Вокально-хоровые упражнения в процессе развития гармонического и полифонического слуха у старшего хора в системе дополнительного образования


Вокально-хоровые упражнения в процессе развития полифонического и гармонического слуха у старшего хора в системе дополнительного образования
Никифорова Екатерина Андреевна, педагог I категории МБУ г. Иркутск ДО Центр детского творчества.
На современном этапе развития общества все более осознается важность гуманитарной сферы образования, провозглашается приоритет культурных ценностей, ориентация на духовно-нравственное развитие личности, эмоционально-творческое отношение к миру.
Огромным духовно-нравственным потенциалом обладает музыка как вид искусства, который, являясь формой эстетического освоения бытия, отражает в звуковых образах многообразие жизненных явлений и таким образом способствует художественному познанию мира.
Музыкальная деятельность отличается особой спецификой и предполагает наличие целого ряда качеств, необходимых для ее осуществления: природных музыкальных задатков, эмоциональной чуткости и восприимчивости, развитой психомоторной сферы и пр. По мнению большинства музыкантов-педагогов, успешность музыкальной деятельности во многом зависит от наличия музыкального слуха, поэтому изучению данного феномена уделяется пристальное внимание в научной музыкально-психологической и педагогической литературе.
Проблеме развития музыкального слуха посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых: педагогов, психологов, акустиков. В научной и музыкальной литературе существует множество определений слуха. Слух - функция организма человека и животных, которая обеспечивает восприятие звуковых колебаний  [1].
Педагоги, психологи и ученые из многогранного понятия «слух» выделяют специальное определение «музыкальный слух». Островский А.  считает, что музыкальный слух это «способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления» [2].
По характеру восприятия высоты звуков музыкальный слух разделяется на относительный (компонентный) и абсолютный.
Компонентные виды слуха являются составными элементами основных видов слуха и делятся на обязательные (относительные) и необязательные (абсолютный). К обязательным (компонентным) мы относим ритмический, мелодический, интервальный, аналитический, гармонический, ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический,  полифонический. К необязательным компонентным видам музыкального слуха относятся  абсолютный и синестезический (цветной).
Абсолютный слух-это способность узнавать и воспроизводить высоту звуков без сравнения с каким-либо исходным звуком. Б.Теплов отмечает: «Способность эта проявляется в узнавании и воспроизведении высоты отдельных звуков, без соотнесения их с другими звуками, высота которых известна». [3].  По его наблюдениям лишь у 7% музыкантов из 250 обследованных имеется абсолютный слух.
Существует еще один тип абсолютного слуха, обусловленный цветовыми ассоциациями – это синопсический тип абсолютного слуха. Его относят к разновидности цветного слуха. В ярких формах синопсия встречается у людей артистического мира: художников, композиторов, писателей, поэтов.
К относительному слуху можно отнести все виды обязательного компонентного слуха.  Звуковысотный слух обычно проверяется в способности ощутить различие в двух разных по высоте звука. Так, по мнению Н.А.Римского-Корсакова  звуковысотный слух определяет «способность, посредством которой ухо отличает интервалы музыкальные от интервалов неупотребительных в музыке, то есть стройность, иль настройку, от нестройности, иль расстроенности» [4]).Мелодический слух – один из важнейших компонентов музыкальных способностей. Так, Теплов считает, что «мелодический слух есть качественное своеобразие восприятия мелодии, проявляющееся в особенностях самого восприятия, в узнавании и воспроизведении мелодий и в чувствительности к точности интонации». [3]. В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство. Ладовое чувство является составной частью мелодического слуха, оно взаимодействует и с другими сторонами музыкального слуха [5]. Основу мелодического слуха составляет интонационная сторона.
Свойство слуха, нацеленное на восприятие эмоционально – смысловых аспектов музыки, называется интонационным слухом.  С точки зрения Д.К. Кирнарской «интонационный слух, нацеленный на распознавание первичных, наиболее «грубых» свойств звука, прежде всего распознает коммуникативный архетип через интонационный профиль, общий характер движения, через его пространственные и энергийные качества» [6]. Интонационный слух не может отличить звук «ре» от звука «соль», зато он отличает смысловое наполнение мелодии.
Аналитический слух «происходит из интонационного слуха, детализируя и уточняя нарисованную им картину звуковысотного движения» [6]. По определению Д.К.Кирнарской «аналитический слух тонкий звукоразличительный инструмент, выражающий музыкальную мысль: он дифференцирует звуковой поток, разлагает его на микрочастицы – звуки, собирая их в осмысленное целое» [6].
Интервальный слух – это ощущение расстояния между двумя звуками (двумя точками) на целостной мелодической линии.  Появление чувства интервала означает новый шаг в формировании аналитического слуха.
Важное свойство музыкального слуха – это внутренний слух. Как справедливо отмечает Старчеус «Внутренним слухом называют способность представлять музыку в сознании, реально не слыша и не исполняя ее.  Внутренний слух – собирательное название способности человека воспроизводить образы музыки вне реального звучания» [7]. Элементарное проявление внутреннего слуха можно наблюдать при чтении нот с листа, когда внутренний слух как – бы забегает вперед, предчувствуя то звучание, которое потом логически последует за звучащей в данный момент музыкой или звуком.
Тембровый слух основан на способности различать тембр определенного инструмента или голоса. Принято считать, что развивать способность различать тембры – это удел урока музыкальной литературы, где обычно педагоги знакомят детей с тембрами инструментов, видами оркестров, голосов.  
Ладовый (тональный) слух развивается с самого начала занятий.  Развитие ладового слуха происходит при формировании представлений о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях, ладовой интонации, разновидностях лада, звуков, и их организацией в ладу.
Метроритмический слух. Ритм – это соразмерное чередование различных длительностей звуков. Такое определение ритму дают многие музыковеды. Слушая мелодию можно уловить равномерно пульсирующие удары, которые называются долями. Доля – это счетная временная единица в музыке.  Равномерное чередование долей называется метром. Тяжелая доля метра образует метрический акцент, который появляется периодично.
Уже с первых уроков ритмические задания и упражнения превалируют на уроках.
Полифонический слух – это музыкальный слух, образованный как минимум двумя голосами. Воспитание полифонического слуха, или, другими словами, способности расчлененно воспринимать (слышать) и воспроизводить в музыкально – исполнительском действии несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий, - один из важнейших и сложных разделов музыкального воспитания.         
Гармонический слух проявляется прежде всего в способности воспринимать многоголосие. Гармонический слух - способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.
В нашей работе мы уделим внимание именно полифоническому и гармоническому слуху.
Под полифоническим слухом понимают образование как минимум двух голосов по отношению к фактуре. Человек с развитым полифоническим слухом ясно слышит так называемые «горизонтали» - сочетание мелодических линий и каждую мелодию по отдельности. К.Мартинсен писал: «Лишь тогда, когда каждый голос в своих повышениях и понижениях поет самостоятельно, самостоятельно дает свои акценты, самостоятельно декламирует, - лишь тогда начинает светиться душа хора». Полифонический слух способен воспринимать  несколько самостоятельно развивающихся звуковых линий.  Нельзя допустить, чтобы ученик слышал лишь один верхний голос, а все остальные смешивались в бескрасочный звуковой комок. Надо добиваться от учеников вслушивания во все составные  элементы музыкальной ткани.
Средством развития полифонического слуха, кроме распевочного материала, является правильно подобранный репертуар.
Особое место в репертуаре детского хора должна занимать имитация, полифония. Именно благодаря приобретению навыков пения полифонических произведений хористы получают интенсивное хоровое развитие, осознанно исполняют каждый свою хоровую партию. Здесь хочется обратить внимание на музыкальный канон. Лучшие каноны при всей простоте их исполнения украшают концертный репертуар коллектива. При этом работа над канонами способствует развитию навыков, необходимых при исполнении полифонических произведений. В западной литературе особенно много канонов (В. Моцарт, И. Гайдн, Б. Барток).
Целый ряд отличных канонов — в русской и советской музыке: В. Одоевский «В честь М. Глинки», М. Анцев «Кукушка», Е. Жарковский «Непогода», Р. Бойко «Барабан и труба» и т.д.
Параллельно с работой по развитию полифонического слуха надо проводить занятия по развитию гармонического слуха и гармонической памяти. Как уже было сказано выше, гармонический слух - способность слышать «вертикаль» - гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности.
Уже в первый период занятий хористы свободно могут определить окраску аккордов, мажор или минор. Но основная работа по развитию гармонического слуха и памяти проводится в дальнейшем.
В старшем хоре продолжается и закрепляется предыдущая работа (младший, средний хоры) во всех направлениях. Старший хор становится основным музыкальным очагом в школе, организатором и инициатором всех интересных музыкальных дел: праздников песни, строя, музыкальных зарядок и т. д. Воспитание у участников хора желания и возможностей стать активными пропагандистами хорового музыкального искусства в своей школе и за ее пределами— одна из самых главных задач руководителя хора.
Ребята, занимающиеся в хоре несколько лет, должны быть подготовлены для исполнения многоголосия и полифонических произведений. Они в состоянии слышать и различать субдоминантовые, доминантовые и тоническое трезвучия, различать аккорды (трезвучия от септаккордов и их обращения). Проводится, например, такое упражнение: на фортепиано исполняется несложная мелодия, знакомая хористам. Эта мелодия гармонизируется самыми простейшими функциями. Детям предлагают один-два раза прослушать мелодию и запомнить, когда наступает переход к следующей гармонии.
Чаще всего такое упражнение предпочтительней проводить индивидуально. Тогда ученик выполняет роль дирижера. Дирижируя маленькими жестами, он большим замахом должен показать наступление новой гармонии в песне. Остальные дети внимательно следят за дирижером и отмечают степень правильности его показа. Опытному коллективу для такого упражнения можно давать песни, исполняемые а сарреlla и целиком построенные на простейших гармонических сочетаниях. Например, обработка песни «Любопытный сосед».
Опытному хору можно давать еще одно упражнение для развития гармонического слуха: детям дается небольшая мелодия, которая затем гармонизируется. Ребята должны запомнить мелодию и одновременно сказать, какая гармония была в сочетании всех голосов. 
Например, правильно определив гармонию, вместе с тем необходимо запомнить мелодию. А затем надо по памяти спеть каждый голос в отдельности. На первый взгляд, довольно сложное упражнение. Но дети с ним легко справляются, и благодаря такому упражнению у них вырабатывается очень важный навык — умение сознательно участвовать в пении, чувство и понимание задач хорового ансамбля.
Впоследствии, также для развития гармонической памяти, многие произведения можно подробно разобрать, провести гармонический анализ, который дает ребятам возможность хорошо узнать не только свою, но и соседнюю партию.
Подобные навыки способствуют скорейшему овладению другой партией. 
В большинстве случаев произведения, разучиваемые хором, написаны в куплетной форме, и гармонические обороты в них просты. Но надо постепенно готовить хористов к усвоению более сложной хоровой музыки (кантаты, сюиты).
Поскольку позже дети поют и политональные сочинения, целесообразно наряду с упражнениями, укрепляющими чувство лада, петь упражнения, уводящие из определенного лада и состоящие из различных сочетаний тонов и полутонов. Главная задача заключается в том, чтобы научить каждого участника свободно интонировать тон и полутон — сначала в упражнениях, а затем и при чтении нотного текста.
Впоследствии дети благодаря приобретенным навыкам легко справляются при чтении нот со случайными диезами и бемолями, довольно быстро осваивают отклонения и модуляции в те или другие тональности. Их не пугает тональная неопределенность, когда исполнитель уходит из одной тональности, но еще не попал в другую. А как только эта «полоса» прошла и новая тональность вступила в свои права, вновь дают о себе знать приобретенные навыки пения в ладу.
Первые упражнения, в которых следуют друг за другом тоны и 2397760198755полутоны, довольно просты:

2924175201930Вслед за ними даются менее привычные для слуха детей ходы:
Все подобные упражнения поются закрытым ртом или на различные слоги — лё, ли, ку, но и т.п. Для наглядности используются показы рукой.
Продолжается работа по развитию гармонического слуха. В начале учебного года закрепляются навыки, приобретенные в упражнениях по «раскладыванию» гармонических интервалов, в пении различных цепочек интервалов. Повторяется пройденный на предыдущей хоровой ступени материал.
Затем даются новые и более сложные упражнения. Так, детям предлагается послушать и запомнить каждый голос в упражнении такого 106045090170типа:

На слоги лю, ля, ми и другие сначала весь хор поет наизусть первый, затем второй голос. Далее каждый голос пропевается с названием нот (устный диктант). Следующий этап: сопрано поют первый голос, альты — второй. При повторении полезно менять голоса местами: теперь сопрано поют второй голос, а альты — первый. При исполнении подобных упражнений постоянно обращается внимание учащихся на то, что поется в соседнем голосе: исполняя свой голос, они учатся следить за движением другого.
Подобные навыки приобретаются и в таком упражнении, как цепочка из 164719013970интервалов:
Все дети должны спеть первый голос хором сразу же после того, как интервалы сыграны. Им предлагается во время пения верхнего голоса проследить за нижним голосом и запомнить его. И это упражнение дети поют на различные слоги и с названием нот.
Когда хор начинает петь трехголосную музыку, вводятся трехголосные гармонические упражнения. Методика работы та же, что и при разучивании двухголосных упражнений.[9]
Сначала весь хор «раскладывает» какой-либо аккорд, скажем секстаккорд, сыгранный на фортепиано преподавателем. Теперь, кроме 427863061595нижнего и верхнего звуков, дети поют и средний звук:
Такая же работа проводится, допустим, и на следующих двух аккордах (первый взят в широком расположении, второй — в узком, с пропущенным 94170527940тоном):Разучиваются также упражнения с двумя выдержанными голосами и с 18459458890движением в третьем:
1940560118745или с поочередным движением в голосах.
В данной статье рассмотрены некоторые приемы развития полифонического и гармонического слуха в хоре. Конечно, эти виды музыкального слуха должны развиваться в гармонии с остальными. Взаимодействие всех составляющих и будет залогом успеха любого хорового коллектива.
 В заключение  хотелось бы напомнить слова Б. Теплова: «Почувствовать и понять, то есть эмоциональное и сознательное отношение к музыке неотделимы друг от друга, и именно музыкальный слух является тем связующим элементом, благодаря которому объединяются эти два отношения».
Список использованной литературы
Котляревская – Крафт М., Москалькова И. Батхан Л. – Сольфеджио. Л. «Музыка» 1984 г.
Островский А. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. – Л.Музгиз 1954 г.
Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий  М.Музыка
Давыдова  Е. Методика преподавания сольфеджио. – М. Музыка, 1986 г.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М.Академия педагогических наук РСФСР, 1961 г.
Кирнарская Д. Музыкальные способности. М.,Таланта – 21 век, 2004 г.
Самойлова Л. Автореф. Развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке.
Старчеус В. Слух музыканта. – М. Москва 2004 г.
Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. С.115-116.