Элективный курс «Развитие коммуникативной компетенции при работе над сочинениями нетрадиционных жанров »


МО «Курумканский район»
МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
_____/Цырендашиева Б.Б./ МБОУ «Дыренская средняя «Дыренская средняя
Протокол № __ от общеобразовательная школа» общеобразовательная школа»
«__»_____20___ ________/Бадмаева Э.Ж./ ___________/Цыремпилов А.Б../

«__»_____20___ «__»_____20___

Элективный курс
«Развитие коммуникативной компетенции при работе над сочинениями нетрадиционных жанров »
Класс: 10- 11
Составитель: учитель русского
языка и литературы
Цырендашиева Б.Б.

Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Развитие коммуникативной компетенции при работе над сочинениями нетрадиционных жанров» составлена на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;
- Типового положения об общеобразовательном учреждении (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49);
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Минобразования России от 09 марта 2004 г. №1312 и Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05 марта 2004 г. №1089, в соответствии с приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план учреждений РФ, реализующих программы общего образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312» от 03 июня 2011 г. №1994;
- Приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 31 января 2012 г. №69; приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312» от 1 февраля 2012 г. №74;
- Письма Минобразования РФ от 13.11.2003 г.№14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
- СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег.номер 19983)
-Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;
-Устава МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации МО «Курумканский район» №374 от 11 мая 2012 г
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками речи. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что «они трудны», а «главное не пригодятся в будущем». Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Цели курса:
подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
обучение работе над сочинением;
развитие коммуникабельности обучающихся;
воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Формы проведения занятий:
- лекции
- практикумы
- составление таблиц
- составление опорного конспекта
- составление презентации
- редактирование сочинений
Прогнозируемый результат
К концу курса учащиеся должны:
уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли.


Содержание элективного учебного курса
10 класс (35 ч)
Коммуникативная компетенция. (2ч)
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Сочинение-миниатюра как письменный текст малой формы различной стилевой и жанровой принадлежности.(4ч)
Этапы создания текста малой формы. Подготовка к написанию сочинения (нахождение, изобретение). Работа над темой речи, подбор материала.
Сочинение в жанре рекламы и его особенности.(3ч)
История рекламы, знакомство с основными правилами рекламы. Изучение средств рекламы книги и приемов создания оригинальных идей рекламы книги. Сравнение сочинений в жанре рекламы книги с аннотацией, с объявлением.
Особенности эссе как жанра (6ч)
Определение жанра эссе, выявление характерных особенностей строения текста, способов характеристики, выражения авторской позиции и т.д. Эссе и его отличие от других жанров (очерк, стихотворение в прозе). Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему. Литературно-критическое эссе. Формулировка тем, отбор материала, выбор языковых средств для написания творческой работы. Составление плана сочинения (определение композиционных особенностей). Способы выражения позиции пишущего. Образцы сочинений на разные темы, написанные в жанре эссе: исследование материала, наблюдение за использованием языковых средств, над способами введения литературного материала в ткань сочинения.
Письмо как эпистолярный жанр. (5ч)
Особенности, структура, содержание, плане письма, речевые единицы письма и их функции. Коммуникативные возможности письма в сопоставлении с устной речь. Эпистолярный жанр как труд души. Классификация писем. Переписка дружеская и деловая. Личная переписка. Основные компоненты письма. Искусство эпистолярия(стилевые особенности личных писем). Этикет личного письма.
Литературный портрет – мемуарно-биографический жанр. (4ч)
Отличие литературного портрета от портретной зарисовки. Искусство портрета – раскрытие внутреннего облика человека, литературного героя. Описание по памяти, по наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, на основе собеседования с «героем». Приёмы создания портрета героя разными авторами. Роль детали в создании портрета героя. Отбор материала художественного произведения для написания творческой работы.
Сочинение-рецензия.(2ч)
Особенности жанра. Требования к написанию рецензии. Характеристика произведения и его объективная оценка как неотъемлемые составляющие сочинения-рецензии. Логичность, доказательность (с опорой на яркий литературный материал) – способы выражения позиции пишущего. Работа над составлением плана сочинения-рецензии. Требования к написанию сочинения-рецензии.
Устное и письменное рецензирование своих и предложенных творческих работ как способ практического освоения навыков критической оценки текста.
Сочинение – сравнительная характеристика.(2ч)
Особенности жанра. Общая точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы – исходная позиция всякого сравнения. Выявление сходства и различия, выявление эволюции авторской мысли, чувства, переживания и т.д. – цель сравнения. Сравнение произведений разных авторов. Сравнение произведений разных этапов творчества одного автора. Сравнение произведений, относящихся к различным видам искусства (художественное произведение и спектакль, фильм, картина, муз. произведение).
Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения( 2ч)
Киносценарий, структура, его особенности. Структура киносценария.
Содержание 11 класс
(34ч)
Сочинение как текст. (2ч)
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Выбор темы сочинения, его обоснование. Структура сочинений. Практикум. Работа с раздаточным материалом. Составление разных видов плана (простого, сложного, цитатного)
Сочинение-рассуждение. (10ч)
Принципы построения сочинения-рассуждения. Тезис, аргументы, вывод Обдумывание основного тезиса. Составление плана сочинения-рассуждения, подбор аргументов и фактического материала. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Использование цитат в сочинении по исходному тексту. Виды вступления: лирическое размышление, ряд риторических вопросов, рассуждение о заглавии, ряд назывных предложений, цитата, именительный темы, описательное утверждение. Позиция автора и способы ее выражения. Речевые обороты, помогающие выразить позицию автора, авторское отношение (оценочная лексика) к изображаемому. Роль заключения в сочинении, функции заключения
Сочинение - описание.(4ч)
Портретные, пейзажные, событийные описания. Многообразие стилистических функций.
Анализ текстов
Сочинение-повествование. (4ч)
Работа с текстами повествовательного типа и их основными композиционными особенностями. Закрепление знаний о структуре написания сочинения-повествования. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Особенности юмористического рассказа
Тип сочинения – речевая характеристика персонажа.(2 ч)
Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя. Составление плана сочинения – речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления
Сочинение – анализ эпизода. (4ч)
Понятие эпизода как части целого произведения. Эпизод как часть целого, определённая самостоятельность эпизода и неразрывная вплетённость в художественную ткань произведения. Осмысление идейно-тематического содержания и своеобразия формы, выяснение связей данной части произведения с другими. Роль эпизода в развитии темы, идеи произведения. Выявление художественного своеобразия фрагмента. Внимательное изучение и отбор литературного материала, составление плана, подбор эпиграфа.
Анализ, редактирование и совершенствование написанного ( 5ч)
Соответствие сочинения теме. Раскрытие основной мысли. Соразмерность частей, логическая связь между ними. Язык и стиль сочинения. Использование цитат. Совершенствование написанного.
Стилистические ошибки в сочинениях учащихся. Ошибка – нарушение нормы, понятие стилистической нормы. Наиболее характерные стилистические ошибки, их классификация. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Виды грамматических ошибок. Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Наиболее характерные грамматические ошибки в устных высказываниях и письменных работах учащихся. Понятие богатства и разнообразия языковых средств, способствующих выражению собственного эмоционального настроя пишущего. Введение в словесную ткань творческой работы элементов художественного текста: использование «ключевых» слов, цитирование и т.д., соблюдение единого стилевого поля художественного произведения и сочинения.
Календарно-тематический план
10 класс.
№ занятияТема Кол-во
часов Форма занятия
1 Вводная лекция О целях и задачах курса 1 Урок-презентация
2 Коммуникативная компетенция речи 1 Лекция с элементами беседы
3 Сочинение-миниатюра 1 Лекция с записью опорного конспекта
4,5 Анализ и редактирование сочинений миниатюр 2 Семинар-практикум
6 Сочинение-миниатюра 1 Практическая работа
7 Реклама как вид сочинений 1 Лекция
8 Средства рекламы книги 1 Семинар –практикум
9 Редактирование сочинений-рекламы1 Практическая работа
10 Особенности эссе как жанра 1 Лекция
11 Эссе и очерк 1 Лекция с элементами беседы
12 Эссе и стихотворение в прозе 1 Практикум
13 Эссе, написанное разными авторами 1 Сравнительный анализ
14 Литературно-критическое эссе. 1 Практикум
15, 16 Эссе по прочитанному тексту 1 Практическая работа
17,18 Письмо как жанр сочинения 2 Лекция
19 Классификация писем. Переписка дружеская и деловая. 1 Лекция с элементами беседы
20 Искусство эпистолярия(стилевые особенности личных писем). 1 Анализ текстов писем
21 Письмо другу 1 Практическая работа
22 Литературный портрет – мемуарно-биографический жанр 1 Лекция с элементами беседы
23 Особенности создания портретной характеристики. 1 Семинар-практикум
24 Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа 1 Семинар-практикум
25 Литературный портрет 1 Практическая работа
26 Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии. 1 Лекция с написанием памяток
27 Знакомство с образцами сочинений-рецензий 1 Практическая работа,выполнение обучающих заданий
28 Сочинение – сравнительная характеристика. Особенности жанра. 1 Лекция
29 Работа с текстами с различными сравнениями 1 Практикум
30 Написание сочинения-сравнительной характеристики. 1 Практическая работа
31. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения 1 Семинар-практикум
32 Киносценарий по рассказам А.П.Чехова 1ч Практическая групповая работа
33.34 Защита работы 2ч Защита проектов
35 Самостоятельная работа Урок контроля
Календарно-тематический план
11 класс.
№ занятияТема Кол-во
часов Форма занятия
1 Повторение изученного в 10 классе. Цели курса в 11 классе. 1 Беседа.
2 Сочинение как вид письменной работы 1 Урок-презентация
3 Сочинение-рассуждение
1 Беседа
4 Структура сочинения-рассуждения 1 5 Виды вступлений. 1 Лекция с записью тезисов
6 Роль вступления в сочинении-рассуждении 1 Практикум
7 Позиция автора и способы ее выражения. 1 Семинар
8 Способы выражения авторской позиции 1 Семинар
9 Виды концовок. «Кольцевая» композиция. 1 Семинар
10 Составление плана сочинения-рассуждения, подбор аргументов и фактического материала 1 Практикум
11, 12 Сочинение-рассуждение на различные темы 2 Практическая контрольная работа
13 Сочинение - описание.
1 Урок-презентация
14 Портретные, пейзажные, событийные описания. 1 Практикум
15 Многообразие стилистических функций. 1 Семинар
16 Анализ текстов
1 Практикум
17 Сочинение-повествование. 1 Лекция
18 Работа с текстами повествовательного типа и их основными композиционными особенностями 1 Семинар
19 Рассказ с необычным построением. 1 Практическая работа
20 Юмористический рассказ. Особенности юмористического рассказа 1 Практическая работа
21 Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. 1 Лекция-практикум
22 Составление плана сочинения – речевой характеристики 1 Практическая работа
23 Понятие эпизода как части целого произведения. Выявление художественного своеобразия фрагмента.
1 Лекция с элементами беседы,
24 Роль эпизода в развитии темы, идеи произведения 1 Практическая работа.
25 Интерпретация текста 1 Практическая работа.
26 Анализ эпизода из рассказа 1 Урок контроля
27 Как избежать ошибок в сочинении 1 Лекция с элементами беседы
28 Стилистические ошибки в сочинениях учащихся.
1 Практическая работа: составление таблицы, подбор иллюстративного материала
29 Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок.
1 Практическая работа.
30 Как работать со словарями 1 Практикум
31 Корректировка творческих работ учащихся 1 Семинар
32 Обобщение, повторение изученного материала, использование знаний на практике 1 Практическая работа, обобщающий урок
33, 34 Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум). 2 Урок контроля
Литература для учащегося:
1. Никитина Е.И. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 классов. – Москва «Просвещение» 2012-2015гг
2. Подгорная В.С. Сочинение…? Это интересно! Теория и практика написания сочинений в традиционных жанрах.- ООО ИПЦ « КАРО» 2000г.
3. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – Москва «Дрофа», 2003 г.
4. Морозова Н.П. Учимся писать сочинения. Книга для учащихся. – Москва, Просвещение, 1987 г.
5. Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе. – Москва «Просвещение» 2001 г.
6. Т.И. Павлова и др. «Учимся писать сочинение», «Легион» Ростов на Дону 2011г
7.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2011-2015гг
Литература для учителя:
1. Подгорная В.С. Сочинение…? Это интересно! Теория и практика написания сочинений в традиционных жанрах.- ООО ИПЦ « КАРО» 2000г.
2. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – Москва «Дрофа», 2003 г.
3. Морозова Н.П. Учимся писать сочинения. Книга для учащихся. – Москва, Просвещение, 1987 г.
4. Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе. – Москва «Просвещение» 2001 г.
5. Т.И. Павлова и др. «Учимся писать сочинение», «Легион» Ростов на Дону 2011г
6.Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007
7.Скиргайло Т. О. Сочинение в жанре интервью. – Казань: Слово, 2005
8..Фогельсон И.А. Литература учит. 9-й класс, 10 класс. Москва 1990