Обобщение опыта работы по теме Работа над задачами по системе Л.В.Занкова


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Образование:высшееПедагогический стаж:39 летКатегория:высшаяЛюбимый предмет:математика Содержание в занковских классах строится с опорой на три кита: ТЕМА: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»М.В.Ломоносов обучение на высоком уровне трудности;прохождение материала быстрым темпом;ведущая роль теоретических знаний;осознание процесса обучения;работа над развитием всех учащихся. Многогранность;Процессуальность;Коллизии;Вариантность. РАССКАЗ 1.На ветке сидело 6 птиц, 2 улетели. Осталось 4 птицы.РАССКАЗ 2.Летели 6 птиц. 4 сели отдохнуть на ветку, а 2 полетели дольше.РАССКАЗ 3.На ветке сидят 4 птицы. 2 птицы улетели. Всего 6 птиц. Составь математический рассказ к рисунку Придумай математический рассказ к рисунку РАССКАЗ 1.Впереди летят 4 птицы, а за ними еще 5 птиц. Всего в стае 9 птиц.РАССКАЗ 2.В стае было 3 белых и 6 темных голубей, а всего их было 9.РАССКАЗ 3.Летели 9 голубей. 5 из них отстали. Дальше полетели еще 4 голубя.РАССКАЗ 4.Летели в стае 3 белых и 6 темных голубей. 1 белый и 3 темных улетели вперед и тогда осталось 2 белых и 3 темных, а всего 5 голубей. Какой рисунок нужно поставить третьим в верхнем ряду? Найди его внизу и соедини с пустой рамкой. Придумай рассказ к трём рисункам верхнего ряда. Работа с текстом задачи.Для определения является ли данный текст задачей необходимо: выделить в нем основные признаки этого вида заданий и его составные элементы, установить связь между ними,определить количество действий, необходимых для получения ответа на поставленный вопрос,- выбрать действия и их порядок, обосновав свой выбор. Чем задания похожи? Чем различаются?2. Выбери задание, в котором нужно догадаться, какое действие поможет найти ответ.3. Почему в другом задании такая догадка не нужна?4.Задание справа называется задачей.Важный признак задачи - в ней никогда не указывается, каким действием её нужно решить. 4+3 Чему равно значение суммы? У Миши на носу 4 веснушки, а у Маши 3. Сколько веснушек у детей? Какие из этих заданий – задача?Объясни свой выбор.2. Реши оба задания.Что тебе подсказало действие для решения задачи?3. Сравни своё решение задачи с таким:9-3=6 (конфет)При решении задачи результат действий пишут с наименованием. Юра съел 9 конфет, а Саша на 3 конфеты меньше. Сколько конфет съел Саша? Ира нашла значение разных чисел 9 и 3. Какое число у неё получилось? Задача.После завтрака Робин Бобин обнаружил на своем костюме 13 пятнышек, а Пачкуля Пёстренький 9 пятен. На сколько больше пятен на костюме Робина Бобина?Вопрос этой задачи:У кого из них на костюме пятен больше и на сколько?Известные числа в задаче называют данными.Число, которое нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи, называют искомым. Условие этой задачи:После завтрака Робин Бобин обнаружил на своем костюме 13 пятнышек, а Пачкуля Пёстренький 9 пятен. 1. Прочитай текст. Это задача? Объясни свой ответ.На одной ветке 7 яблок, а на другой 9. Сколько машин проехало по улице? 2. Если это – задача, реши её. Если это – не задача, подумай, какой ещё признак должен быть у задачи? В задаче вопрос и условие должны соответствовать друг другу. 1.В задаче никогда не указывается каким действием её нужно решить.2.При решении задачи результат действия пишут с наименованием.3.Та часть задачи, которая рассказывает, что в ней известно называется условием.4.Та часть задачи, которая сообщает о том, что нужно узнать называется вопросом.5.Известные числа в задаче называют данными.6.Число, которое нужно найти - искомое.7.В задаче вопрос и условие должны соответствовать друг другу.8.Задачи, для решения которых нужно выполнить только одно действие, называют простыми.9.Если в решении задачи больше одного действия, задача – составная. Младшая сестра повесила на ёлку 18 игрушек, а старшая на 13 игрушек больше. Сколько игрушек повесила старшая сестра? ? Младшая сестра повесила на ёлку 18 игрушек, а старшая на 13 игрушек больше. Сколько всего игрушек повесили на ёлку сёстры? ? искомое данное данное искомое данное ? данное данное Схема«В школьном кружке танцев занимаются 19 детей, а в хоре - на 18 больше. Сколько детей занимается в двух кружках?» 2. Таблица"Вдоль одной аллеи парка посадили 34 липы, 49 кленов и 26 берез, а вдоль другой 48 лип, 37 кленов и 45 берез. Сколько высадили саженцев каждого вида?"."У трех подружек – Дроздовой, Чижовой и Скворцовой живут дрозд, чиж и скворец. При этом ни у одной из них не живет птица, соответствующая фамилии хозяйки. "Как хорошо поет твой дрозд!" – сказала Скворцова подруге. У какой из трех подружек живет какая птица?". липы клены березы Аллея 1 34 49 26 Аллея 2 48 37 45 Всего ? ? ? Скворцова Дроздова Чижова скворец - + - дрозд - - + чиж + - - 3. Чертеж"Полярный исследователь за день прошел по льдам к Северному полюсу 15 км. За это же время льды отнесло течением к югу на 12 км. На сколько в действительности продвинулся исследователь к Северному полюсу за этот день?".15 - 12 = 3 (км)Ответ: на 3 км. ? км 12 км 15 км 1.Обратные задачи2.Задачи с недостающими или неполными данными.3.Задачи с избыточными (лишними) данными. Прочитай задачу.Найди условие и вопрос.Выдели опорные (главные) слова.Установи связь между данными и искомым.Выполни модель, которая поможет тебе решить задачу:- краткую запись;-чертеж;-рисунок;-схему;-таблицу.6. Запиши решение:-по действиям с пояснением;-по действиям с вопросами;-выражением;-уравнением.7. Проверь решение задачи.8. Запиши ответ полностью.9. Найди другие способы решения задачи.10. Составь и реши обратные задачи.11. Составь похожую задачу. 2. На участке посадили 30 кустов малины и 6 рядов смородины по 8 кустов в каждом. Сколько кустарников посадили?На участке посадили 30 кустов малины и 48 кустов смородины. Сколько кустарников посадили?3. На участке посадили 5 рядов малины и 6 кустов и 6 рядов смородины по 8 кустов. Сколько кустарников посадили? ТЕКСТЫ ЗАДАЧ, СОСТАВЛЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ.У зайчихи было 15 морковок. Она раздала 4 зайчатам по 3 морковки. Хватит ли морковок для каждого зайчонка? Сколько морковок останется?Заяц принес 12 головок капусты и раздал их 4 зайчатам поровну. Сколько головок капусты получит каждый зайчонок?Зайчиха принесла 15 морковок. А заяц 12 головок капусты. Чего они принесли больше и на сколько? УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ УРОВЕНЬ САМОКОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТЫ итоговой контрольной работы за 1 полугодие СТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ Я считаю: - «Каждый ребенок уникален и неповторим. Задача учителя помочь ему раскрыть таланты. Ученик должен уходить домой с победой. Успех – самый лучший воспитатель, он дает уверенность в собственных силах и самом себе».