Анализ работы кружка за первое полугодие 2011-2012 учебного года

Анализ работы кружка за первое полугодие
2011-2012 учебного года
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Программа построена с учетом состоянием здоровья детей, их интересов.
Направленность программы кружка ИЗО является программой художественно-творческой направленности. Работа кружка приносит свои плоды. Ребята принимают участие в конкурсах и выставках. конкурс рисунков ко Дню учителя
Смирнова Вера, Семенихина Даша, Реутов Тимофей
В конкурсе «Открытка ко Дню учителя» 3 «а» заняли 1 место, 9 «б» получил 2 место, Семенихина Даша
конкурс рисунков, посвященных Неделе Истории.
Преснякова Маша, Журов Андрей, Спорыхин Дима, 9 «б», 3 «б»
Дети участвуют не только в школьных конкурсах, но и принимают участие в конкурсах районного, окружного и городского уровней. Так Овсенева Настя стала лауреатом городского конкурса рисунков. Муртузалиева Фатима награждена дипломом за участие в конкурсе «Лирика России». Лучшие и наиболее интересные работы (Преснякова Маша 4 «а», Волкова Марина 1 «а», Мельникова Настя 1 «б», Жеглов Миша 9 «б»), сделанные ребятами на кружке, отправлены на окружной конкурс «Рождественская фантазия».
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведения, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы состоит в том, что для детей с ограниченными возможностями (ДЦП) занятия изобразительной деятельностью являются дополнительной возможность реализовать себя, помогают развивать координацию движений. Улучшают общее двигательное развитие. Занятия ИЗО творчеством помогают улучшить общий психологический настрой учащихся с ограниченными возможностями, настроиться на позитивное восприятие мира с помощью элементов арттерапии, цветотерапии.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Учитывая возможности и способности детей, использую индивидуальный подход к ребенку.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы
Основными воспитательными задачами на кружке в этом учебном году являлись: выполнение требований во время занятий и во внеурочной деятельности; развитие положительной мотивации в учебном и воспитательном процессе, развитие интереса к общественным коллективным делам; воспитание культуры поведения и общения; умение видеть прекрасное вокруг себя и бережное отношение к нему; патриотическое воспитание; привитие навыков самообслуживания и личной гигиены; знакомство с правилами дорожного движения и основами безопасности и жизнедеятельности.
Студия существует в нашей школе восьмой год. Учащиеся с удовольствием посещают занятия студии, так как здесь они могут снять напряжение, излечиться от утомляемости за счёт переключения на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, проявить свою индивидуальность, пообщаться в коллективе.
Конечно же, для реализации этой цели были поставлены следующие учебно-воспитательные задачи:
воспитание общительного человека, владеющего и голосом, и словом; развитие контактности, умение взаимодействовать и общаться с окружающим миром;
становление основных психических процессов ребёнка: воображения, фантазии, памяти, внимания, ассоциативно-образного мышления;
развитие чувственного познания (зрительного, слухового);
становление специальных способностей (исполнительских, театральных);
формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины, развитие межличностных отношений;
проявление активного, творческого отношения к жизни, самостоятельности и инициативы; воспитание восприимчивости и любви к искусству.

Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.


Задачи коррекционные:
корригировать нарушения звуко-произносительной стороны речи;
способствовать преодолению комплексов в отношении физических недостатков;
способствовать снятию эмоционального напряжения.

Задачи развивающие:
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, музыкально-исполнительские навыки;
активизировать творческую активность;
способствовать интересно и культурно проводить свой досуг.

В студии занималось 59 человек, три возрастные группы:

- младшая группа 7-11 лет (0-4 классы общеобразовательной и впомогательной школы) – 8 часов в неделю;
- средняя группа 12-15 лет (5-6 классы) – 3 часа в неделю;
- старшая группа 16-19 лет (9 «б» класс) – 1 час в неделю.


Из 11 кружковых групп (часов): 6 групп – младшие школьники (0-4кл), 3 группы средней общеобразовательной школы (5,6класс), 2 группы (младшая и старшая) воспитанников вспомогательной школы.

Характеристика учащихся

1-я группа

Ф.И.
Класс
Участие в мероприятиях
(выставки, конкурсы)
Оценка
врождённых способностей

младшая группа

Красовский Женя
0
0
Хорошо

Семенихина Дарья
0
2
Отлично

Исаев Ясин
0
0
Хорошо

Крючков Ильдар
0
0
удовлетворительно

Соловьев Никита
0
0
Хорошо

Сеидов Саша
0
0
удовлетворительно

Кошелева Вика
0
0
Отлично

Васильев Кирилл
0
0
удовлетворительно



Зырянов Саша
1 «б»
1
Отлично

Лезгиев Ибрагим
1 «б»
0
удовлетворительно

Мельникова Настя
1 «б»
2
Отлично



Аббасова Ангелина
1 «а»
1
Хорошо

Волкова Марина
1 «а»
2
Отлично

Дубровская Лиза
1 «а»
1
Отлично

Кулаков Дима
1 «а»
1
Хорошо

Харченко Катя
1 «а»
0
Хорошо






Арямов Андрей
2 «а»
0
Хорошо

Горяченкова Оля
2 «а»
0
Хорошо

Че Петр
2 «а»
0
Отлично

Захаров Андрей
2 «а»
0
Хорошо

Комарова Маша
2 «а»
0
Хорошо



Гнетова Алина
2 «б»
0
удовлетворительно

Саматов Анвар
2 «б»
0
Хорошо

Хорошаева Катя
2 «б»
1
Отлично






Егорова Настя
3 «а»
3
Отлично

Лукина Лиза
3 «а»
0
Хорошо

Смирнова Даша
3 «а»
0
Отлично

Маков Сергей
3 «а»
0
Отлично

Аверкин Костя
3 «а»
0
удовлетворительно

Леецкая Ева
3 «а»
0
удовлетворительно

Виноградова Настя
3 «а»
1
Хорошо

Гусев Максим
3 «а»
0
Хорошо



Мартузалиева Фатима
3 «б»
3
Хорошо

Лисенков Влад
3 «б»
1
Хорошо

Кафаров Камил
3 «в»
0
Хорошо

Гумметов Рустам
3 «в»
0
удовлетворительно



Дюмин Леонид
4 «а»
0
удовлетворительно

Евстигнеев Женя
4 «а»
0
Хорошо

Нелюбов Олег
4 «а»
0
удовлетворительно

Преснякова Маша
4 «а»
2
Отлично

Рослов Сергей
4 «а»
0
Хорошо

Кокарева Катя
4 «а»
0
Хорошо

Цесаев Мика
4 «а»
0
Хорошо

Саханов Эльдар
4 «а»
0
Отлично

Попов Даниэль
4 «а»
0
Отлично


2-я группа

Ф.И.
Класс
Участие в мероприятиях (выставки, конкурсы)
Оценка
врождённых способностей

Бударин Саша
5 «а»
2
Отлично

Борисенко Маша
5 «а»
1
Отлично

Журов Андрей
5 «а»
3
Хорошо

Спорыхин Дима
5 «а»
2
Отлично

Медведкова Юля
6 «а»
3
Отлично

Овсенева Настя
6 «а»
2
Хорошо

Щемелинина Лера
6 «а»
1
Хорошо

Лахов Артем
6 «а»
1
Отлично

Баранов Андрей
6 «а»
1
Хорошо

Смирнова Вера
6 «а»
1
Хорошо


3-я группа

Ф.И.
Класс
Участие в мероприятиях
(выставки, конкурсы)
Оценка
врождённых способностей

Большаков Егор
9 «б»
1
Хорошо

Жеглов Миша
9 «б»
2
Хорошо

Панаит Лиза
9 «б»
3
Хорошо

Шестопалов Максим
9 «б»
0
удовлетворительно


Дети в кружке с разным уровнем обученности, возможностями и способностями. Есть нарушения пространственных функций, дети с оптическими нарушениями, у некоторых проблемы с мелкой моторикой. Дети разные по интеллектуальному уровню и поведенческим особенностям, шумные, капризные, у многих наблюдается неадекватность в общении со сверстниками и учителем. Сеидов Саша «0» мог на занятиях тихо петь песни хлопать в ладоши, Красовский Женя «0» вставал и ходил по классу без всякой на это причины, Арямов Андрей 2 «а» мог закричать или рассмеяться на уроке, нарушая этим концентрацию внимания других ребят. Зырянов Саша 1 «б» мог громко разговаривать, смеяться, ходить по классу отвлекать других ребят. Рослов Сергей 4 «а» мог комментировать свою работу в процессе рисования. Егорова Настя 3 «а», Аверкин Костя 3 «а» высказывали язвительные реплики в сторону свой одноклассницы. Шестопалов Максим 9 «б» мог без умолку разговаривать, мешая мне вести занятие и отвлекая ребят и др.
Поэтому выделились основные задачи в учебном и воспитательном процессе: научить учащихся основным правилам поведения в коллективе и на кружке, развитие положительной мотивации в учебной и трудовой деятельности, умение слышать и слушать собеседника, развивать самостоятельность и ответственность за порученное дело.
На начало учебного года столкнулась с многие не знали, как смешивать краски (например, получить оранжевый, зеленый, голубой, розовый, серый цвета). Некоторые воспитанники младшей вспомогательной школы могли путать основные формы (круг, квадрат, треугольник) основные цвета. Детям свойственно ограничиваться передачей характерного силуэта и раскраской. Окраска произвольного цвета. Уровень рисунка зависит от качества представления о реальных вещах. Поэтому на занятиях стараюсь расширять их представление об окружающем мире. Например, говорю о том, что есть тень и свет (от куда падает свет, тень собственная и падающая), линия горизонта (воздушная, линейная перспектива), о состояниях природы в разное время года и т.д. Обсуждаем форму, цвета (цвета теплые и холодные и т.п.), изображаемых предметов.
Учитывая возможности и способности детей, использую индивидуальный – личностный подход к ребенку.
Так, например, кто то может нарисовать сам, кому то лучше обвести по трафарету, а с кем то поставить точки (ориентиры) и соединять их.
15