Игра как средство формирования мотивации в обучении


Игра как средство формирования мотивации в обучении (2011 г.)Файл №1
В этом уч.году моя методическая тема «Игра как средство формирования мотивации в обучении», поэтому сегодня я очень кратко постараюсь познакомить вас с тем, как я работаю в 1 классе.
Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму.
Китайская притча.
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка.
Игра является важным фактором в развитии ребенка и его успешности в обучении.
Файл №2
В своей работе я использую интегрированные уроки
Вот, например, в конце декабря я провела инт.урок технологии и об.грамоте, где ребята вместе с Дедом Морозом преодолевали препятствия: шли через дремучий лес, читали письмо Дракона, готовили поздравительные открытки для родителей, (Файл №3) играли в хороводный танец Дружбы, писали слова поздравления. Такие необычные для детей уроки помогают создать на уроке атмосферу доброжелательности, сотрудничества, взаимовыручки, формируют умение учиться.
Файл№4 На уроках технологии ученики очень любят работать с конструктором: как металлическим, так и пластмассовым, большим и малым.
Конструирование развивает творческие способности, логическое мышление, математические навыки.
У ребят получаются замечательные корабли, замки, роботы, потому что такая работа выполняется ими охотно.
Файл №5 На уроках для развития художественной и научной речи использую словесное рисование картин, явлений природы. (файл №6, 7, 8)
Файл №9 Групповая работа помогает на уроках взаимодействовать друг с другом, ставить цели, планировать, находить совместные пути решения проблемы, тем самым развивает коммуникативные УУД. ( Файл 10)
Файл №11 – Использование загадок помогает развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД, т.к. формируется умение слушать и слышать, управлять процессами внимания, памяти, мышления, запоминания, познания.
Файл №12 Используя скороговорок в работе помогает детям развивать дикцию, речь, внимание, мышление, формирует волевую сферу ребенка.
Файл №13 – Использование на уроках ролевых и сюжетно-ролевых игр помогает развивать творческие способности обучающихся, умение распределять роли, развивает память, внимание, художественный и эстетический вкус.
Играем в игры «Школа поварят» - Файл №14, театр – показ сказок «Репка»,
«Теремок», «Гуси-лебеди», «Морозко».
Файл №15 – Использование дидактических игр на уроках позволяет повысить интерес к учебной деятельности, проявлять активность каждому ученику, развивает умение учиться и повышает учебную мотивацию. (Подготовка к школе)
Файл №16 – Логика
Файл №17 – Слоги и слова
Работа над составлением слов проходит в виде игры «Собери слово из слогов», дети с удовольствием угадывают слова и сами придумывают похожие задания.
Файл №18 – Игра «Почтальон»
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
Файл №19 - Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк

лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Файл №20 Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Файл №21 - По ПДД работа проходит как на уроке, так и во внеклассной работе, играем и в ролевые игры «Пешеход-водитель», так и в настольные на уроках и не только «Дорога и пешеходы»
К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог реющий человек, пробует свои силы и еще войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей: - Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства. Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса: - удовольствие от контактов с партнерами по игре; - удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока; - азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры; - необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях; - удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного; - если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль. Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна. В играх могут быть реализованы следующие потребности: - наличие собственной деятельности; - творчество; - общение; - власть; - потребность в ином; - самоопределение через ролевое экспериментирование; - самоопределение через пробы деятельностей.