Конспект открытого образовательного мероприятия по развитию речи использование современных образовательных здоровьесберегающих технологий. Проблемно-игровая ситуация в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологии Тема: «Что мы знаем о зиме».


Конспект открытого образовательного мероприятия воспитателя МБДОУ ЦРР-ДС № 33 Юдиной Елены Михайловны подтверждающий обоснованное и эффективное использование современных образовательных здоровьесберегающих технологий. Проблемно-игровая ситуация в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологий.
Тема: «Что мы знаем о зиме».
Дата проведения: 21.10.2015года.

Конспект открытого образовательного мероприятия
по развитию речи
использование современных образовательных здоровьесберегающих технологий. Проблемно-игровая ситуация в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологии
Тема: «Что мы знаем о зиме».
Цели:
1. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд, северное сияние, полярная ночь.
2. Развивать связную речь и формировать словарь по теме.
3. Закрепить грамматические категории:
• навыки подбора существительного к прилагательному;
• согласование числительных с существительными.
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: 
Плакаты "круг зимних явлений", "зимние развлечения", "снежки" из поролона, осенние листочки и снежинки из ткани с петельками, дерево с пуговицами, диск с записью вьюги, снежинки с зимними словами, снежинка на палочке (для зрительной гимнастики), массажные дощечки, снежинки из тонкой бумаги для дыхательной гимнастики.
Предварительная работа:
Изготовление снежинок из бумаги (оригами), рассматривание иллюстраций с изображением зимы.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я сегодня хочу рассказать вам о мальчике, который любит хвастаться, а сам ничего не знает. Он – коротышка, ростом с огурец и живет вместе с другими коротышками в Цветочном городе. А зовут его?
Дети: Незнайка.
Воспитатель: Правильно! Недавно Незнайка узнал, что в других городах бывает зима, идет снег. А в его городе всегда тепло и растут цветы. Незнайка захотел увидеть снег, узнать, что такое зима, и отправился в путешествие. Шёл, шёл и пришёл к нам в детский сад.
Стук в дверь. В группу заходит Незнайка.
Незнайка: А вот и я! Здравствуйте мои друзья.
Дети здороваются с Незнайкой.
Незнайка: Я так спешил к вам, преодолел много трудностей на своём пути. Очень хочу узнать у вас, что такое зима?
Воспитатель: Ребята, расскажем Незнайке о зиме? Посмотрите, это круг зимних явлений. Он поможет нам рассказать о зиме. А ты, Незнайка, слушай внимательно и запоминай.
Дети садятся на ковер вокруг круга.
Вопросы: • Что бывает зимой?
• Как можно назвать погоду, когда падает снег? (Снегопад)
• Как называется зимний ветер? (Метель, вьюга, пурга.)
• Почему зимой можно кататься на коньках? (Озера и реки покрыты льдом. Он гладкий, похож на стекло.)
• Какое природное явление бывает на Севере зимой? (Полярная ночь, северное сияние.)
Незнайка: Большое спасибо, ребята. Сколько интересного я узнал о зиме.
Воспитатель: Наши дети знают много зимних слов и, сейчас, мы поиграем в игру «Узнай зимнее слово», чтобы Незнайка тоже их запомнил. Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте их, и когда услышите «зимнее» слово, хлопните в ладоши.
Воспитатель называет слова: снег, лето, мороз, холод, дом, лед, ромашка, цыпленок, снежинка, вьюга, дождь, листья, северное сияние, радуга, снегопад.
Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (снег-дождь, зима- лето...)
Незнайка: Теперь я знаю, что зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А вам не холодно зимой?
Воспитатель: Если у нас замерзнут руки, щеки, мы можем их согреть. Ребята, давайте покажем Незнайке как можно согреться на морозе.
Самомассаж биологически активных точек «Наступили холода».
Да – да – да, (Потереть ладошки друг о друга.)
Наступили холода
Да – да – да, (Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.)
Превратилась в лед вода.  
Ду – ду – ду, (Указательными пальцами помассировать крылья носа.)
Поскользнусь я на льду.
Ду – ду – ду, (Хлопки в ладоши.)
Я на лыжах иду.
Ды – ды – ды, (Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично
На снегу есть след. Растирать лоб движениями в стороны – к середине лба.)
Ди – ди – ди, (Погрозить пальцем.)
Ну, заяц, погоди!  (Растереть ладонями уши.)
 Воспитатель: Зимой, Незнайка, мы носим теплую одежду, которая нас согревает. Ребята, назовите зимнюю одежду. Отвечайте полным ответом.
Дети: Зимой мы носим теплую шапку, варежки, шарф, шубу, теплую куртку, комбинезон, штаны, сапоги, валенки.
Незнайка: У нас все время лето и очень тепло. Мы купаемся, загораем, играем в футбол, катаемся на велосипедах. А у вас зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть дома?
Воспитатель: Нет, Незнайка, нам не грустно. Ведь зимой можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой.
Дети: Мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строим крепости, горки, лепим снежки. Играем в хоккей.
Воспитатель: Ребята давайте покажем Незнайке зимние забавы.
Пластический этюд «Зимние забавы»
Цель: учить детей выражать мимикой и жестами свое настроение, развивать координацию движений.
Изобразите: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.
Подвижная игра «Попади в цель»
Цель: учить детей метать снежки в цель, развивать меткость, ловкость.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям взять по пять снежков (из поролона). Дети бросают снежки в корзину. За каждое попадание в цель ребенок получает фишку – снежинку. После игры дети считают, у кого, сколько снежинок (одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок).
Незнайка: Ой, как весело! Мне понравилась ваша игра, обязательно научу коротышек в нее играть. Только я не умею лепить снежки.
Воспитатель: Не огорчайся Незнайка, мы с ребятами тебя научим лепить снежки.
Пальчиковая игра-упражнение «Снежок» (Н. Нищева).
(Координация речи с движением)
Раз, два, три, четыре. (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. (Лепят, меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показывают круг, сжимают ладонь,
гладят одной ладонью другую.)
И совсем – совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз – подбросим, (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)
Два – поймаем, (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три – уроним (Встают, роняют снежок.)
И сломаем. (Топают на месте.)
Воспитатель: Ребята садитесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу. (Звучит запись вьюги.)
В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном под снежным одеялом. Ветки деревьев покрыты инеем и серебрятся на холодном зимнем солнце. Вьюга поет свою заунывную песню…
Дети открывают глаза.
Незнайка: Мне очень понравилась песенка вьюги.
Воспитатель: Незнайка, у нас в группе тоже есть дерево. Мы тебе его сейчас покажем.
Воспитатель вместе с детьми подходит к дереву, на котором весят желтые листья.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что с нашим деревом что-то не так?
Дети: На дереве желтые листья, а зимой на деревьях нет листьев.
Воспитатель: Я предлагаю украсить дерево в зимний наряд. Отстегните осенние листочки и пристегните снежинки.
Дети выполняют задание.
Незнайка: Какие у вас ловкие пальчики. Вот как быстро украсили дерево снежинками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением.
Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка».
Цель: снятие зрительного утомления, укрепление и расслабление мышц глаз.
Воспитатель вращает снежинку на разной высоте, дети следят за её полетом (4-5 раз).
Незнайка: Мне так понравилось, как снежинка кружится в воздухе.
Воспитатель: Незнайка, а ты хочешь поиграть с ребятами со снежинками.
Незнайка: Да! Очень хочу! Только я не умею играть со снежинками.
Воспитатель: А мы с ребятами тебя научим.
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.
Дети под слова воспитателя сдувают маленькие снежинки, вырезанные из легкой бумаги.
Как подул Дед Мороз -
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Воспитатель: Пока мы следили, как кружится снежинка в воздухе, к нам на полянку прилетели другие снежинки. Они не простые, на них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать?
• Снежный – ком, дом;
• Холодное – утро, солнце, дыхание;
• Морозный – день, воздух, узор, ветер;
• Снежная – горка, улица;
• Трескучий – мороз, лёд;
• Зимняя - дорога ветер, мороз;
• Ледяные – горки, реки, озера, сосульки;
• Колючий - ветер, мороз.
Незнайка: Ребята, у нас в стране ветер теплый и ласковый, а у вас ветер морозный и колючий.
Воспитатель: Сейчас мы тебе покажем, каким морозным может быть ветер. Посмотри, Незнайка, какие у нас с ребятами есть волшебные дощечки.
Воспитатель раздает каждому ребенку дощечку для массажа пальчиков.
• Проведите, пальчиком по дощечке, а теперь проведите ладошкой. Ощутите, какой может быть колючий ветер и мороз зимой.
• Нарисуйте пальчиком снежинку. Ветер подхватил снежинку и закружил ее. Проведите по кругу пальчиками, ладошкой.  
Воспитатель: Незнайка, тебе понравилось у нас?
Незнайка: Да! Я так много узнал о зиме. Теперь я расскажу своим друзьям, коротышкам, что такое зима.
Воспитатель: На память о нашей встречи, мы с ребятами, хотим подарить тебе снежинки. Эти снежинки ребята сделали сами.
Дети дарят снежинки Незнайке.
Незнайка: Спасибо вам за подарки! До новых встреч, ребята! (уходит)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете о зиме и ее приметах, зимних играх и забавах. Я хочу подарить вам раскраски с зимними забавами.
Воспитатель дарит детям раскраски.