Статья «Системно-деятельностный подход в системе Л. В. Занкова»

Системно-деятельностный подход в системе Л. В. Занкова.
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 5»
высшей квалификационной категории
Александрова Татьяна Александровна.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.) подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Эта общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка».
Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Так что можно ещё раз напомнить, что всё новое – это хорошо забытое старое.
Цель обучения по этой системе - оптимальное общее развитие каждого ребенка.
Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Дидактические принципы:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание процесса учения;
- быстрый темп прохождения учебного материала;
- работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Типические свойства методической системы - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Учебно-методический комплект (УМК) для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом.
Теоретические исследования показывают, что способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в индивидуальной деятельности, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.
Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием этапов деятельности, позволивших выйти из затруднения.
Уроки, организованные по вышеуказанной структуре – развивающие уроки.
Я хотела бы сегодня поделиться с вами практическими приёмами преподавания в системе Л. В. Занкова и рассказать о конкретном рабочем уроке русского языка, проведённом мной во втором классе по учебнику А. В. Поляковой, на котором реализуется системно-деятельностный метод.
Рассмотрим урок по теме «Слова близкие и противоположные по смыслу».
Цель урока: развитие умения подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу; уточнение представлений о роли антонимов и синонимов в речи.
I. Слова, близкие по значению, их роль в речи.
1.Учитель. Узнать тему нашего урока поможет это задание: замените предложения одним словом.
Перечень букв в определённом порядке. (Алфавит, или азбука.)
Предмет, при помощи которого измеряют температуру. (Градусник, или термометр.)
Человек, который ездит на лошади. (Всадник, или наездник.)
Пары слов дети записывают на доске.
- Что общего у этих слов? (Значение одно.)
- Чем они различаются? (Написанием.)
- Как называются в русском языке слова, которые близки по значению, но по-разному называют одно и то же? (Коллизия.)
- Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (с. 13).
Слова, близкие по значению, - синонимы.
- Приведите свои примеры синонимов.
2. Учитель. Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Можно ли обойтись без них?
Открывается запись на доске:
Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые автомобили.
- Что заметили? (Повторяется одно слово «проходят».)
- Как можно этого избежать?
- Запишите получившееся предложение.
Едут по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, мчатся легковые автомобили.
- Какую роль играют синонимы в речи? Сделайте свой вывод.
Вывод. Употребление синонимов делает нашу речь ярче, богаче и разнообразнее.
II. Слова, противоположные по смыслу.
1.Учитель. В русском языке есть слова, которые противоположны по своему значению. Как они называются? (Коллизия.)
- Найдите ответ в учебнике (с. 13).
Слова, противоположные по значению, - это антонимы.
- Назовите тему нашего урока.
2. Учитель. Подберите к словам антонимы.
Коллективная работа
Запись на доске:
Широкий – (узкий)
твёрдый – (мягкий)
старый – (новый)
скучный – (интересный)
бесполезный – (ценный)
неряшливый – (аккуратный)
Если у детей вызывает затруднение подбор антонимов, эти слова на карточках можно развесить по классу или на доске.
- Первые буквы пропущенных слов, если их прочесть по вертикали, составят ещё одно хорошее слово.
- Какое слово получилось? (Умница.)
- Про кого так можно сказать сегодня на уроке?
(На данном этапе идёт оценивание и самооценивание.)
III. Итог урока.
Домашнее задание.
Особенности методики развивающего обучения позволяет учащимся самостоятельно добывать знания при минимальной косвенной помощи учителя. Учебник русского языка (как и все учебники в системе) построен таким образом, что учащиеся выходят на новые знания не только при изучении нового материала, но и во время работы с заданиями, направленными на закрепление изученных ранее вопросов.
Чем руководствуется учитель в развивающей системе, готовясь к уроку? Безусловно, личным опытом, возможностями детей и особенностями системы.
Система Л.В. Занкова способствует развитию мышления, а этого нельзя достичь без правильно заданного вопроса. Задача учителя – научиться задавать вопросы и научить этому учеников.
На уроке нужно создавать проблемную ситуацию (коллизию), и тогда ребёнок, прежде чем ответить, начинает анализировать, сравнивать, рассуждать и на основе этого делать выводы.
Построение процесса обучения в системе развивающего обучения стимулирует ребенка высказывать собственное мнение, внимательно относиться к другому мнению, т.е. проявлять диалогичность, толерантность.
Ученики выбирают форму выполнения задания: самостоятельно или в паре, в группе, фронтально. Различным может быть и распределение по группам: по количеству и формированию (смешанные и отдельные группы мальчиков и девочек). Предоставление ученикам возможности принимать решение относительно формы работы является показателем уважения к их мнению, ставит их в позицию активных созидателей учебного процесса, формирует самооценку.
В учебниках по литературному чтению, русскому языку, музыке предусмотрены специальные задания по инсценированию разных речевых ситуаций, которые помогают младшим школьникам освоить средства устного общения: интонацию, жесты, мимику, движения. Разыгрывание разных ситуаций, примеривание к себе всевозможных ролей дает ученику очень важный опыт понимания чувств других людей.
Таким образом, в УМК широко используется технология само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, позволяющая сформировать у учащихся следующие умения:
– видеть границу между известным и неизвестным;
– находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;
– вырабатывать критерии для оценки учебной работы;
– оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
– оценивать собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления;
– планировать операциональный состав действий при решении поставленных задач;
– определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности;
– делать прогностическую оценку уровня сложности задания;
– самостоятельно выбирать учебный материал (задание) для выполнения.
Такие универсальные учебные действия, как использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации; участие в подготовке проекта, исследования, его оформлении, презентации, в системе развивающего обучения Л.В. Занкова стали правилом.
В УМК заложена система развития средств устного общения. В результате дети приобретают навыки доказательно излагать свое мнение, воспринимать точку зрения одноклассников, вступать в спор с автором суждения.
Курс «Окружающий мир» знакомит школьников с культурой народов мира и народов России, проводит идею их равенства и значимости, ученики узнают о героизме людей разных национальностей, который сопровождал великие открытия и великие войны, ребенок проживает судьбу своей Родины (своего родного края) с древнейших времен до современности, он осмысливает место семьи в обществе, свое место в этом мире, дети узнают символы российского государства.
Материал курса располагается «по спирали», на каждом новом витке дети, опираясь на имеющиеся знания, применяют их в новой ситуации, в другом содержании.
Система Л.В. Занкова обеспечивается завершенными учебно-методическими комплектами (предметными линиями) по следующим основным предметам начального общего образования:
- Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В. (1-2 класс); Нечаева Н.В. Яковлева С.Г. (3-4 класс). Русский язык. Автор: Полякова А.В.
- Литературное чтение.
Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.
Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А.
- Математика. Авторы:  Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. и др. (1 класс); Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс).
- Окружающий мир. Авторы:  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
- Окружающий мир. Авторы:  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
- Музыка. Автор: Ригина Г.С.
- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. (1-2 класс);  Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. (3-4 класс).
- Физическая культура. Автор: Шаулин В.Н.
Все вышеперечисленные учебники прошли государственную экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту и вошли в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год.
Учебные программы и УМК по системе Занкова направлены на развитие каждого ученика и реализуются во всех видах учебных заведений (общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях).