Анализ деятельности МО учителей гуманитарного цикла за 2014-2015 учебный год


Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2014- 2015 уч. года
Деятельность учителей гуманитарного цикла в 2014-2015 уч.году строилась в соответствии с планом методической работы ОУ и была направлена на решение проблемы построения модели учебно-воспитательного процесса, ориентированного на единство обучения и воспитания, обеспечивающих обучение, социальную адаптацию и оздоровление участников учебно-воспитательного процесса.
В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:
Создание условий для свободного и полного самовыражения каждого педагога, для удовлетворения его потребности в саморазвитии, самообразовании и самосовершенствовании;
Качественное освоение учебно-методических задач по предметам гуманитарного цикла, совершенствование технологии современного урока, организации учебной деятельности учащихся, обеспечение наиболее высоких результатов в реализации действующих образовательных стандартов и в достижении новых образовательных целей;
Изучение, обобщение, пропаганда и распространение опыта работы учителей по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.
В течение учебного года МО провело пять плановых заседания, на которых обсуждались вопросы распространения актуального педагогического опыта учителей, намечались стратегические и тактические задачи, направленные на повышение качества образования школьников, анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей. Тематика заседаний МО определялась задачами методической работы ОУ на 2014-2015 учебный год. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Основным ориентиром в определении содержания и форм учебного процесса остаются Государственные образовательные стандарты, инструментом для реализации которых являются Федеральные программы, разработанные для ОУ РФ. Данные программы и учебники имеют гриф Министерства Образования РФ, они апробированы в течении нескольких лет и дают стабильные результаты в обучении учащихся. Учебный план на 2014-2015 учебный год выполнен, учебные программы пройдены, все учащиеся успешно прошли курс и переведены в следующий класс
Основными формами по повышению педагогического мастерства стали обучение на проблемных курсах и прохождение курсовой переподготовки.
Учитель английского языка Соколова Е.А. прослушала курс лекций по методике обучения иностранным языкам в рамках всероссийского вебинара по темам:
«Обучение английскому языку в больших группах учащихся в условиях ФГОС» 2 часа
«Развитие общеучебных умений на уроках английского языка и достижение метапредметных результатов ФГОС в начальной школе» 2 часа
«Способы и приемы подготовки к части «Говорение» в ЕГЭ- 2015» 2 часа
«Достижение планируемых результатов ФГОС с помощью обучающих компьтерных программ к курсу “Enjoy English” 2 часа
Учитель бурятского языка Цыбиков Е.Б. был слушателем курсов
«Теория и практика обучения бурятскому языку как второму в условиях реализации ФГОС второго поколения» на базе ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»- 144 часа
и участвовал в республиканском семинаре- практикуме для учителей бурятского языка:
«Теоретико-методологические основы литературного образования на родном языке на основном уровне общего образования в условиях внедрения ФГОС ООО»- 8 часов
Учитель истории Дадуева Р.С. прослушала 72 часа по теме
«Актуальные вопросы преподавания учебного курса ОРКСЭ» на базе БРИОП.
Учитель русского языка Дадацыренова Э.Д. прошла курсовую подготовку в ФГБОУ ВПО «Бурятский Государственный Университет» по теме
«Обновление филологического образования в условиях реализации ФГОС» в количестве 16 часов.
Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства педагогов, ориентации их на решение современных задач образования, и, в конечном счете, повышению качества образовательного процесса в школе в целом.
В течение учебного года были успешно аттестованы на первую квалификационную категорию Дабацыренова Э.Д. и Дадуева Р.С. В рамках аттестации педагоги провели открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Традиционным стало проведение предметных недель, которые позволили выявить лучших учащихся по предметам, повысить учебную мотивацию, расширить кругозор и знания детей. При подготовке к предметным неделям учителя применяли как системный, научный подход, так и творческий. Целенаправленная работа с детьми дает положительный результат, однако следует обратить внимание на оформление выступлений, привлечение большего количества учащихся.
Одной из действенных форм повышения профессионального уровня педагогов является участие их воспитанников в научно-практических конференциях. В феврале 2014 года прошла традиционная НПК «Шаг в будущее», в которой приняли участие и учащиеся нашего ОУ. Это Манжула Владимир (рук.Соколова Е.А) и Гарможапова Александра (рук. Дабацыренова Э.Д.) Итоги участия в ней наших учеников показали, что педагогам МО следует создавать условия для более качественной подготовки учащихся, не все педагоги придают должное значение развитию исследовательских и творческих способностей учащихся средствами своего предмета. ( Двое преподавателей МО не подготовили докладчиков.)
Оптимальным способом выявления и поддержки способных детей является их участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, дистанционных мероприятиях:
Международная дистанционная олимпиада по английскому языку – 6 класс;
Первая всероссийская олимпиада по английскому языку – 5 класс, 7 класс, 9 класс;
Всероссийская олимпиада «МИНОБР. ОРГ.» - 5 класс, английский язык. 9 класс
Конкурс переводчиков -1 место Намсараев Дугар -4 класс;
Международная предметная олимпиада «Олимпус» - по английскому языку, русскому языку, истории;
Международный конкурс «Золотое Руно» по истории;
Международный конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»- 5, 6, 7 классы;
Конкурс диктантов в рамках республиканской недели бурятского языка- 5-9 классы;
Международный конкурс знатоков бурятского языка 6, 7, 8 класс;
Международная дистанционная олимпиада по английскому языку проекта «Инфоурок»-5-6 классы (Шейнмаер Елена-1 место, Ботоева Яна-3 место, остальные участники).
Конкурс сочинений «Потомки помнят славную Победу» посвященного 70-летию Победы в ВОВ-2 место._(Лыгденова Алтана)
Все педагоги осуществляют мониторинговые и диагностические исследования, где представляют результаты текущей успеваемости: качество знаний, средний балл, уровень обученности по предмету. Итоги рубежной диагностики свидетельствуют о том, что повысился процент успеваемости учащихся, возросло качество знаний. Вместе с тем, у вновь прибывших учащихся наблюдается низкая мотивация к учению, низкий уровень обученности и сформированности ОУУН, специальных предметных ЗУН. Учителям следует системно работать над формированием ОУУН, повышать мотивацию к учению, выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Особое внимание в этом учебном году уделялось подготовке к итоговой аттестации в 9 классе. В течение учебного года проводились консультации, тестирования, пробный экзамен по русскому языку, который позволил диагностировать уровень знаний учащихся, имеющиеся пробелы в знаниях, наметить ход работы по подготовке к экзамену. Как результат учащиеся показали 100% успеваемость при сдаче экзамена по русскому языку, % качества составил 50 %.
С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока, а также обмена опытом по вопросам преподавания было организовано взаимопосещение уроков учителями нашего МО. В заключение каждого урока проводился его анализ и самоанализ, в ходе которого основное внимание уделялось выполнению требований к организации и проведению личностно ориентированного развивающего урока. Следует отметить, что большинство учителей осознают необходимость изменения образовательного процесса, понимают сущность концепции реализуемой образовательной модели.
Значительную роль в повышении профессионального уровня педагогов играет их самообразование, в 2014-2015 учебном году каждый учитель работал над интересующей его методической темой. Работа над темами позволила учителям освоить новые методы и приемы изучения предметов, узнать о новых технологиях преподавания и применить их на практике, углубить свои теоретические знания в области педагогики и психологии. Двое учителей МО представили отчеты по самообразованию перед своими коллегами на педсовете. Однако анализ работы по самообразованию выявил и определенные проблемы: неумение отдельных учителей рационально спланировать работу над темой самообразования, в связи, с чем было организовано методическое совещание по вопросам планирования и обобщения опыта своей деятельности.
Задачи МО гуманитарного цикла на 2014-2015 учебный год
На основе анализа работы МО в 2014-2015 учебном году вытекают следующие задачи:
Создать условия для свободного и полного самовыражения каждого педагога, для удовлетворения его потребностей в саморазвитии, самообразовании и самосовершенствовании;
Внедрять в практику учителей современные образовательные технологии, направленные на развитие самостоятельности, творчества и активности учащихся;
Изучать, обобщать, пропагандировать и распространять опыт работы учителей методического объединения учителей по всем направлениям учебно-воспитательного процесса;
Качественно освоить учебно-методические задачи по предметам гуманитарного цикла, усовершенствовать технологии современного урока, организацию учебной деятельности учащихся, с целью обеспечения наиболее высоких результатов в реализации действующих Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.