Развитие музыкально-творческих навыков в младших классах на занятиях фортепиано» (3 – класс).


"Развитие музыкально-творческих навыков
в младших классах на занятиях фортепиано» (3 – класс).
Т.В. Бондаренко
педагога дополнительного образования
по классу фортепиано
Тип урока: комбинированный урок, направленный на закрепление теоретических знаний и практических навыков через совместную деятельность ученика и учителя в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Цель: развитие творческих способностей учащихся во время занятий в классе фортепиано.
Задачи:
образовательная – закрепить теоретические знания (музыкальная терминология: аппликатурный принцип, квинтовый круг тональностей, штрихи, средства музыкальной выразительности) и практические навыки (осмысленное исполнение гамм, знание аппликатуры, умение найти нужный игровой прием для передачи образного содержания произведения, умение применить полученные знания на другом материале).
развивающая – развитие творческой активности учащегося через различные виды деятельности (сочинение подтекстовок и слов, мелодий, музыкальных сказок, кроссвордов с использованием музыкальной терминологии, иллюстрации к пьесам).
воспитательная
воспитание любви к предмету;
повышение уровня познавательной мотивации;
реализация возможностей учащегося через учебную деятельность и индивидуальное творчество.
Краткий план-конспект занятия
Занятие начинается с ответа ученицы на вопросы педагога: нравится ли ей заниматься в классе фортепиано, и какие виды творческой деятельности ей нравятся больше всего.
Далее - проверка знания ученицей строения мажорной гаммы и аппликатурного принципа с последующей игрой гаммы “До мажор” каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразят игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах: “Гамму я играю громко и играю хорошо”, “А теперь играю быстро – получу оценку “пять”.
Закрепив знания ученицы и правильность исполнения гаммы, я предлагаю сыграть мажорную гамму от другого звука, например, от звука “соль”, соблюдая расстояние между ступенями в мажоре. После этого объясняю, что таким образом можно сыграть гамму от любого звука, причем легко и просто находить нужную тональность и твердо знать ключевые знаки и как они появляются. Я предлагаю ученице построить от звука “до” вверх чистую квинту и найти тонику новой тональности – это будет “Соль мажор”. Ученица играет гамму, находит VII ступень и обращает внимание, что на ней появился ключевой знак “Фа #”. Затем опять строит чистые квинты вверх и находит тоники новых тональностей, в которых все время прибавляется по одному диезу. Затем разбираем понятие “квинтовый круг тональностей” и поясняю, что эти знания пригодятся ей в дальнейшем обучении (игра гамм, пьес, сочинение своих мелодий, подбор по слуху, и др.).
Далее, делая небольшую передышку, ученица вспоминает динамические оттенки, я читаю “Сказку про кота Мурлыку», а Катя по ходу текста проговаривает соответствующие динамические оттенки.
Следующий раздел – творческие виды работы над этюдами.
Ученица поясняет значение слова “этюд” и где еще это слово ей встречалось, что она узнала из энциклопедической литературы. Затем представляет свой рассказ к этюду Берковича №77, характеризуя эту пьесу и придуманное к ней название “Радужные лошадки” с рисунком. Этюд исполняется в темпе и в характере (легко, радостно, четко проигрывая шестнадцатые ноты и остро восьмые, передавая, как резвятся на лужайке лошадки). Чтобы научиться играть этюд в разных тональностях, я предлагаю проставить в местах, где мелодия меняет направление движения, обозначения ступеней. Затем по ступеням ученица исполняет фрагмент этюда в новой тональности, например, в “Ре мажоре”, а на дом дается задание играть этюд в “Соль мажоре”.
Далее ученица читает с листа фрагмент этюда Черни №1 под редакцией Гермера тетрадь II, показывает освоенные навыки на новом более сложном материале. Вместе мы вспоминаем средства музыкальной выразительности, такие как мелодия, ритм, динамика, темп, размер, регистр, гармония, педаль и другие. Далее ученица пытается сочинить мелодию на заданные стихи: “Солнце скрылось за рекой, не шумят дубы листвой. Птицы спят и травы спят, зайцы тоже спать хотят”. Я предлагаю алгоритм действий “Как сочинять мелодию на стихи”. Ученица читает выразительно текст, проговаривает стихи в ритме, определяет повторность ритмической формулы (4 раза), записывает ритмический рисунок, определяет образное содержание, темп и размер, делит на две фразы, выбирает вид движения и интервалы, наиболее подходящие для этой мелодии, тональность. На предыдущем уроке эта работа уже была проведена, и теперь она представляет свою мелодию, записанную ступенями и нотами; играет и поет со словами.
Далее я исполняю фрагменты марша, польки, вальса – ученица отгадывает, что звучит и отмечает их характерные особенности. Но для выразительного исполнения и передачи образного содержания музыкального произведения большое значение имеет слово, подтекстовки. Например, к “Вальсу петушков” в учебнике уже есть напечатанный текст (это нам как бы подсказка). А вот в “Польке” слов нет. Но мы можем их сочинить сами. На предыдущих уроках Катя уже сочиняла слова на заданный ритм “Польки”. А теперь она исполнит пьеску со своими словами. Ученица играет пьеску, я подпеваю слова.
А теперь самое интересное творческое задание. Прослушав пьеску, охарактеризовать ее словесно и, пофантазировав, попробовать сыграть её по-разному:
1) певуче, ласково нежно, как колыбельную песню;
2) превратить эту мелодию в марш;
3) сыграть как вальс.
Ученица сама объясняет, что необходимо изменить, чтобы выполнить это задание. Вместе со мной исполняются разные варианты. Предварительно дома Катя пыталась записать различные варианты в нотной тетради. Далее, глядя в ноты “Вальса петушков”, ученица поясняет, какой игровой прием используется в мелодии, какой вид аккомпанемента, какой характер и о чем эта музыка; исполняет пьеску в темпе и в характере.
В завершении занятия, я прошу ученицу прочитать вслух сочиненную ей музыкальную сказку “Семь неразумных Ноток”, затем показать иллюстрации к ней. Выясняет, не хочет ли она продолжить сочинять дальше, например, мелодии к этой сказке. Ученица показывает свой музыкальный кроссворд, составленный из музыкальных терминов.
Я благодарю ученицу за хорошую активную, творческую работу на уроке, ставлю оценку, записываю домашнее задание.