Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию


Обобщение педагогического
опыта работы
по духовно-нравственному
воспитанию младших школьников









Старосоцкой
Любови Геннадьевны
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №7






Из всех наук, которые должен
знать человек, главнейшая
есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла
и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой

Постановка проблемы
«Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». Особое внимание в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников уделяется нравственному воспитанию школьников, сохранению «исторической преемственности поколений; развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формированию духовно-нравственных качеств личности».
На мой взгляд, вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством. Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Снижение культурного и интеллектуального уровня требуют возрождения духовно-нравственных ценностей. Считаю, что эта проблема актуальна и современна.
Ребёнок из страны детства попадает в большую жизнь, наполненную радостью и огорчениями, счастьем и горем. Он должен уметь преодолевать трудности, радоваться жизни, несмотря на её испытания. Нужно научиться проявлять себя и понимать других, выражать любовь и сочувствие к ближним, трудиться и бережно относиться к природе. Много нравственных качеств нужно заложить в детстве.
Убеждена, что именно начальная школа должна закладывать у ребёнка основы морали. Для этого необходимо:
создавать условия для взаимодействия учащихся и учителя, учителя и родителей;
ориентироваться на интересы и потребности каждого школьника и основываться на его личном опыте;
обеспечивать атмосферу комфортного состояния, эмоционального благополучия воспитанников.




Концептуальные основы педагогической деятельности
В Концепции духовно-нравственного воспитания Российских школьников сказано: что «современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».
Разносторонне развитая личность является эталоном. Моя задача – воспитать в ребёнке разносторонне развитую личность.
Цель: обеспечить условия становления и развития духовно-нравственной личности ребёнка.
Мною были поставлены следующие задачи:
развивать у школьников потребности в приобретении общечеловеческих ценностей;
способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России;
формировать духовные качества личности;
содействовать развитию творческих задатков и способностей детей;
интегрировать деятельность всех социальных институтов: семьи, школы, общественных организаций в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Для реализации этих задач мною отобраны следующие принципы:

принцип личностного подхода: признание личности ребёнка, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие;
принцип человечности (гуманизма): предполагает терпимое отношение к мнению ребёнка, доброту и понимание;
принцип социокультурной открытости: уважение к нормам и традициям разных культур.

Особенности отбора и конструирования содержания воспитания
На протяжении четырёх лет я работаю по инновационной программе «Истоки».
Программа «Истоки» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Задача учебного курса – дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребенка. В системе ценностей следует выделить главную ценность «Истоков» - Жизнь. «Истоки» развивают духовный мир и нравственные качества личности ребенка на основе социокультурного опыта и духовно-нравственных ценностей.
Считаю, что эта программа учитывает такие факторы, как:
развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе социокультурных принципов;
развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»;
развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций с целью достижения значимых социокультурных результатов.

Но данная программа рассчитана на обучающихся Вологодской области и не учитывает наш региональный компонент. Чтобы познакомить детей с особенностями родного края, дополняю программу материалами о жизни города, области.
Свою воспитательную деятельность строю таким образом, чтобы:
развивать социокультурный опыт присоединения к истокам духовности и нравственности, развивать толерантность;
воспитывать бережное отношение к понятиям: вера, надежда, любовь;
воспитывать преемственность традиций образа, слова, души;
формировать ресурс успеха.

Успешность воспитания зависит от следующих условий:

опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности;
обеспечивать эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовывать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие участников;
создавать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
утверждать радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности;
учитывать положительное воздействие общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заряда;
заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
При работе по данной программе большое внимание уделяю организации общения детей с учителем, родителями и сверстниками. Взаимодействие детей с взрослыми и сверстниками осуществляю на основе активных форм обучения (ресурсный круг, работа в парах, в микрогруппе). Стараюсь так раскрыть суть задания, объяснить его значимость, найти такие аспекты, которые будут интересны для детей и родителей, вызывать прочувственный отклик и желание выполнить задание, выражать надежду на успех.










Диагностика уровня сформированности нравственной воспитанности младших школьников в учебно-воспитательной деятельности
Практическая часть исследования была проведена в апреле, декабре 2014 года в МОУ СОШ № 7 в 3-а и 4-а классах г. Апатиты. Эксперимент был организован и проведен в рамках классно-внеклассной работы.
Цель исследования заключается в изучении нравственных качеств учащихся начальной школы в учебно-воспитательной деятельности.
Для выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной школы мною было выбрано эмпирическое исследование.
Мотивацией проведения данного исследования является:
влияние программы «Истоки» на развитие нравственных качеств личности ребёнка.
Методы исследования: анкетирование, обобщение, беседа, анализ, выводы.
Объект исследования: обучающиеся 3-а и 4-а классов.
Из 20 обучающихся приняли участие 20 человек, что составляет 100 %.
Результаты исследования нравственной воспитанности (с элементами методики Шиловой М.И., Капустина Н.П.)
Уровни
3-а
4-а

Высокий
35 %
55 %

Средний
50 %
45 %

Ниже среднего
15 %
-


Данные исследования носят объективный характер и могут стать основой для:
определения изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей;
определения степени эффективности педагогических методов в процессе формирования нравственных качеств.

В 3-а классе выявлено 15% учеников с уровнем нравственной воспитанности ниже среднего. Показателем является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме. Основываясь на вышесказанном, я выделила этих школьников в группу с уровнем нравственной самооценки ниже среднего.
50% обучающихся имеют средний уровень нравственной самооценки. Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта. В результате проведенного исследования, я выделила данных испытуемых в группу со средним уровнем знаний нравственных норм.
Оставшиеся испытуемые (35%) образовали группу с высоким уровнем знаний нравственных норм, их содержания и способов поведения. Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. На основе сказанного я выделила этих учащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта.
Проанализировав изменения в нравственной самооценке 3 и 4 классов, я сделала вывод. Испытуемые в 4 классе разделились на две группы: с высоким и средним уровнем нравственности. Изменился количественный состав: высокий уровень – 55%, а средний – 45%. Помимо количественных изменений, у некоторых испытуемых отмечались и некоторые качественные особенности нравственного опыта. Прежде всего, школьники, обосновывая свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повысилась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.

Выводы.
Очевидно, что нравственная воспитанность детей соответствует возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно. Поэтому возникла необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений учеников  о нравственных категориях. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство детей, даже осознавая потребность нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под аморальное влияние кумиров, сверстников и т.д. Необходима целенаправленная работа, направленная на ликвидацию разрыва между их нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.

Предложения:
ознакомить родителей с результатами исследования;
наметить методы работы по воспитанию нравственности;
составить план совместных мероприятий с родителями и классным руководителем будущего 5-го класса;
продолжить работу по нравственному воспитанию.

Обобщение опыта работы по нравственному воспитанию

Делюсь опытом своей работы по нравственному воспитанию с коллегами; выступаю на различных заседаниях, МО, семинарах; участвую в педагогических конкурсах; провожу открытые уроки.
Научно-методическая деятельность.
Год
Форма мероприятия
Тема выступления
Уровень

Мои ученики принимают активное участие в школьных, городских и областных конкурсах по нравственному воспитанию:
Год
Название конкурса
Результат
Уровень


С детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, классные часы, праздники, экскурсии. Проведенные мероприятия дали положительную динамику развития нравственных качеств школьников.
Хочется закончить свою работу словами В.А. Сухомлинского: «Если человека учат добру - в результате будет добро».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников//[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проект. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 40 с.
Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,2005.
Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., Знание, 1988.Г
ђ Заголовок 1гђ Заголовок 415