Представление опыта по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в (из опыта работы)

Процесс подготовки и проведения воспитательных мероприятий –благодатная почва для формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в (из опыта работы)
Н. В. Пантась
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.
Педагог К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». 
Внеклассные мероприятия и подготовка к ним – вот та замечательная почва, где можно успешно взрастить духовно-нравственного человека.             
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
С чего я, учитель начальной школы, начинаю работу в этом направлении?
Я анализирую ситуацию: какие ценности уже привиты моим воспитанникам на момент поступления в школу, чего недостаёт, что необходимо скорректировать.
Как и когда я это делаю: в процессе наблюдений за школьниками, анализируя их отношения с другими учащимися, со взрослыми, анализируя уже имеющиеся взгляды на ситуации. Наблюдения проводятся и в урочной деятельности и во внеурочной. Кроме того, я использую анкетирование и тестирование детей (на последующих этапах). Иногда, для корректировки понимания проблемы, анкетирую родителей. Далее анализируются духовно-нравственные ценности класса и намечается план работы в нужном направлении, естественно поставив перед собой чёткую цель.шим воспитанникам
      Целью моей работы в формировании духовно-нравственных ценностей является социально-педагогическая поддержка становления личности школьника. Т.е. такого ученика, который будет
    - уметь учиться, будет способным организовать свою деятельность, умеющего правильно пользоваться информационными источниками, отличать добро от зла и не поддаваться искушениям;
       - обладающего основами коммуникативной культуры ( умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
    -любознательного, интересующегося, активно познающего мир;
    - любящего свою семью, свой край, свою Родину;
    - уважающего и принимающего ценности общества;
    - готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
    - выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
Из целей я формирую направления работы и базовые ценности
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
Направления
Базовые нравственные ценности

1
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

3
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие

4
Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.
уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

5
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

6
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

         
Чтобы духовно-нравственное воспитание давало свои плоды, чтобы и в стенах школы и за её пределами школьник был действительно духовно-нравственно убеждённым, необходимы принципы работы. Они у меня таковы:
Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Поэтому мы в своей работе используем разные методы и приёмы воспитания:
       -методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений;
       -методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
       -методы стимулирования поведения и деятельности;
    Для нас важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов, а для этого мы активно применяем различные формы работы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, мини-диспуты, различные викторины, игровые программы, классные часы, конкурсы, трудовые десанты, классное самоуправление, проектную и исследовательскую деятельность, прочее. Очень важна работа происходит во время подготовки к тем или иным мероприятиям, т. к. здесь живое общение, и именно здесь ребёнок учится уважать другого. Прислушиваться к другому, тактично отстаивать своё мнение. Доброжелательность! – вот наш главный лозунг.
Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Поэтому я не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирую устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания.
Естественно, без помощи родителей трудно привить ребёнку духовно нравственные ценности. Поэтому я работаю и с семьёй. Приглашаю на мероприятия в качестве жюри, участников, болельщиков, приобщаю родителей к подготовке к этим мероприятиям, провожу педлектории для родителей, стараюсь сделать так, чтобы родители жили одной школьной жизнью с ребёнком. Стараюсь объяснить родителям, что воспитание дома и в семье должно быть единообразным. Назревшие проблемы решаю вместе с родителями на собраниях, в диспутах.
Я планирую результаты духовно-нравственного воспитания моих школьников.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта – 1 класс
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) - 2 класс
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде - 3 класс
       Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому у меня проходит последовательно, постепенно. Уровни подвижны и индивидуальны. Деление по классам сформированности уровней условна. Например рлин ученик и в первом классе уже может достичь второго уровня, а кто-то и во втором классе может остаться на первом уровне.
Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов.
          
На каждом этапе я провожу диагностику воспитанности своих учеников[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
              [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Класс
Задачи

1класс
необходимость  выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми

2 -3 класс
особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе.

4 класс
 изучения самооценки детей младшего школьного возраста

 
Наиболее информативными методами диагностики являются:
 -беседа;  -наблюдение;  - тестирование;  -анкетирование, -недописанный тезис, -рисуночный тест, -ситуация выбора;;  

Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Поэтому, каждый наш день проходит в формировании духовно-нравственных ценностей учеников.
Список использованной литературы и источников:
1.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников\ Н.Г.Аверина\\ Нач.школа.-2005- №11- с.68-71
2.Артюхова И.С. Ценности и воспитание \ И.С.Артюхова\\Педагогика,1999, №4, с.78-80
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций.- М.: Просвещение,1995-354с.
4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании \ А.В.Бабаян \\ Педагогика-2005-№2- с.67-68
5.Власова С.В. Духовно-нравственная культура младшего школьника: анализ состояния: методические рекомендации для педагогов \ С.В.Власова- Самара:изд.СГПУ, -2009-с.3-42
6. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. \ Т.Г. Жарковская \\ Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 -№3 –с.9-12
7. Зазнобина Л.С. Как же выжить в мире СМИ. \ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе -1999-№3-с.23-26
8. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека \ В.С. Леднев \\ Стандарты и мониторинг в образовании- 2002 - №6 –с.3-6
9. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах.Кн.1.: Общие основы психологии. \Р.С.Немов – М.: Владос, -2000- с.436
10. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. \ А. Мудрик \\ Новые ценности образования: забота- поддержка- консультирование. М.: Новатор, 1966. Вып.6. –с.56-70
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка ,-М.: Просвещение, 1995.-с.478
12. Педагогика школы \ Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1995-с.387
13. Педагогика \ Под ред. Ю.К.Бабанского- М.: Просвещение 1983-с.384
14.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения \В.А. Сухомлинский –М.: Просвещение, 1990-с.258
15. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя.\ М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1995.-с.371
16. tulaschool.ruteachers/57/1228/ Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС.
17. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
18. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников.


15