Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Центр современных образовательных технологий. Всероссийский конкурс с международным участием «Формирование духовно – нравственных ценностей " Номинация: Начальное общее образование Ившина Людмила Вячеславовна учитель начальных классов МОУ Мулянская средняя сош Пермский район Пермский край.
Стаж работы учителем 45 лет. Образование высшее, категория высшая.



Из опыта
духовно-нравственного воспитания младших школьников

В этом году выпускаю очередной четвертый класс. Его особенность в том, что вместе с ними училась работать в соответствии с новыми государственными стандартами. В рамках новых стандартов усилилась воспитательная составляющая образования. В моей работе это всегда носило приоритетный характер. За многие годы сложилась система воспитательной работы, в которой значительное место занимало духовно-нравственное направление. Но если ранее, определяла критерии результативности воспитательной работы исходя из собственной системы ценностей, своего видения нравственного идеала, то четвертый год эта работа направлена на достижение модели выпускника начального общего образования Мулянской средней школы, которая отвечает требованиям ФГОС. Выпускник начальной школы обладает такими качествами, как:
Любознательный, активно познающий мир;
Владеет основами умения учиться;
Знает свою родословную, любит свой дом и малую родину;
Доброжелательный, коммуникативный, толерантный;
Осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни;
Готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой, товарищами.
В течение всех четырех лет веду дневники наблюдения за изменениями, которые происходят в детях, и горжусь их достижениями. В разной степени эти качества сформированы в моих учениках. Об этом свидетельствуют не только моя оценка, но и внешняя оценка, которую мы получаем за участие с детьми в разных конкурсах:
Всероссийский экологический форум «Зеленая планета 2013» -
грамота за исследовательскую работу;
Районный конкурс «Мир увлечения моей семьи» - два Диплома победителя;
Районный конкурс «Юный исследователь» - грамота;
Поселковый праздник «День матери» - благодарность и грамота;
Акция «Главная елка Мулянки» - благодарность и грамота;
Краевая интеллектуальная олимпиада «Мир в слове» - сертификат и
благодарность.
Как следствие, результаты детей отражаются на моих профессиональных достижениях. В краевом конкурсе «Мои педагогические достижения» получила грамоту за «Лучшее портфолио» и сертификат участника.
Развитие ребенка, в том числе его системы нравственных ценностей, происходит только в деятельности. Необходимо было найти такое коллективно-творческое дело, которое бы было социально значимым для каждого ребенка, интересным и адекватным их возможностям. В классе надо было создать такой уклад школьной жизни, в котором они активно действуют, проживают ситуации, заставляющие их думать, сопереживать, сотворчествовать, сорадоваться.
Перед о мной стояла проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, занятости родителей экономическим выживанием, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, толерантных и активных детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей в целом – это одна из главных педагогических задач моей деятельности. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящие в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу. Учителями начальной школы была разработана программа духовно-нравственного воспитания.
Цель программы заключается в обеспечении социально-педагогической поддержки становления и развития нравственных качеств личности младшего школьника.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1. способствовать формированию личностной культуры ученика:
основ нравственного самосознания, самоконтроля, умению давать нравственную самооценку чужим и своим поступкам;
моделей поведения адекватных ситуации, самооценки поступков и ответственности за их последствия;
трудолюбия, настойчивости в достижении результата;
ценности человеческой жизни и потребности в здоровом образе жизни.
2. обеспечить развитие социальной культуры:
ценностного отношения к Родине;
навыков сотрудничества в решении социальных проблем;
доброжелательности к другим людям.
3. содействовать формированию основ семейной культуры:
уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим членам семьи;
системы семейных ценностей.
Но решение задач носит индивидуальный характер и зависит от опыта работы учителя, и от системы ценностей, носителями которых мы являемся. Каждый учитель выбирает свои средства решения общих для школы задач.
Ниже в таблице описаны мои особенности педагогической деятельности по выбору средств, способов и форм организации познавательной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, которые способствовали решению поставленных задач.

Задачи
решаются через:
Особенности педагогической деятельности учителя

Мотивированное
включение
ученика
в познавательную
деятельность




Эмоционально-
позитивного
отношения к себе,
к другим



Предметную среду




Дополнительное
образование

Создание комфортных психологических условий оре для реализации в различных видах значимой
деятельности:
Проектная и исследовательская деятельность;
Кукольный театр;
Игровая деятельность;
Аутотренинг эмоциональной отзывчивости.

Создание ситуаций успешного взаимодействия с
другими:
выходы в различные коллективы с выступлениями;
коллективные творческие работы;
досуговое общение;
проблемно – ценностное общение с семьёй;
игровые формы общения.

Использование игровых форм деятельности, создание сит ситуаций как учебного, так и свободного общения.
Применение тренинговых заданий, направленных на раз развитие межличностных отношений.
Уроки, содержание учебников, ИКТ, факультативы.

Кружки, спортивные секции, бальные танцы, театр
кукол.



Содержание деятельности в рамках программы планируем вместе с детьми и с родителями. На классном сборе планирования определяем темы ключевых дел. К ним относятся:
социальные проекты: «Добрые дела», «Помоги птицам», «Главная ёлка Мулянки», «День Матери», «Мы за здоровый образ жизни», «Мир увлечений нашей семьи».
исследовательские проекты: «Кукольный театр – средство формирования духовно – нравственной культуры», «В лесу родилась елочка».
Они становятся основой классного плана воспитательной работы. Темы эти актуальны для детей, и имеют высокий воспитательный эффект. При планировании коллективных дел учимся ставить цели и задачи, планировать свои действия во времени, выявлять необходимые ресурсы, определять ответственных и распределять роли.
Отсутствие у ребят навыков позитивного поведения в конфликтных ситуациях осложняет эмоционально – психологическую атмосферу в классном коллективе. Учимся с детьми правильно выстраивать линию своего поведения в конфликтных ситуациях с одноклассниками и учителями. В классе действует служба «Мы поссоримся и помиримся». Она внимательно выслушивает ребят и помогает разрешить возникшие споры. Разработали правила и законы нашей жизни: «Давайте жить дружно». В «Книге добрых дел» дети фиксируют свои дела и поступки, анализируют их. Коллективные и личные достижения дети вносят в «Портфолио класса».
В моих детях меня радует то, что не всегда измеришь в баллах: дети умеют сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Одним из средств формирования способности к сорадости является наш кукольный театр. С постановкой кукольного спектакля мы ездили в детские приюты «Радуга», «Доверие». Выступили перед детьми, родителями и ветеранами поселка Мулянка.
Кукольный театр – коллективная творческая игра, где у каждого есть своя роль, задача, и от того, как он её выполнит, зависит успех общего дела. Участвуя в разучивании и в составлении текста, дети знакомятся с духовными и нравственными ценностями, овладевают навыками прикладного изготовления кукол. Театр учит быть самим собой и «другим», проживая множество жизней. Главное в нашем театре – атмосфера. Она добрая, светлая, радостная, загораются глаза, рождается интерес, доверие, желание делать всё красиво. Добрая атмосфера во время игры формирует у наших детей способности к сопереживанию и сорадости, создает условия для самореализации и самоутверждению. Общаясь с детьми из приюта, дети больше стали ценить своих родителей, быть терпимее, уважительно относится ко всем членам семьи.
Кукольный театр – это коллективное творческое дело нашего класса. В своих сочинениях «Моё увлечение» дети пишут: «Меня куклы научили говорить. Я всегда очень стеснялась отвечать. Встану и всё забуду, а начну говорить, даже голоса своего не слышу. А когда стала участвовать в кукольном театре, ушло всё то, что не давало мне спокойно отвечать....»,
«В детском приюте «Радуга» я познакомилась с маленькой девочкой Машей. Мне было очень жалко ее. У нее были такие грустные глаза Я ни когда не буду огорчать свою маму», « Я счастливый человек. У меня есть мама, папа, любимая сестренка и классная бабушка».
Благодарности, грамоты, отзывы детей говорят об актуальности данного вида деятельности, так как способствует:
формированию позитивного отношения каждого ребенка к самому себе, к окружающим, природе;
формированию ценности нравственного, психического и физического здоровья детей, мотивированному включению ученика в познавательную деятельность;
созданию условий для самореализации в различных видах значимой деятельности;
получению опыта самостоятельного общественного действия.
принятию ориентира на личные достижения детьми и родителями.
созданию условий для самореализации в различных видах значимой деятельности
За реализацию проекта «Дорогую добра» мы имеем:
Выступление в приюте «Доверие" - благодарственное письмо;
Выступление, игровая программа в приюте «Радуга» - благодарность;
Праздник смеха для воспитанников приюта «Доверия» - грамота и благодарственное письмо;
Мастер – класс для детей санатория «Малахит» - благодарственное письмо.
Данный опыт транслировался для коллег приюта «Доверие», «Радуга», для студентов педагогического колледжа №3, на РМО учителей начальных классов.
Уровень сформированности духовно-нравственных ценностей и качеств хорошо определить у ребенка в неформальной обстановке. Два года мы с детьми отдыхали в санатории «Малахит» г. Кунгура. Дети были очень активны, самостоятельны, умели себя организовать, творчески относились к различным видам деятельности, помогали друг другу, радовались успехам каждого. Я порадовалась за своих ребят. Администрация санатория нашей дружной семье объявила благодарность.
В течение этого учебного года будем определять готовность моих выпускников к обучению в пятом классе, сформированность личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД. Могу быть уверенной, что они покажут достойные результаты.
Считаю, что нравственное здоровье детей, во многом определяет и их физическое состояние. Мои ученики практически не болеют и имеют минимальное количество пропусков по болезни. Они дружны, для них нормой является взаимопомощь в классе, а поэтому все успевают и качество обученности достигает 65 - 70%. Я открыта для диалога. С данным опытом работы делюсь с коллегами других школ.