Презентация Обобщение опыта работы по теме:«Развитие логического мышления младших школьников посредством решения нестандартных задач»


Обобщение опыта работы по теме:«Развитие логического мышления младших школьников, посредством решения нестандартных задач» Обоснование избранной темы: Проведение в младших классах регулярных занятий по логике, существенно гуманизирует начальное образование. Такой подход создаёт условие для развития у детей познавательных интересов, стимулирует ребёнка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах. На мой взгляд, систематический курс занятий на материале нестандартных задач, создаст благоприятные условия для воспитания у младших школьников культуры мышления, которая характеризуется возможностью умеющих самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявить инициативу, ставить цели и находить способы их достижения. Цель: Повышение уровня развития логического мышления младших школьников, посредством системы заданий.Задачи: 1. Изучить психолого-педагогические, методические подходы развития логического мышления младших школьников. 2.Разработать продуктивные творческие занятия, способствующие развитию логического мышления. 3.Создать ситуацию успеха для каждого ученика, учитывая уровень когнитивных процессов. Актуальность избранной темы заключается в том, что, используя продуктивные дополнительные творческие задания, учитывая уровень когнитивных процессов детей, мы повысим развитие логического мышления. Нестандартными задачами называются те задачи , для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Однако, многие выдающиеся математики нашли ряд общих указаний-рекомендаций, которыми следует руководствоваться при решении нестандартных задач. Эти указания обычно называют эвристическими правилами. (Слово «эвристика» греческого происхождения и означает «искусство нахождения истины».) Общий план работы над любой задачей повышенной трудности может выглядеть следующим образом: самостоятельное обдумывание и поиск путей решения каждым учеником; коллективное обсуждение полученных результатов;обсуждение и исправление допущенных ошибок;поиск других способов решения (если это возможно). Виды нестандартных задач, применяемых в исследовательской работе. Графический диктант.При помощи графического диктанта определяется умение ребенка слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать по правилам, применять образец. Такие занятия способствуют развитию логического мышления, мелкой моторики рук, активизируют зрительное и слуховое восприятие ребенка, умение ориентироваться на листе, дают простор фантазии и воображению. Вычерчивание по схеме. Схема на доске. 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 Задачи геометрического содержания. Для развития логического мышления подобраны задания, которые благоприятны для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.Например: 1 класс1. Сколько отрезков на чертеже? а) б) в)Ответ: а) 9; б) 15; в) 10; Комбинаторные задачи.Включение комбинаторных задач в обучение позволяет решить проблему развития логического мышления. Возникает необходимость в формировании системы обучения решения комбинаторных задач. Например: Представь, что у тебя 4 разноцветных воздушных шарика.а) Раскрась эти шарики. б) Тебе предложили выбрать 2 шарика различной формы. Сколько возможных вариантов выбора? Логические задачи.Логические задачи – это задачи, требующие умения проводить доказательные рассуждения, анализировать.Например: Три подружки – Вера, Оля и Таня – пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко и ведёрко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера – не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек для сбора ягод? Корзинка Лукошко Ведёрко Вера + - Оля - - + Таня + Числовые ребусы.Числовыми ребусами называют задания на восстановление записей вычислений. Условие математического ребуса содержит либо целиком зашифрованную запись (цифры заменены буквами), либо только часть записи (стертые цифры заменены точками или звездочками). Записи восстанавливаются на основании логических рассуждений. При этом нельзя ограничиваться отысканием только одного решения. Испытание нужно доводить до конца, чтобы убедиться, что нет других решений, или найти все решения. Есть математические ребусы, имеющие несколько решений.1. Расшифруйте. 4* * 7_____ 3***15 ------2*51 Решение задач связанных с величинами (переливание, взвешивание, время). Задачи на переливание, взвешивание, время учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления, развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Например:1. Ваня и Вася на все свои деньги решили купить леденцов. Но вот незадача: денег у них было на 3 кг леденцов, а у продавца были только гири 5 кг и 2 кг. Но у Вани и Васи по математике»5», и они сумели купить то, что хотели. Как они это сделали?Ответ: на одну чашку весов положили гирю в 5 кг, а на другую – леденцы и гирю в 2 кг. 2. У Шпунтика есть непрозрачная канистра с горючим для автомобиля ёмкостью 10 л и две пустые канистры, ёмкостью 7 л и 2 л. Винтику для поездки на сбор ягод необходимо только 5 л горючего. Как из десятилитровой канистры отлить в семилитровую ровно 5 л горючего?Решение. 10 литров 10 3 3 7 литров 0 7 5 2 литра 0 0 2 Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы «Школа России» (в рамках базовых ЗУН), а также использованы элементы развивающих программ Учебно-тематический план (1 класс). №п/п ТЕМА Кол-во часов Дата 1. Графические диктанты 5 ч. 2. Диагностика 1 ч. 3. Решение задач «Нумерация чисел в пределах 10» 1 4. Решение задач «Сложение и вычитание в пределах 10» 1 ч. 5. Решение задач «Нумерация чисел в пределах 20». 1 ч. 6. Решение задач связанных с величинами 1 ч. 7. Логические задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между множествами. 1 ч. 8. Диагностика. 1 ч. 9. Задачи геометрического содержания. 4 ч. 10. Диагностика. 1 ч. Итого 17 ч. Учебно-тематический план (2 класс). №п/п ТЕМА Кол-во часов Дата 1. Решение комбинаторных задач. 3 ч. 2. Диагностика. 1 ч. 3. Разные задачи. 3 ч. 4. Диагностика. 1 ч. 5. Задачи геометрического содержания. 8 ч. 6. Диагностика. 1 ч. Итого 17 ч. Учебно-тематический план (3 класс). №п/п ТЕМА Кол-во часов Дата 1. Выражение и его значение. 3 ч. 2. Задачи, связанные с величинами. 1 ч. 3. Диагностика. 1 ч. 4 Разные задачи. 3 ч. 5. Диагностика. 1 ч. 6. Логические задачи. 4 ч. 7. Диагностика. 1 ч. 8. Задачи геометрического содержания. 2 ч. 9. Диагностика. 1 ч. Итого 17 ч. Учебно-тематический план (4 класс). №п/п ТЕМА Кол-во часов Дата 1. Задачи, связанные с величинами. 2 ч. 2. Доли. 1 ч. 3. Задачи на нахождение чисел по сумме и разности. 1 ч. 4. Задачи на нахождение чисел по сумме или разности и кратному отношению. 2 ч. 5. Диагностика. 1 ч. 6. Задачи, решаемые с конца. 1 ч. 7. Задачи, на нахождение чисел по суммам, взятым попарно. 1 ч. 8. Числовые ребусы. 3 ч. 9. Диагностика. 1 ч. 10. Задачи, связанные со временем. 1 ч. 11. Задачи на движение. 2 ч. 12. Диагностика. 1 ч. В процессе работы над развитием логического мышления младших школьников, посредством решения нестандартных задач мною составлен учебно-тематический план по классам, определена структура занятий, подобран и используется дидактический материал. Разрабатывая и применяя на практике теоретическую и практическую части, была выявлена необходимость диагностирования у учащихся развития логического мышления. В ходе диагностики использовались – тесты, анкеты. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ЗАНЯТИЙ 3 КЛ. 1 класс.Решение задач на тему «Сложение и вычитание в пределах 10».Занятие 2.I. «Поспевай – не зевай».1. Шестой день недели. (Суббота.)2. Вьют или нет наши перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет.)3. Как звали племянников утят Скруджа Макдака? (Билли, Дилли, Вилли.)4. Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)5. Успех в битве, войне, борьбе. (Победа.)6. Сколько звуков в слове «конь»? (3)7. Личинка бабочки. (Гусеница.)8. Задача:Белке 10 дали орешков.Надо делить их, нечего мешкать.Толе – орех, Мане – орех,Коле – орех, Тане – орех.Сколько белка раздала орешков? (4.) Сколько себе оставила? (6).II. Решение задач.1. Оле на день рождения подарили 4 книги со сказками и стихами. Книг со сказками было больше, чем книг со стихами. Сколько книг со сказками подарили Оле? Решение. Число 4 можно представить в виде суммы двух слагаемых единственным способом: 4 = 3 + 1. Книг со сказками было больше, значит, их было 3.2. Дима шёл вверх по лестнице. Перешагивая через ступеньку, он считал: один. Два, три, четыре. Когда ему нужно было сказать «пять», то осталась только одна ступенька. Сколько всего ступенек сосчитал Серёжа? Ответ: 9 ступенек, т.к. он наступал на вторую, четвёртую, шестую и восьмую ступеньки. Осталась ещё одна ступенька, т.е. всего было 9 ступенек.3. Как число 10 можно записать пятью одинаковыми числами, соединив их знаками действий? Ответ: 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10.4. Как записать число 10 четырьмя различными числами, соединив их знаками действий?Ответ: 1 + 2 + 3 + 4 = 10.5. Как число 5 можно записать тремя одинаковыми числами, соединив их знаками действий?Ответ: 5 + 5 – 5 = 5.6. Как записать число 1 тремя различными числами, соединив их знаками действий?Ответ: 4 – 2 – 1; 4 – 1 – 2 ; 5 – 3 – 1 ; 6 – 4 – 1 ; и.т.д.7. Квадрат разделён на 9 клеток. В двух из них расставлены числа 1 и 2. Расположи в каждой из остальных клеток квадрата числа 1, 2, 3 так, чтобы при сложении чисел по столбикам, по строчкам и с угла на угол получалось число 6. Решение. В нижнем левом углу ставим 2, т.к. 1 + 3 = 4, до 6 не хватает 2; в нижнем правом – 3. Тогда в оставшейся клетке нижнего ряда ставим 1. аналогично рассуждаем дальше. Задачи геометрического содержания 2 класс.Занятие 3.I. «Поспевай – не зевай».1. Птица – истребитель грызунов, наш большой друг. (Сова.)2. Маленький ребёнок. (Малыш.)3. Шестой день недели. (Суббота).4.Бьющий из земли источник. (Ключ, родник.)5.Человек, который управляет трактором. (Тракторист.)6. Человек п, который передаёт знания другим. (Учитель.)7. Задача:Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было гусей? (3 гуся)II. Решение задач.1. Сколько на чертеже четырёхугольников?а) б) Ответ: а) 4; б) 4.2. Начертите 2 прямые. На одной из них отметьте 3 точки, а на другой – 5. Всего отметили 7 точек. Покажи, как это сделали?Ответ: 3. Положи 3 палочки так, чтобы получилось 3 угла: острый, прямой и тупой.Ответ (возможные варианты): В итоге можно сделать вывод, что система занятий является оптимальной формой работы с младшими школьниками:повышают развитие логического мышления учащихся;вооружают их навыками решения нестандартных задач;значительно расширяют и углубляют знания о нестандартных задачах;формируют эмоциональную восприимчивость;формируют практические умения по решению жизненных задач. Таким образом, если проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности; применять в младших классах на уроках математики систему занятий, способствовать развитию познавательных интересов; стимулировать ребёнка к размышлению и поиску поставленной задаче; вызывать у него чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, то при таком подходе к обучению мы со временем получим интеллектуальных детей, умеющих самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу, ставить цели и находить способы их достижения.