Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся, способствующих духовно-нравственному воспитанию

Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся,
способствующих духовно-нравственному воспитанию
Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.
В. Сухомлинский
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.
Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из такого определения воспитания: “Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении”.
Само определение воспитания основано на том, что всякая воспитательная система может быть состоятельна в том случае, если она создаёт условия для развития и становления ребёнка, его лучших человеческих качеств.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что там его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей. Воспитанника должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я». Используя слово, дело и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя.
Что такое духовное воспитание? Часто под этими сло
·вами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:
Воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись
Воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире
Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания. Что же такое нравственность? В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”. Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни.
В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. Поэтому, организуя воспитательную работу в своём классе, я выработала систему определённых правил:
Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка.
В воспитании нравственности ребёнка не должно быть мелочей
Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи
Определяющую роль в процессе становления личности занимает семья. “Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй”, - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. В сегодняшнем мире, рассматривая значение семьи для ребёнка, многие учёные, педагоги и психологи считают, что только семья закладывает основы нравственности. Тот дух, который царит в семье, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для воспитания у детей нравственных ценностей. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Для этого с помощью родительского комитета организую лектории, тематические конференции по нравственному воспитанию. А для родителей, испытывающих трудности в воспитании нравственных ценностей, организую беседы в микрогруппах или индивидуальные беседы. Просвещение родителей проводится с привлечением специалистов: психолога, педагога-организатора, учителей-предметников, медицинских работников.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415



















Заголовок 1 Заголовок 715