Применение современных технологий в обучении игре на аккордеоне (игра с музыкальным сопровождением).


Предмет: Специальный инструмент класс аккордеон.
Группа: 302хк
Дата: 21.04.2015
Тема: Применение современных технологий в обучении игре на аккордеоне (игра с музыкальным сопровождением).
Цель: Достижение ритмически, динамически правильного исполнения произведений в ансамбле.
Задачи:
Образовательные:
Расширить багаж музыкальных впечатлений учащегося;
Показать процесс обучения игре на аккордеоне с музыкальным сопровождением (фонограммой);
Закрепить понятия: звукоизвлечение, туше, динамика, ритм, меховедение, артикуляция;
Продолжить работу над навыком игры по нотам.
Развивающие:
Развитие музыкально-образного мышления;
Развитие внимания, музыкального слуха при игре в ансамбле;
Развитие чувства ритма, точность в динамике, темпе, штрихе.
Воспитывающие:
Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту;
Воспитание уважения к классической музыке;
Воспитание чувства ответственности за результат своей работы;
Воспитание самостоятельности, исполнительской дисциплины, культуры поведения за инструментом.
Технические средства: интерактивная доска, USB-носители.
Наглядные пособия: слайды по теме с использованием фото эстрадных исполнителей на баяне, аккордеоне (П.Дранга, Ю.Дранга, дуэт «Баян-mix»).
Музыкальный материал: И.Брамс «Венгерский танец №5», Р.Бажилин «Пьесы для начинающих аккордеонистов» (с фонограммой), видеоматериал лучших образцов эстрадной музыки.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Межпредметная связь: музыкальная литература, сольфеджио, теория музыки.План урока:
Организационный момент. Сообщение цели урока.
Работа над техникой звукоизвлечения. Исполнение гаммы До-мажор, Ми-мажор, арпеджио, аккордов, упражнений.
Проверка домашнего задания. Работа над произведением И.Брамса «Венгерский танец №5»
Новый материал. Беседа «Хочу играть, как Дранга». Обучение игре в ансамбле.
Рефлексия. Подведение итогов, вывод по теме, оценивание работы студента.
Домашнее задание.
Ход урока:
слайд №1
1.- Добрый день. Сегодня на уроке мы узнаем, как применяются современные технологии в обучении аккордеонистов баянистов, а именно мы познакомимся с игрой под фонограмму, игрой в ансамбле, постараемся динамически, ритмически верно исполнить произведения, поработаем над преодолением технических трудностей, правильным звукоизвлечением.
Начнем мы с гимнастики для кисти и пальцев.
Исходное положение: руки свободны. Поднять и вытянуть их перед собой. Затем одна рука остаётся в горизонтальном положении, а другая в расслабленном состоянии падает вниз и качается подобно маятнику.
Руки опущены вниз и полностью расслаблены. Резко сжать в кулак пальцы левой руки, а затем, расслабляя мышцы, разжать кулак, в это время правая рука совершенно свободна.
Круговые вращения кистью в разные стороны.
- Теперь мы возьмем инструмент и начнем работу над звуком. Из чего складывается правильное звукоизвлечение, иначе говоря, техника звукоизвлечения?
Слайд №2 (Посадка, установка инструмента, туше, меховедение, артикуляционные приемы – штрихи, динамика).
Еще раз освободим кисти рук и пальцев уже за инструментом.
Упражнения с инструментом:
«Кисточка» - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.
«Перелёты и приземления» - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.
Упражнения с воздушным клапаном («Самолет летит», «Ветерок», «Ветер», «Буря»).
2.Работа над гаммой До-мажор.
-Какие основные штрихи мы будем использовать при работе?
Слайд №3
Арпеджио и аккорды в До-мажоре. Знакомство с гаммой Ми-мажор.
При игре гаммы обращаю внимание на подкладывание 1 пальца. Рука идет вслед за пальцами, кончики пальцев активные, живые. Игра с разными штрихами, повторение терминов легато (legato), нон легато (nonlegato), стаккато (staccato). При игре арпеджио делаем акцент на первую долю, следим, чтобы пальцы собирались в направлении движения. При игре аккордов пальцы активные, атака звука твердая.
3.Проверка домашнего задания: работа над трудными эпизодами в «Венгерском танце №5» И.Брамса, сочетание темпа и динамики.
-Давай вспомним, кто автор данного произведения (Иоганнес Брамс, немецкий композитор, пианист, дирижер 19 века).
Слайд №4
- Как ты работал над музыкальными фрагментами с шестнадцатыми нотами?
-Прежде чем играть, мысленно представь, как должна звучать эта фраза, темп, динамика.
После проработки отдельных фраз идет исполнение всего произведения.
4.-Настало время перейти к новой теме: применение современных технологий, а именно игры под фонограмму и в ансамбле, в обучении аккордеонистов.
Слайд №5
В последнее время возрастает интерес к эстрадной, популярной музыке, исполняемой на академических инструментах (скрипка, кобыз, баян, аккордеон) с музыкальным сопровождением – фонограммой. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, когда оказались в руках Павла Дранга или дуэта «Баян-mix».
Многие начинающие музыканты загорелись играть «как Дранка».
-Давай послушаем фрагмент его выступления. (Показ видеоматериалов).
-Почему его исполнение звучит ярче, сочнее?
-Почему мы можем считать такое исполнение современным, интересным и легким для восприятия? (Эстрадное исполнение звучит с экранов телевизора, в планшетах, телефонах, оно знакомо каждому и легче воспринимается).
-Давай послушаем еще один фрагмент эстрадного исполнения на баянах дуэта «Баян-mix» (Показ видеоматериалов).
-Процесс обучения игре с сопровождением состоит из нескольких этапов. Обучение игре в ансамбле начинается с простых песенок, возможно даже на одной ноте, что мы сегодня сделаем. Главное, чтобы исполнение было синхронно, совпадали сильные и слабые доли. Необходимо быть очень внимательным и контролировать свою игру. Ну а дальше идет исполнение более сложных произведений, когда фонограмма несет гармоническую функцию, или же исполняет вторую партию.
-Приступим. Я приготовила для тебя несложные пьесы Р.Бажилина.
Работа над произведениями «Солнечный дождик», «Солнечный зайчик» Р.Бажилина.
Прослушивание, самостоятельное исполнение, выделение сильной доли, работа над штрихами, динамикой, исполнение под фонограмму.
Игра в ансамбле. Более сложное исполнение песни «Во поле береза стояла», на два голоса.
Повторное исполнение под фонограмму.
5.Урок подходит к концу. Что нового интересного ты взял сегодня с урока?
-Нужно ли играть с музыкальным сопровождением?
-Что воспитывает игра под фонограмму? (ритмическую дисциплину, ощущение темпа, развитие музыкальности, исполнительской выразительности, слуха, расширяются творческие способности).
На закрепление предлагаю прочитать предложения с искаженной информацией. Найти искажения и исправить их. Слайд №6
Сила звука при игре на аккордеоне зависит от силы нажатия клавиши.
Легато – это несвязное исполнение мелодии.
Автор «Венгерского танца №5» Л.Бетховен.
При работе над технической стороной произведения необходимо руки всегда держать в напряжении.
От работы мехом зависит высота звука.
Эстрадное исполнение произведений на аккордеоне воспринимается с трудом и считается скучным, неинтересным.
Павел Дранга виртуозно играет на скрипке.
В разных странах очень популярен квартет «Баян-mix».
При игре в ансамбле главное – играть по громче свою партию.
Выставление оценки.
6.Домашнее задание: работать над техникой звуковедения в упражнениях и пьесах, доработать «Венгерский танец №5» до концертного исполнения, песня «Во поле береза стояла» - хорошо играть по нотам свою партию. Подготовить дополнительный материал о творчестве П.Дранга и дуэте «Баян-mix».