Рекомендации для обучающихся по работе над сочинениями


Методические рекомендации
для
обучающихся
по литературе
Пояснительная записка
Как правильно писать сочинение? Этот вопрос является одним из самых актуальных для учащихся. Ведь порой заниматься этой "неблагодарной работой" вынуждены именно они. Обучающимся все время кажется, что написание сочинений практически нигде не пригодится в жизни. На самом деле, это не так. Какую бы профессию ни выбрал человек, ему все равно нужно будет о чем-то писать. Одним придется заниматься такими глобальными проблемами как регистрация ООО, другие будут писать о развитии бизнеса, третьи - о воспитании. Ведь даже в самой далекой от сочинений профессии часто требуется хотя бы элементарно высказать свои мысли в письменной форме.
Методические рекомендации необходимы для того, чтобы облегчить работу обучающихся во время работы над разными видами сочинений, а также изложений.
Методические рекомендации для обучающихсяКак писать сочинение на литературную тему
Требования к сочинению:
Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
Сочинение должно быть основано на знании текста.
Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.
В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского "Гроза", а Катерина; не Андрей - у Толстого, в "Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д. Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).
Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.
Виды тем по литературе: Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.
Итак, различают следующие виды тем:
проблемные,
сопоставительные,
обзорные,
темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,
анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),
анализ эпизода,
сочинение по цитате,
смешанные,
свободные.
Проблемные темы - те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин "проблема". Например:       "Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя "Мертвые души";       "Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина";       "Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?" Если формулировка такой темы начинается со слова "проблема", то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем. Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.
Сопоставительные темы - то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом "и". Например:       Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева "Отцы и дети". В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке. Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.
Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:       "Образ Петербурга в русской лирике серебряного века".       "Изображение войны в книге Л.Толстого "Война и мир".       "Темное царство" в драме А.Островского "Гроза".       "Москва и москвичи в изображении М.Булгакова". Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект "сверху", разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.
Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки "обращения" с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача - показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Примеры подобных тем:       Мастерство Л.Толстого в изображении истории.       Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в "Записках охотника".       Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.
Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, "спрятанный" в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.
Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов - и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход - обзорный, проблемный, аналитический или другой - вы изберете как ведущий.
Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не "привязанную" к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что промежуточную аттестацию вы будете сдавать не по философии и не по "житейскому опыту", а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.
Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение.
Учтите некоторые рекомендации:
Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.
Как известно, едва ли не самое трудное - это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению. Давайте познакомимся с ними поближе.
1. Историческое введение.
Суть его можно в шутку выразить словами: "жизнь в те ещё годы". А если серьёзно, это характеристика соответствующей эпохи, анализ её социально-экономических, нравственных, политических, культурных пружин. Само по себе это введение неплохое, иногда оно просто необходимо. Например, выбрали вы тему "Социально-философская проблематика спора "отцов и детей" (по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"). Согласитесь, что в данном случае как нельзя более уместно в началесочинения прозвучит анализ особенностей России 60-х гг. XIX в.России, бурно спорящей о путях своего дальнейшего, революционного или реформистского, развития. Но беда в том, что историческое введение встречается в 95% школьных сочинений и превратилось в затасканный и почти невыносимый для преподавателей штамп. Поэтому по мере сил и возможностей пытайтесь его избегать.
2. Аналитическое введение.
Это введение наиболее выигрышное, которое сразу заявляет о вас как о личности, умеющей логически грамотно и критически мыслить. Суть его сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. Например, тема "Народность поэмы А. Т. Твардовского "Василий Тёркин". Конечно, самое уместное начать такое сочинение с характеристики понятия "народность", с описания его признаков. Это сразу же поставит сочинение на правильный путь, на рельсы доказательств, что поэма Твардовского обладает всеми названными вами признаками и тем самым являет собой народное произведение.
Причём вовсе не обязательно, чтобы тема сочинения, для которого подходит аналитическое введение, включала в себя литературоведческий термин. Предположим, вам попалась "Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне». Вот и поразмышляйте, почему гуманизм (понятие вроде бы тривиальное — "любовь к людям") может быть истинным и ложным и как содержание этого понятия зависит от конкретной социально-политической ситуации. Ведь одно дело — гуманизм сытого, обеспеченного человека и совсем другое — гуманизм угнетённого, раба.
3. Биографическое введение.
Бывает, что к раскрытию темы верный ключ дают сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника. Предположим, вы остановились на теме "Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина". Историческое введение здесь выглядит «притянутым за уши», бессмысленным; анализировать понятия любви и дружбы тоже как-то нелепо. А вот вспомнить о "лицейском братстве", о других многочисленных верных друзьях Пушкина, об Анне Петровне Керн, Екатерине Николаевне Ушаковой и тем более о Наталье Николаевне как нельзя более уместно.
4. Сравнительное введение.
С помощью этого введения вы как бы входите в соответствующий литературный контекст, вспоминаете предшествующие анализируемому вами произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения. Например, досталась вам тема "Нравственные искания героев Л. Н. Толстого". Взять историческое введение? Но о каком периоде рассказывать? 1805—1812 гг. (время действия "Войны и мира")? Или 1850—1860 гг. — время написания романа? Возможностей использовать аналитическое введение практически нет. Биографическое? Но ведь речь должна идти о героях... В начале такого сочинения стоит поразмышлять о том, что испокон веку "поэт в России — больше, чем поэт'', что проповедническая, нравственно страстная нота характерна для всех лучших представителей русской литературы, а уж нравственный авторитет Л. Н. Толстого просто огромен. Тем самым вы и обнаружите свою эрудицию, и прямо подойдёте к предмету вашего анализа.
5. Введение — характеристика произведения
Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем (например, "Образы Чацкого и Молчалива в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"), то начать логичнее с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. В данном конкретном случае целесообразно сказать несколько слов о традиционной социальной заострённости русского театра, об идейном замысле комедии, о глубине грибоедовского реализма.
6. "Лирическое" введение.
Бывает, что ни одно из перечисленных выше введений вас не устраивает или просто не даётся. Универсальным средством остаётся введение, увязывающее тему сочинения с вашим личным жизненным или духовным опытом. Суть этого введения (опять же в шутку!) можно сформулировать в таком виде: "Ах, как я люблю Пушкина!" или: "Был со мной однажды случай..." Ну, и далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество. Такое введение очень подойдёт, например, к теме "Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека" (Белинский о Пушкине) ".
7. Можно, наконец, начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью ("В наше время, когда особенно большую роль играет..."). Однако к такому введению следует относиться очень осторожно, потому что, во-первых, оно может далеко увести от темы и, во-вторых, такое начало иногда оказывается чрезмерно конъюнктурным.
Если вы внимательно выслушали обзор различных введений, то легко согласитесь с тем, что заключительная часть сочинения может строиться по тем же принципам — учитывая, однако, в заключении обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения. Но если вы ограничитесь только выводами, концовка будет выглядеть слишком куцей, оборванной. И чтобы выйти на стратегический простор следствий из ваших выводов, в качестве компаса могут оказаться очень полезными разобранные варианты введения. Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора, а также — более узко — с развитием современной литературы. И это вполне понятно: все мы читаем литературу прошлого, как бы примеряя её к себе и к своему времени. Именно одним из указанных способов уместно закончить сочинение, скажем, на тему "Нравственные искания героев Л. Н. Толстого". Иногда, напротив, целесообразно завершить сочинение теоретическим "аккордом", ещё раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию.
Что касается написания основной части сочинения, то здесь, конечно, слишком многое определяется конкретикой темы и такие детальные рекомендации, как данные выше, попросту невозможны. Однако нужно помнить о некоторых принципах или приёмах, которые могут оказать вам немалую помощь.
Прежде всего, пункт плана, посвящённый основной части сочинения, не должен совпадать с темой. Тема раскрывается с помощью всего сочинения, и основная часть должна включать как минимум два, а лучше — три или четыре пункта плана, каждый из которых с разных сторон поможет раскрыть тему глубоко и всесторонне.
Основная часть: главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.
Заключение: задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция", "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.
Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.
Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.
Сочинение – рецензия
Если мы воспользуемся словарём С.И.Ожегова, то выясним, что слово рецензия означает «критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме», то есть рассмотрение, обследование, анализ научного или художественного произведения, суждение о нём. По выражению В.Г. Короленко, рецензия – это «лёгкая критическая кавалерия». Это наиболее распространённый и специфический жанр литературной критики.
Каковы же основные структурные элементы, особенности и признаки этого жанра?
Назначение, задача рецензии – дать, во-первых, характеристику, во-вторых, оценку данного произведения. Под характеристикой следует понимать раскрытие идейного содержания, композиции, художественной формы. Тут можно использовать такие методы и приёмы, как пересказ и комментарий сюжета, цитирование произведения. Оценка - это определение достоинств и недостатков произведения (идеи, образов, стиля, языка) на основе его характеристики. Эти две задачи неотделимы друг от друга. Оценка без характеристики является лишь голословным, бездоказательным утверждением.
Обязательными структурными элементами рецензии являются:
сообщение, информация о рассматриваемом произведении, его авторе, обоснование повода для рецензирования (новое произведение автора, актуальность проблематики произведения, творчество автора - заметное явление литературы, юбилей автора и т.д.);
изложение содержания прочитанного текста ( 2-3 предложения), раскрытие темы, проблематики, идеи;
анализ средств выражения темы и идеи, системы образов, мастерства – художественной формы;
оценка и личные размышления автора рецензии о произведении и его проблематике;
вывод о художественных достоинствах исследуемого текста
и его значимости для литературного процесса,
общественной жизни.
Таким образом, рецензенту предстоит оценить содержание и форму рассматриваемого текста, ответить на вопрос: какие художественные приёмы использует автор и какой цели он при этом достигает.
В сочинениях, написанных в жанре рецензии, степень объективности, глубины, доказательности, убедительности определяется различием политического кругозора, эстетической подготовки, образования, социальной психологии учащихся, различием их вкусов, разным уровнем образного мышления.
Алгоритм написания рецензии

Последовательность не бывает случайной, автор выстраивает текст так, чтобы …
Основанная мысль, которую автор стремится донести до читателя:…
АВТОР
рассказывает описывает поднимает проблему


Считаю, что…
согласен не согласен
с автором, потому что…
Донести идею...
Подвести к мысли о..Показать читателю…
Раскрыть…
Помогают проникнуть в созданный автором мир произведения …
(средства выразительности)
Я

Жанр, тип текста
Краткое содержание
(2-3 пр.)
тема
Идея
Композиция
Язык
Личное отношение, отзыв
Аргументация
Примерный текст.
Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.
Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь-любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
Добрых людей на свете было, есть и надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно опрокинулся и затонул…
Рецензия
Многие люди верят, что настоящая дружба крепче родственных отношений. Может быть, потому, что в нашей жизни нередко случается, что верный друг быстрее придет на помощь в трудную минуту, чем родственник. Особенно часто такая преданность встречалась на фронте. Наши деды стояли друг за друга насмерть, никогда не бросали товарища в беде.
Что же такое дружба? Как она влияет на характер человека? Каково соотношение добра и зла в мире? Такие актуальные темы рассматривает В.П. Астафьев в своем тексте.
Используя публицистический стиль, автор рассуждает о том, какое место занимает в нашей жизни дружба, размышляет о «вечных» человеческих ценностях
Коммуникативная цель Астафьева выражена в таких словах: «Настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценна». И это, действительно, так, потому что верного друга нужно заслужить, отвечая на преданность преданностью. Именно настоящие друзья влияют на формирование характера человека.
Этот текст представляет собой диалог автора с читателем. Мы могли бы услышать его во время публичного выступления.
Астафьев связывает предложение, отражающее главную мысль текста, с последующим с помощью лексического повтора и указательного местоимения, тем самым акцентируя внимание читателя на конкретизации понятия «дружба».
Для передачи своих мыслей, чувств автор использует вводные слова(следовательно, конечно), которые вносят в текст эмоциональные оттенки следствия и констатации факта развития характера человека.
Красочность, образность высказыванию придают эпитеты (настоящая дружба, крайние, бедственные обстоятельства, добрые люди), метафоры (человек и все растущее одной породы).
В тексте Астафьев сравнивает мир, в котором больше плохих людей, с нагруженным мусором кораблем. Этот корабль из-за всеобщей дисгармонии в любую минуту может опрокинуться и затонуть.
По мнению автора, каждый человек неповторим. Чтобы доказать эту мысль, писатель приводит развернутое сравнение «Как и все растущее, живущее вокруг нас». Только под влиянием окружающей среды может сформироваться характер человека, обладающего как «наградой» настоящей дружбой.
Советы по написанию изложения.
1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.
 2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.
4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.
5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.
6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.
7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:
• Обобщение. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так:  «Все жители вышли на охрану родного города».
• Исключение. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут  звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
• Упрощение. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.
9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас  сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.
10. После этого можете переписывать работу в чистовик.
Речевые клише.
Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) (имя, фамилия, отчество) утверждает (или пишет, замечает): «Цитата». Я полностью согласен с автором и понимаю эти строки так: …
Я понимаю высказывание известного лингвиста (филолога, писателя) (имя, фамилия, отчество) следующим образом:… Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество), который писал: «цитата». По-моему, в этом высказывании речь идет о…