младших школьников на уроках и занятиях внеурочной деятельности

Главная задача обучения математике,
причём с самого начала, с первого
класса, - учить рассуждать, учить мыслить.

ведущий отечественный методист А.А. Столяр
I. Анализ ситуации.
Учителю начальных классов в современном обществе на своих уроках необходимо реализовать способности каждого ученика и создать условия для индивидуального развития младших школьников. Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность личности ученика, а затем направить и скорректировать развитие младшего школьника с учётом выявленных интересов.
Основным средством усвоения курса математики является умение решать различные задачи (математические, графические, практические, практико-ориентированные). Г.М Дорофеев писал: «Ответственность учителей математики особенно велика, так как отдельного предмета логика в школе нет, и умение логически мыслить и строить правильные умозаключения необходимо развивать с первых «прикосновений детей к математике. И то, как этот процесс мы сможем внедрить в различные школьные программы, будет зависеть, какое поколение придёт нам на смену».
В. Сухомлинский уделял значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом выявлял особенности мышления детей. Об этом он описал в книге «Сердце отдаю детям: «В окружающем мире тысячи задач. Их придумал народ. Они живут в народном творчестве, как рассказы – загадки». Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей и пришёл к выводу, что « прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними».

Проблемой внедрения в учебном процессе логических задач занимались выдающиеся педагоги, исследователи, математики-методисты. Поэтому в своём проекте использовала труды и открытия, специализированную литературу.

II. Актуальность.
На современном этапе развития общества наша страна находится в сложной ситуации, переживает трудные времена. Общество стоит на пороге новой идеологии, нового строя и новой политики. Меняется жизнь: претерпевают изменения ее социальная и нравственная сферы. В связи с этим возникает много проблем, какая должна быть экономика, политика, как обеспечить достойный уровень жизни всех граждан государства. Общество не может стоять на месте, оно развивается, и для прогресса нужны люди свободные, высокообразованные, творческие, обладающие высоким уровнем развития разных видов мышления.
Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Логическое мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря развитию индивидуальных качеств мышления, человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов и взаимосвязей объективной действительности.
Развивая своё логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. Обучение в школе не столько вооружает знаниями, умениями, навыками. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

К логическим универсальным действиям относятся:
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
III. Цель и задачи проекта.
Цель: изучение и внедрение различных видов упражнений для развития логического мышления младших школьников.
Задачи:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме;
раскрыть психологические особенности логического мышления младших школьников;
создать комплекс упражнений для развития логического мышления учащихся;
внедрять упражнения на развитие логического мышления на уроках и во внеурочной деятельности;
вести индивидуальный учёт развития логического мышления учеников.
Тип проекта: проблемно-поисковый.
Участники процесса: ученик, учитель, родители.

Цель исследования: выявление педагогических условий логического мышления младших школьников.

Объект исследования: учебный процесс в начальных классах.

Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления ученика начальной школы, разнообразие форм и методов развития.
Этапы исследования: изучение и систематизация знаний о развитии логического мышления, выполнение практической части, внедрение в образовательной части практических задач, систематизировать и обобщать результат.

Гипотеза: если использовать комплекс упражнений, направленный на развитие умений выделять существенное, сравнивать, обобщать, классифицировать, при этом упражнения давать проблемного характера, развивать познавательный интерес и личность учащихся, то развитие логического мышления будет проходить более успешно.

IV. Содержание проекта.
Особенности логического мышления младших школьников.
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития.
Различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребёнка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остаётся неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов.
Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
1. Предметно-действенное (наглядно-действенное).
2. Наглядно-образное.
3. Абстрактное (словесно-логическое).
Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление - мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления,
имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной.
Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.
Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.
При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе
обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.
Анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различения существенного и не существенного в предметах и явлениях.
Овладением анализом начинается с умения ребёнка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства даётся младшим школьникам с большим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребёнка должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделить всего лишь два-три. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется. Однако это не исключает необходимости специально учить младших школьников видеть в предметах и явлениях разные их стороны, выделять множество свойств. Параллельно с овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Неумение выделять общее и существенное может серьёзно затруднить процесс обучения. В этом случае типичного материала: подведение математической задачи под уже известный класс, выделения корня в родственных словах, краткий (выделение только главного) пересказ текста, деление его на части, выбор заглавия для отрывка и т.п. Умение выделять существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся младшим школьникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного.
В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как классификация. В начальной школе необходимость классифицировать используется на большинстве уроков, как при введении нового понятия, так и на этапе закрепления. В процессе классификации дети осуществляют анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и производит обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку. Как видно из вышеизложенных фактов все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала. Эти данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности. Помощь в этом могут оказать разнообразные психолого–педагогические упражнения.

Формы работы:
-индивидуальная;
-групповая;
-проектная работа.

Виды упражнений для развития логического мышления:
-решение разных видов текстовых задач;
-устный счёт и устные упражнения;
-логическая игра судоку;
-логические задачи;
-задача-шутка;
-задачи на переливание;
-магический квадрат;
-индивидуальное лото;
-числовая мельница;
-тренинг;
творческие задания.

Решение текстовых задач и нахождение разных способов их решения на уроках математики способствует развитию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности; умения кратко, чётко и правильно излагать свои мысли.
Решение задач разными способами, получение из неё новых, более сложных задач и их решение в сравнении с решением исходной задачи – это предпосылки для формирования умения находить свой оригинальный способ решения задачи, воспитывают стремление находить самостоятельно поиск решения задачи, той, которая раньше ему не встречалась.
Задачи с многоспособовым решением полезны для открытия возможности по-настоящему дифференцировать результаты каждого участника, позволяют убедиться в правильности решения задачи, даёт возможность глубже раскрыть зависимость между величинами, рассмотренными в задаче.
Ученик привлекает дополнительную информацию, рассматривает один и тот же вопрос с разных точек зрения, лучше запоминает материал. Различными способами решаются те задачи, где этого требует вопрос, поэтому такая работа носит эпизодический характер.
Виды решения задач в школе: алгебраический способ;
графический способ.
Графический способ даёт возможность ответить на вопрос такой задачи, которую дети не могут решить арифметически.

Задачи, воспитывающие гибкость мышления, когда по одному действию требуется восстановить весь дальнейший ход рассуждения.
Примеры заданий:
-Соответствует ли данный рисунок (чертёж, таблица) данной задаче. Обоснуй свой ответ. Как нужно изменить рисунок? Что нужно изменить? Как изменить задачу, чтобы данный рисунок соответствовал задаче?
-Выбери среди данных задач (среди задач на одной странице учебника, задач, записанных на доске, карточке) ту, которая соответствует данному рисунку.
-Выбери среди данных рисунков тот, который соответствует задаче.
-Найди ошибки в данном рисунке, чертеже, таблице к этой задаче.

Решение нестандартной задачи. Дети сами приходят к выводу, что есть задачи, которые не решаются сразу одним действием, что надо анализировать, сравнивать, рассуждать.

-Решение задач с недостающими данными способствуют развитию нешаблонного анализа. (Задача: Мальчику купили игрушки: мишку и машину. Машина стоит 25 рублей. Сколько стоят вместе?).

-Нерешаемые задачи (Задача: У Кати было 5 кукол, у Светы – 1 кукла. Сколько было кукол у Веры?). Развивается умение осуществлять анализ новой ситуации.

-Задачи на определение закономерности (Задача: Вставь пропущенное число 2,5,8,11,). Решение таких задач требует умения самостоятельно осуществлять анализ ситуации и формировать гипотезы преобразования данной ситуации).

-Задачи на формирование умения проводить рассуждения (Задача: Гитара – музыкальный инструмент. У Ивана дома музыкальный инструмент. Значит у него дома гитара?). При решении таких задач учащиеся должны проводить смекалку, догадаться, что задача не решается, что есть лишние данные или данных не хватает. Формируется гибкость мышления, которая играет роль в развитии творческого мышления.

-Моделированные ситуации с помощью чертежа или рисунка. (Задача: Вася выше Коли и ниже, чем Соня. Кто из мальчиков самый длинный?). При решении таких задач желательно сопроводить сюжет рисунком.

Устный счёт и устные упражнения

Логическая игра СУДОКУ – это не кроссворд, а головоломка. Применение судоку возможно с первых дней обучения, так эта игра не требует социальных знаний или словарного запаса. Достаточно уметь логически мыслить и отличать девять символов. Судоку доступно для детей разного возраста и уровня образования. Используют для гимнастики ума, тренировки мыслительной деятельности.

Логическая игра. В логико-математических играх и упражнениях используются специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.
Специально структурированный материал:
геометрические формы (обручи, геометрические блоки);
схемы;
схемы-правила (цепочки фигур);
схемы функции (вычислительные машины);
схемы операции (шахматная доска);
Игра развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей.
Задача-шутка. Используется при формировании гибкости ума, освобождает мышление от шаблонов. Такие задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки. (Задачи: Сколько концов у двух палок, у трёх палок, у пяти палок, у пяти с половиной палок?).

Задачи на переливание формируют математический стиль решения.
(В первый сосуд входит 10 литров воды. Как используя ещё два пустых сосуда по 5 и 8 литров, разделить воду на две части?)

Математические игры: «Магический квадрат», «Индивидуальное лото», «Числовая мельница», «Кто быстрей?» и другие активизируют мыслительную деятельность, раскрепощают воображение, развивают наблюдательность, смекалку, мышление и интеллект. Ученик испытывает удовольствие от игры.

Тренинг для учителей начальной школы
«Способы развития логического мышления младших школьников»
Маркина Т.А.
Предоценивание
«Муравейник»

· Деление на 2 группы (по цвету)

· Обсуждение каждой группой вопросов (см. далее)

· Перемещения (после каждого обсуждения): «жёлтые» – по часовой стрелке, «синие» – против часовой стрелки
Перекрёстное обсуждение: какой вопрос был наиболее трудным?
Вопросы:
1. Какие первые шаги Вы предпринимаете для решения проблемы?
2. Что такое логика?
3. Какие виды мышления имеют место в учебном процессе?
4. Что такое мышление?
5. Когда о мышлении можно сказать, что оно логическое?
6. Что такое логическая задача?
7. С чего надо начинать решение логической задачи?
8. Что такое мысль?
9. Чем похожи различные виды мышления?
10. Почему процесс мышления нуждается в систематическом развитии?
11. Что помогает ребёнку решить проблемную задачу?
12. Какие дидактические приёмы помогают развивать логику?
13. Какие проблемные вопросы заставляют ребёнка мыслить?
14. Что общего между анализом и синтезом?
15. В чём особенность диалектического мышления?
Сравните понятия (диаграмм Венна): Чем «думание» отличается от мышления? Вывод:
«Думание» – бесцельно, непроизвольно, не даёт продукта (воспоминания, представления, воображение). Мышление - дисциплинировано целью, организовано, даёт продукт.
Мнения учащихся:

· Что такое мысль?

2 класс
«идея; ум, разум; то, что приходит в голову; воображение; думание; долгие размышления в голове; смекалка; то, что мы думаем; память»

3 класс
«идея; то, 2 класс
о чем человек думает; желание думать; разум мозга; фантазия; это, когда долго думаешь, а потом говоришь то, что у тебя в мозгу»
4 класс
«идея; собственная идея; внутренняя идея; разум; слова человека, которые нельзя услышать; то, что приходит к нам в мозг при каждом движении; то, что возникает в голове; это время, когда мы думаем, в голову приходит новое полезное»

· Что такое логика?
«такое занятие для ума; сложность; это умножение и деление »
3 класс
«хитрость; наука »
4 класс
«усложненная мысль; творческое мышление; задание на контрольной; это то, что мы решаем »

· Для чего нужна логика?
2 класс
« думать задания; учиться делать сложные задания; понимать задачи; делать что-то новое чтобы не быть глупым ботаником; развивать ум человека; это слишком сложное для разумных ответов »
3класс
« чтобы быть умным; чтобы добиться успеха; для решения в голове; чтобы учиться; для мыслей; развивать мозг »
4 класс
« для развития мозга; чтобы быть грамотным»
Что такое мышление?
Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

Практикум: мыслим логически

· Выберите 2 карточки разных цветов (ситуация, ответ)

· В каждом из следующих высказываний найдите логическую ошибку

· Презентуйте свой ответ

· Заслушайте оппонентов, обсудите мнения
Ситуации, в которых допущены логические ошибки

· 1. «Ты не должен жаловаться на то, что тебе приходится идти километр пешком до школы. В свое время я в снегопад проходил восемь километров, чтобы попасть в школу.»

· 2. . «Если вы съедаете в день по яблоку, то всегда будете здоровым». «Пчела не может ужалить вас, пока вы сдерживаете дыхание». «Если у вас чешется правое ухо, то это означает, что кто-то говорит про вас что-то хорошее, если же у вас чешется левое ухо, то, значит, кто-то говорит о вас что-то плохое».

· 3. «Ваша Честь, этот человек является главарем организации, поскольку его книга имеет широкое распространение в этих кругах. Если бы он не был авторитетом, то его книга не котировалась бы так высоко».

· 4. «Если я угощу завтраком вице-президента, то ему понравится мое предложение».
5. «Я больше никогда не пойду в тот магазин, потому что вчера я купил там несвежее мясо, а это говорит о том, что они постоянно продают несвежее мясо».
Предполагаемые ответы

· 1. Неправильное проведение аналогий с присутствием личного напора. Времена изменились, а вместе с ними изменились и взгляды на этот вопрос, поэтому проведение такого сравнения неуместно. Пожилой человек пытается уйти от обсуждения проблемы, делая упор на личный фактор. Это проявляется в том, что ребенок не заслуживает более внимательного отношения и вполне может отшагать километр для того, чтобы попасть в школу.

· 2. Все эти высказывания являются типичными примерами суеверного поведения. В их основе может лежать, а может и не лежать конкретный достоверный факт. Очевидно, что все эти «выводы» были сделаны на основе установления сомнительной связи между поведением и последующими событиями. Человек, который сдерживал дыхание и тем самым якобы предотвратил укус пчелы, мог сделать это, к примеру, только лишь один раз, и поэтому это не может служить доказательством. Народная мудрость часто дает полезные советы, но в данном случае она представляет собой пример анекдотического суеверия.

· 3. Это классический пример применения спорного аргумента. В качестве доказательства используется тот факт, что книга обвиняемого широко используется в определенных кругах. Считается, что автор данной книги является авторитетом, но ведь это еще не доказательство его вины.

· 4. Уверенность в том, что вице-президент благожелательно отнесется к предложению, если суть этого предложения изложить ему за ланчем, является типичным примером суеверного поведения. Тот, кто так считает, мог видеть, как вице-президент возвращался с ланча с автором какого-нибудь предложения, которое было принято, но это еще не означает, что за ланчем вице-президент принимает все предложения. Однако если на вице-президента действительно может произвести благоприятное впечатление такой жест, как приглашение на ланч, то тогда действительно прослеживается связь между приглашением на ланч и принятием предложения. В этом случае можно говорить не о суеверном поведении, а о тонком расчете.

· 5. В этом примере ясно видно необоснованное упрощение проблемы, а также недостаток статистической информации. Большинству людей наплевать на существование вероятности, что они столкнулись с единичным случаем. Если они один раз купили несвежее мясо, то у них не возникнет желания пойти в тот же магазин с целью проверить, всегда ли там продается несвежее мясо. Они просто станут покупать мясо в другом магазине.
Развитие мыслительных навыков через Создание загадок

· При создании загадки приводятся в действие логика и воображение. Чем замысловатее загадка, тем интереснее ее разгадывать, например: "Не имеют ног они, но попробуй догони!". Это часы, время, выраженное образно в форме стиха.

· Загадку придумать не сложно, достаточно загадываемый предмет представить в форме (или по действию) чего-то другого, сильно напоминающего этот предмет. К примеру, капустные листья плотно укутывают в свои одежды кочан, причем эти одежды без всяких пуговиц. Вот загадка: "Сто одежек и все без застежек".
Придумайте свои загадки.
Подведём итоги:

· Можно и нужно научить детей правильно организованно мыслить.

· Ребёнку интересней мыслить, чем запоминать.

· Найденное в мышлении становится знанием, включаясь в причинно – следственные связи в сознании ребёнка, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

· Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

· Проблемные вопросы Почему? Как ты считаешь? Зачем? С какой целью? Из-за чего? Как сделать? направлены на развитие мышления.

· Никого нельзя ни заставить мыслить, ни запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Преимущества успешности применения развивающих задач: дети лучше решают задачи, если задачи вводятся в игровой форме;
имеют соревновательный характер;
сопровождаются наглядным красочным
материалом;
если присутствует тесная межпредметная связь.

Интеграция с другими предметами.
Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.
Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения “вид – род”. Это такие отношения, когда все предметы, входящие в “вид”, входят и в “род”, имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.
Подбери родовое понятие к следующим словам:
щука –
липа –
ромашка –
картофель –
грач –
глаз –
осень – оса –
вилка –
деление –
метр –
серебро –
озеро –
скрипка –

Понятия могут относиться друг к другу и как “часть” – “целое”, например: лист – часть дерева, ноготь – часть пальца.
Укажи целое, частью которого являются:
карман –
крыло –
плавник –
ветка –
рукав –
ножка – окно –
кабина –
лепесток –
циферблат –
ступень –
ручка –

Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием (например, сосна, липа – деревья).
В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоположности:
Ясень, ветви, дерево, клен, лист (ясень, клен)
Повар, кастрюля, инженер, человек, чертеж (повар, инженер)
Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)
Молоко, бутылка, магазин, масло, продавец (молоко, масло)
Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)
Лев, хищник, охотник, ружье, тигр, жертва (лев, тигр)
Утро, время, день, сутки, солнце (утро, день)
Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)

Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности. Например, добрый – злой.
Подбери противоположные понятия:
большой –
свет –
радость –
храбрость –
быстрый –
тусклый –
день –
сладкий – печальный –
начало –
длинный –
ложь –
победа –
смерть –
молодость –
бодрый –

Назови вероятные причины следующих событий:
насморк –
синяк –
авария –
ошибка – наказание –
наводнение –
опоздание –
драка –

Назови возможные следствия следующих событий:
засуха –
праздник –
сражение –
молния – осень –
опасность –
переедание –
болезнь –

Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности, например: воскресенье – понедельник.
К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:
февраль –
вторник –
первый –
вечер –

Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол – обедать, стол – дубовый.
К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:
ложка – (серебряная, есть)
бумага – (белая, писать)
врач – (детский, лечить)
калькулятор – (электронный, считать)
библиотека – (городская, книги)
Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.
В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.
Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:
гараж жаба банан пирог поле слеза утка туча чаща
ливер кулак рынок осада орел сажа
В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.
лес – – – – бор
кошка – – мышка
Приставьте козе рога (рога - коза) рога – роза – коза.
Доведите кота до сыра (кот - сыр) кот – ком – сом – сор – сыр
Доведите мышку до норки (мышка - норка)
Протяните мост через реку (мост - река)

Назови одним словом следующие группы слов:
мак, ромашка, роза
чашка, тарелка, миска
рубашка, брюки, платье
морковь, капуста, свекла
кукла, мишка, мячик


Подбери нужное слово:
кровать – лежать, стул -
малина – ягода, девять –
человек – ребенок, собака -
овца – стадо, буква -
воробей – птица, окунь -
волк – пасть, птица -
растение – семя, птицы -
бежать – стоять, кричать -

Скажи одним словом:
обвести вокруг пальца – обмануть
намылить шею -
развесить уши -
прикусить язык -
бить баклуши -

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:
автомобиль, тормоз – автор
колос, роза, вата -
кора, лото, боксер -
баран, рана, банка -

Составь предложение, в котором бы были эти три слова:
медведь, озеро, карандаш
мальчик, клен, пень
лиса, варенье, лавка
Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.
Например: Председатель Пахом промчался по пыльному полю.
Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.
Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

Творческие задания. Сочинение загадок.
Гипермедиа сочинение – это написание на компьютере. Оригинальность в том, что дети сразу могут редактировать текст, осуществлять операции замены и вставки.







VI. Внеурочная работа:
-предметные декады (занимательные уроки, КВН по предметам);
-олимпиады по предметам;
-конкурсы творческих работ;
-игры-соревнования;
-интеллектуальный марафон на классном часе.

VII.Работа с родителями.
-Родительские собрания «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Решаем логические задачи всей семьёй».
-Составление кроссвордов.
-Семейные праздники.


VIII.Взаимосвязь с работой образовательного учреждения.
-организация кружковой работы;
-олимпиады по предметам;
-научно-практические конференции;
-выпуск проектных газет;

IX.Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
-производить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
-устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические цепи рассуждений;
-уметь доказывать;
-выдвигать гипотезы и их обоснование.
X. Мониторинг. Определение уровня логического мышления учащихся. Использую методику «Четвертый лишний».
Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
Материал для работы: 11 карточек с четырьмя словами (или четырьмя изо
бражениями), одно из которых лишнее:
- стол, кровать, пол, шкаф;
- молоко, сливки, сало, сметана;
- ботинки, сапоги, шнурки, валенки;
- молоток, топор, пила, гвоздь;
- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
- берёза, сосна, дерево, дуб;
- самолёт, телега, человек, корабль;
- Василий, Фёдор, Семён, Иванов;
- сантиметр, метр, килограмм, километр;
- токарь, учитель, врач, книга;
- дедушка, учитель, папа, мама.
Инструкция. Прочитай эти слова (или «Посмотри на эти картинки»). Одно из слов (изображений) здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?
Ход работы. При работе с первым заданием нужно добиться от ребенка правильного ответа. Качество выполнения не оценивается. В процессе тестирования ребенку последовательно предъявляются все двенадцать карточек. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?»,
«Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребенок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным.
Анализ результатов.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов.
10-8 баллов – высокий уровень развития логического мышления;
7-5 баллов – средний уровень развития логического мышления;
4 и менее баллов – логическое мышление развито слабо.

Результаты мониторинга за 4 года обучения.
В классе 14 человек.
класс
уровень


высокий
средний
низкий
ниже среднего

1
2 человека
8 человек
2 человека
2 человека

2
6 человек
4 человека
4 человек


3
8 человек
4 человека
2 человека


4
8 человек
5 человек
1 человек



XI. Преемственность.
Школа дошкольника. Виды занятий в приложении.
Проект начат воспитателями в ДУ, имеет развитие при обучении в 1-4 классах ГБОУ СОШ пос. Кировский и будет продолжен при обучении в средних классах.

XII. Используемые источники:
А.Г.Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М.: Просвещение, 2011
Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе», М.: Просвещение, 2011
Н. А. Бабкина «Нетрадиционный курс Развивающие игры с элементами логики», Психологическое обозрение, 2004 №2
Festival.1 september.ru
http.www.sudokus.ru
Н.В.Истомина «Методика изучения математики в начальной школе», М.:Просвещение, 2004
Л.Ф.Тихомирова «Развитие творческого мышления», М.: Просвещение, 2003
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Referat.resurs.kz
В.В.Давыдова «Формирование учебной деятельности школьника»,2000
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ljh56









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15