Каноны как средство развития гармонического и полифонического видов слуха на начальных этапах работы с двухголосием (Тезисы)


Каноны как средство развития гармонического и полифонического видов слуха на начальных этапах работы с двухголосиемНикифорова Екатерина Андреевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО Центр Детского творчества.
Хор – это коллектив специально подобранных людей, разделенных по голосам (по партиям) с единой творческой задачей.
Цель мастер-класса: развитие гармонического и полифонического видов слуха на начальных этапах работы с двухголосием в процессе разучивания канонов.
Задачи:
1. освоение элементарных представлений о каноне, его видах.
2. создание условий для развития гармонического и полифонического видов слуха.
3. воспитание любови к родному краю, стране, используя материал народного песенного творчества.
Представьте, что вы начали заниматься вокалом недавно, но уже преуспели в пении простых мелодий. Вы поете их чисто, ритмично и с удовольствием. Значит у вас уже хорошо развиты начальные компоненты музыкального слуха: ритмический слух и мелодический слух.
Следующий этап вокально-хоровой работы – это подготовка и переход к двухголосию. Но у вас, начинающих певцов, не сформирован гармонический и полифонический компоненты музыкального слуха. Прекрасным средством для введения ребенка и всех вас в новый мир многоголосия является канон.
По-гречески канон значит правило, образец. В жизни нам довольно часто встречается это слово. Мы говорим: "По строгим канонам...".
В музыке значение этого термина значительно уже. Так называется многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же звука, иногда - от разных.
Особая разновидность канона - бесконечный канон.
Авторская программа «Золотая мелодия» предполагает использование канонов как средства развития гармонического и полифонического видов слуха на начальных этапах работы с хоровым коллективом. Возможен подбор музыкального материала сообразно уровню развития и возрасту обучающихся.
Наш мастер-класс раскроет технологию разучивания и исполнения канонов.
Важным условием работы над каноном я считаю пение без сопровождения, акапелла. При таком пении дети чувствуют себя более самостоятельными. Активность каждого ребёнка возрастает.
Знакомство с каноном можно начать со всеми любимой народной песни - «Во поле береза стояла». (раздаются шарики, цвета которых символизируют нашу песню.)
Синие – как синяя непредсказуемая бурная река. Зеленые – как сочная яркая листва берез. Белые – как стройные стволы берез в русских лесах, которые несут в себе силу и красоту земли.
Сейчас мы будем работать над вокальным дыханием. Обращаем внимание на короткий вдох через нос и длинный выдох через рот.
(надуваются шарики) Идет отработка подачи дыхания. Длинное дыхание. Активизация голосового аппарата, приток крови к лицу и гортани. (гости завязывают и откладывают шарики)
Работу с каноном мы начинаем с разучивания самого канона всем хоровым коллективом одноголосно.
Присутствующие с педагогом разучивают песню на слух. С помощью опытного ученика происходит показ двухголосного канона. Обращается внимание на правильное звукоизвлечение и чистоту интонирования мелодии. Канон исполняется всеми присутствующими, разделенными на две партии. После исполнения педагог исправляет неточности и дает уточнения.
Присутствующие готовы к исполнению трехголосного канона. Педагог обращает внимание на шарики. Они делят присутствующих на три партии. Синие начинают первые, белые – вторые, зелёные – третье. На свое вступление вы поднимаете свой шар. Идет закрепление трехголосного канона с поднятием шариков вверх.
Позитивная настройка. Рефлексия.
Если вам было интересно на мастер-классе и вы узнали для себя что-то новое, поднимите шарики вверх и потрясите ими!