ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младшего школьника при помощи интерактивных форм организации учебно-воспитательного процесса

МОУ гимназия №8 города Тихорецка муниципального образования
Тихорецкий район Краснодарского края






ОРГАНИЗАЦИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
младшего школьника при помощи интерактивных форм организации учебно-воспитательного процесса









Работа учителя начальных классов
Марченко Анна Валерьевна




Новое время требует человека, способного самостоятельно решать проблемы, поставленные жизнью - человека – творца, человека – мыслителя, человека – исследователя. В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. И ученик тоже находится в ситуации выбора вариантов выполнения своих обязанностей. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым и продуктивным для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, наблюдать, устанавливать связи, делать умозаключения. Именно на начальной ступени обучения важно дать ребёнку не только качественные знания по предметам , но, самое главное на этом этапе сформировать необходимые для успешного осуществления учебной деятельности общеучебные умения: умение слушать и слышать, наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, планировать последующие действия, находить и анализировать информацию, осуществлять самоанализ и самоконтроль, чтобы самостоятельно скорректировать выполнение работы. Ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, активность в познании и самостоятельность в реализации своих познавательных потребностей и способностей.
« Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Эти слова А. Дитстервега стали моим девизом, когда я стала осваивать новую систему развивающего обучения Л.В.Занкова, по которой я работаю в течение 15 лет. Я по-другому стала строить сам урок, используя интерактивные формы, методы и современные средства обучения, способствующие усвоению учебного материала при продуктивной организации познавательной деятельности всех учащихся. Обучение на уроке я строю так, чтобы ребёнок сам открывал знания , и считаю, что только знания добытые в результате правильно организованной поисковой деятельности станут достоянием ученика. Только в ходе поисковой умственной деятельности ребёнок может достигнуть оптимального общего развития естественным путём. А коллективная поисковая деятельность обязательно сопровождается эмоциональным сопереживанием. Исследования современных психологов доказали, что примерно около 80% успеха человека в жизни обусловлено неинтеллектуальными факторами, одним из которых является эмоциональный фактор. Очень важно, в какой эмоциональной атмосфере протекает учебный процесс и вся жизнь ребёнка в школе, особенно на начальной ступени обучения. Именно в этом возрасте закладываются характерные черты личности, раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается ядро личности и всё, что усваивает ребёнок в этом возрасте, остаётся с ним на всю жизнь. Только правильно организованное обучение способствует развитию личности ребёнка. И если процесс овладения знаниями идёт без преодоления трудностей, без напряжения духовных сил, то и развитие идёт медленно и вяло. И, наоборот, преодоление трудностей, доступных ребёнку, вызывает у него духовный подъём, укрепляет веру в свои силы.
Стержнем урока является мыслительная деятельность самих учащихся, в процессе которой они наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, устанавливают закономерности. Главная задача учителя на таком уроке – руководство процессом познания, организация познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие наблюдательности, речи, мышления, практических умений и навыков, что отвечает главной цели развивающего обучения – направленности на общее развитие школьника.
Наряду с традиционной формой проведения урока в своей практике я использую другие формы проведения урока: урок – экскурсия, урок – исследование, урок – размышление, урок – проект, урок – инсценировка, урок – моделирование, урок – конструирование, урок- практикум. Особую значимость имеют такие формы работы, как театрализация, живое общение между учителем и учащимися, обсуждение возникших по ходу урока проблем, разрешение коллизий. На таком уроке обучающую функцию несёт и слово учителя, и высказывания детей, порой и ошибочные, а также информация, добытая ими самостоятельно.
Привычной для моих учащихся является работа со справочной, энциклопедической и другой дополнительной литературой в библиотеке при подготовке сообщений по заданной теме, при проведении исследовательской проектной работы по окружающему миру, кубановедению, литературному чтению. Я стараюсь создать ситуацию здорового творческого соперничества среди учащихся и развивать стремление к самообразованию и самосовершенствованию уже в начальных классах. На уроках часто использую нетрадиционные формы организации учебной деятельности: составление вопросов по предложенной теме для проведения турнира эрудитов, для проведения опроса в парах, в группах, для проведения блиц- опроса. Интересный вид работы – включение игровых упражнений для усвоения понятий. Например, берём яблоко – это Земля, режем его сверху вниз – это меридианы, а слева направо – это параллели. Середина – это экватор, верхняя половина – это северное полушарие, нижняя половина – это южное полушарие. Учащиеся моих классов очень любят вести дневник – тетради путешественника, в которые они записывают интересные сведения, интересные факты из жизни природы, делают зарисовки, вклеивают вырезки из газет, журналов. Одной из эффективных форм работы по окружающему миру и кубановедению является проведение уроков- путешествий с составлением отчёта в виде класте
·ра, который представляет собой схему- рисунок, где с помощью условных знаков, опорных слов, символов и отдельных предложений передаётся содержание изучаемого материала. Учитель может предложить схему составления кластера или учащиеся самостоятельно разрабатывают кластер. Например, по теме « Что я знаю о Краснодарском крае» учащиеся составили кластер, используя следующий материал: « Формы поверхности», « Почвы», « Водоёмы», « Географическое положение края», « Растительность края» и т.д.
Импульсом к проведению урока – исследования является противоречие, коллизия, требующая от ученика разрешения. В процессе поисковой деятельности в таких проблемных ситуациях и формируется умение ученика использовать уже имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Ученик находится в ситуации выбора мнения или варианта решения, проявляя при этом умение самостоятельно отбирать необходимые знания по теме. Метод создания проблемной ситуации используется на уроках русского языка, математики, окружающего мира. Например, при изучении темы « Правописание мягкого знака после шипящих», « Правописание О и Е в суффиксах существительных после шипящих и Ц», « Природные зоны России», « Умножение многозначных чисел на однозначное число». В подобных ситуациях дети не потребляют готовые знания, изложенные учителем, а размышляют, выдвигают свои гипотезы, поиск доказательств, и, наконец, самостоятельное решение возникшей проблемы. Через коллективный поиск под руководством учителя учащиеся приходят к открытию новых знаний, что, прежде всего, работает на прочность добытых самостоятельно знаний. Постоянное вовлечение учащихся в поисковую коллективную деятельность по открытию новых знаний учит слушать мнения других, высказывать своё суждение, доказывать и обосновывать свою точку зрения, что является важным фактором для формирования навыков самостоятельной мыслительной работы. Для организации активной мыслительной деятельности учащихся важное значение имеет постановка продуктивно- познавательных вопросов, которые побуждают к мышлению, т.е. решению задач проблемного характера. Например: К какой части речи относятся слов: « покрывало», « печь», столовая»? Как из слова « Дым» получить слово « сом»? и т.д. Задаёт вопросы не только учитель, но и учащиеся готовят вопросы по интересующей их теме и задают их учителю и учащимся. Такие нестандартные задания, как моделирование , столкновение противоположных мнений, творческие задания, задания- исследования, задания- ловушки, задания на дописывание фразы, группировку объектов по общему признаку, выбор лишних объектов позволяют воспитывать любознательных и активных учащихся, развивают индивидуальные творческие способности и формируют умение использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Использование разного уровня сложности учебных заданий при организации самостоятельной учебной деятельности на уроке позволяет реализовывать личностно- ориентированный подход в обучении. Например, на уроке математики учащимся предлагаются задания трёх уровней:
1 уровень – решить предложенную задачу.
2 уровень - к условию задачи подобрать вопрос из предложенных вариантов, чтобы решение задачи стала сложнее .
3 уровень - к условию задачи самостоятельно поставить и записать подходящие вопросы.
Разные формы организации самостоятельной работы позволяют проследить уровень сформированности и развития самостоятельности учащихся. Такие формы организации самостоятельной работы, как работа в парах, в группах сменного состава, в парах или тройках по интересу, в группах по выбору позволяют сформировать навык самоконтроля и при принятии решения, умение планировать и координировать совместные действия, направленные на решение поставленной задачи.
Тестовая форма организации самостоятельной работы направлена на развитие умения быстро и оперативно выполнять задание за определенный промежуток времени.
Большие возможности открывает использование интерактивной доски для организации активной мыслительной деятельности учащихся, в том числе и самостоятельной работы. Использование учебных компьютерных программ, самостоятельное создание мультимедийных презентаций, компьютерное тестирование в последнее время стали одной из продуктивных форм организации самостоятельной работы.
Ещё одним их эффективных средств, позволяющих раскрыться и реализоваться каждому ребёнку в классе, является самостоятельная творческая работа, при выполнении которой дети что- то придумывают, составляют, изобретают, самоутверждаются. Именно проведение творческих работ даёт возможность почувствовать ребёнку радость познания, уверенность в своих возможностях и способностях и желание учиться.
Одной из интересных форм организации самостоятельной деятельности учащихся является метод проектов, девизом при работе над которым являются слова Вольтера « Видеть и делать новое – очень большое удовольствие». В ходе реализации проекта учащиеся учатся проводить самостоятельные исследования, принимать самостоятельные решения, работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда. Реализация несложных проектов является вдохновляющим стимулом на выполнение более сложных самостоятельных проектов.
Творческий подход учителя к организации учебной деятельности на уроке, умелое сочетание продуктивных форм, методов и средств обучения позволяет решать проблему качественного образования младшего школьника. Учащиеся умеют использовать знания в нестандартных ситуациях, владеют навыком моделирования и конструирования учебных заданий повышенного уровня сложности. Способность к сотворчеству и сотрудничеству, стремление к самореализации своих способностей и потребностей отличает учеников – занковцев.
В своей работе я постоянно стремлюсь к тому, чтобы урок был, прежде всего, качественно новым: информативным, личностно- ориентированным и деятельностным, использующим коллективные формы работы, нацеленные на развитие практических навыков учащихся, развитие самостоятельности , инициативы и творчества, пробуждающим интерес к обучению.






15