ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Е.В. Белоусова, учитель-логопед
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Весёлолопанская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгродской области»
elena-belousova75@rambler.ruАннотация: В данной работе рассматриваются особенности нетрадиционных методик учителя-логопеда в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях общеобразовательной школы, необходимость построения образовательной модели исходя из актуальных потребностей детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Ключевые слова: сказкотерапия, психогимнастика, интеллектуальная недостаточность.
Одной из проблем в младшем школьном возрасте остается умственная отсталость, несмотря на то, что внимание многих специалистов (педагогов, врачей, психологов, гигиенистов, социальных работников) направлено на изучение причин этого явления, которое, вероятнее всего, носит комплексный характер.
Существенно обостряет проблемы школьников начало их обучения с 6 лет: около 16% детей в этом возрасте не готовы к школьному обучению, а у 30—50% выявляется функциональная незрелость (Н.А.Ананьева, Ю.А.Ямпольская, 1994). По данным Н.Вайзмана (4,87) от 5 до 15% детей без признаков умственной отсталости функционально не готовы к школьному обучению.Работая с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Одним из таких средств является использование «Сказкотерапии».
Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил, нашего общества. Наряду с традиционными методиками, можно использовать сказкотерапию в комплексе с релаксацией.
В основу этих занятий положен комплексно - тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Если использовать сказкотерапию в комплексе с традиционными формами, то это дает наиболее эффективный результат в работе.
В своей работе я использую построение занятий: в одном случае это занятие - спектакль, где ребенок - участник спектакля и зритель, в другом он учитель, а в третьем - он ученик.
Такое построение занятий позволяет добиваться наиболее устойчивого внимания ребенка с нарушениями познавательных возможностей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия.
Сюжетно-тематическая организация занятий, способствует развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния ребенка, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Например, занятие на основе сюжета «Прогулка в лето» начинается с загадки: Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом). Затем следуют релаксационные упражнения: Представь, что сейчас лето. Протяни руки к солнышку, подставь лицо. Тебе тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмись в комочек, покажи, как тебе холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное и эмоциональное напряжение у умственно отсталых детей.
В другом варианте можно использовать психогимнастику. Это можно рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях гномы»
«Ты помнишь сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (с гномами). Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Ребенок изображает ворчливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов.)
Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению ребенка, проявлению своего «Я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
Таким образом, на занятиях прослеживается использование сказкотерапии, игровой формы сообщения темы занятия. Это пробуждает интерес к занятию, и направляется внимание ребенка к изучаемому материалу.
Игровые технологии. Целью игры на занятиях является формирование связной речи, расширение словарного запаса у школьников с интеллектуальной недостаточностью, автоматизация поставленных звуков речи в спонтанном речевом потоке, стимулирование речевой и познавательной активности. Хочу предложить игры, которые можно использовать на занятиях с детьми:
«Кнопочки». Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек - столько повторов.
«Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
«Лабиринт». По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
«Узоры». Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
«Пирамидка». Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
«Часики». Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
«Бусы». Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
«Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
«Улиточка». Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали - домику улитки.
«Тихо-громко». Ребенок проходит дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.
Так же эффективен и интересен развивающий массаж в работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии.
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук, пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие ребёнка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Практика работы с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушения речи, дают положительные результаты только при систематическом использовании того или иного метода.
Литература
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.
2. Артемова Т.А., Ковалева А.В. физиологические и психологические предикторы умственной работоспособности детей шестилетнего возраста // Материалы Первой Российской конференции по экологической психологии. М., 1996, с. 14— 16.
3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
4.Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. М.: Педагогика, 2003. 208с.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1999. № б. С. 25 - 34.
6. Ковалева А.В. Прогнозирование школьной успеваемости по объективным физиологическим и психофизиологическим показателям // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы, август 1998.
7. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. С.-Пб., 1997.
8. Утехина К.ГЛ. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6—7 лет: Опыт работы практического педагога. М,1996.
9. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 2004. № 3; 2005. № 6.