опыт работы«Использование инновационных форм и методов работы как способ повышения учебной мотивации учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности»

Управление образования администрации
Шебекинского района










«Использование инновационных форм и методов работы как способ повышения учебной мотивации учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности»







Автор опыта: Огиенко
Елена Владимировна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»



г. Шебекино
2015 г.



Содержание

1.Информация об опыте3

2.Технология опыта...8

3.Результативность опыта16

4.Библиографический список..18

5.Приложение к опыту..20




































I. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Автор опыта работает учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Шебекино Белгородской области».
В классе 23 человека: 10 мальчиков, 13 девочек. Обучение ведётся по программе «Школа России». В полных семьях проживают 19 человек, в неполных - 4 человека, в 4-х семьях родители разведены. Социальная среда достаточно разнообразна: служащие - 54 %, рабочие - 27 %, безработные – 19 %. Преобладают семьи, где родители имеют высшее образование - 48 % (средне-специальное - 41 %, среднее - 11 %). Неблагополучных и проблемных семей нет. Дети имеют возможность посещать Дворец культуры, получая дополнительное музыкальное и художественное образование.
Диагностическим инструментарием были избраны методики определения уровня сформированности учебной мотивации (тест и анализ детских рисунков по методике Лускановой Н.Г., методика Рябовой С.Р. «Мотивы учения», методика Ксензовой Г.Ю.). По результатам обследования выявлены следующие группы обучающихся: с высоким уровнем сформированности учебной мотивации - 8% (2 обучающихся), с хорошим – 8 %
(2 обучающихся), со средним уровнем – 50% (13 обучающихся), с низким уровнем – 34% (6 обучающихся).
У обучающихся, показавших высокий уровень школьной мотивации, наблюдается стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе. Хороший уровень школьной мотивации характеризуется преобладанием познавательных мотивов. При средних показателях школьной мотивации ребенок самостоятельно решает типовые задачи; внимателен, но требует контроля; сосредоточен по интересу. Низкий уровень: школа больше привлекает внеучебными сторонами. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. По результатам обследования примеров негативного отношения к школе (школьной дезадаптации) не выявлено.
Результаты диагностики привели к выводу о необходимости введения в учебно-воспитательный процесс технологий, способствующих повышению учебной мотивации младших школьников.





Актуальность опыта
На современном этапе формирования и развития личности перед учителем стоит ответственная задача – не только добиться усвоения программного материала в полном объёме, но и за короткий промежуток времени научить каждого ребёнка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Основанием для решения данной проблемы стали, следующие противоречия:
-между высоким уровнем значимости учебной информации для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности мотивации учебной деятельности младших школьников;
- между навыко-знаниевой и личностно-ориентированной моделью обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;
- между возрастающими требованиями школы к новыми формам контроля знаний и традиционными средствами достижения результата.
В связи с этим актуальность данного опыта определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности. Это становится возможным при организации совместной деятельности обучающихся и учителя, основанной на диалоговом общении и изменении оценочной деятельности учителя путём формирования действий самооценки и самоконтроля обучающихся.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для повышения уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников посредством внедрения в образовательный процесс инновационных форм и методов.
Длительность работы над опытом
Работа по разрешению выявленных противоречий велась в течение трех лет (период работы по УМК «Школа России», «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков).
Начальный период (сентябрь 2011 года по ноябрь 2011 года), предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы, подбор теоретической и методической литературы, диагностического инструментария и выявление уровня сформированности учебной мотивации.
На основном этапе (декабрь 2013 года по февраль 2013 года), – введение в учебную деятельность тестов Яценко И.Ф., Тихомировой Е.М., апробация различных вариативных форм тестов и текущая диагностика их влияния на результат обучения и становление учебной мотивации. Автором разработаны тестовые блоки, серия презентаций с использованием тестов, видоизменены бланки ответов для некоторых тестов, исходя из возрастных особенностей и интересов детей.
На заключительном этапе (март 2014 года по ноябрь 2014) года, выяснялась результативность используемых тестов, проводился мониторинг определения уровня сформированности учебной мотивации, обработка и анализ полученных данных.
Диапазон опыта представлен единой системой урочной и внеурочной деятельности.

Теоретическая база опыта
опирается на положение Д. Б. Эльконина [14] о целостной учебной деятельности и её влиянии на развитие школьников. Важны не отдельные мыслительные операции, а деятельность, включающая:
Мотивационное звено (понимание учебной задачи).
Операционное звено (учебные действия).
Регуляционное звено (контроль и оценка самих обучающихся).
В процессе работы над актуальным педагогическим опытом автором рассмотрены следующие понятия: мотив, цель, тест, внутренняя мотивация, учебно-познавательный интерес, инновация.
Из факторов, определяющих уровень успеваемости ребёнка, по мнению Амонашвили Ш.А.[5], лишь одна позиция зависит от педагога. Это мотивация. Именно в её стимулировании большую роль играет обучающая среда, профессиональный уровень педагога, оснащение педагогического процесса. Учебная мотивация это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу. Термин «мотив» определяются в «Педагогическом энциклопедическом словаре» [7] как то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Следует различать понятия мотив и цель. Цель это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Внутренняя мотивация связана непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора), скрыта в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей).
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение» [9]. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
При взаимодействии младшего школьника с учителем, классом общее развитие ребёнка осуществляется в поисковой деятельности. Технология проектной - исследовательской деятельности рассматривается авторами опыта, так как именно ребёнку младшего школьного возраста в большей степени свойственна тяга к новизне, исследовательской деятельности. По мнению Савенкова А.И., проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода исследования и проектирования, определение ожидаемых результатов. Эта деятельность является инновационной, так как получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. Подлинным образованием становится лишь то, что добывается (приобретается) в процессе разнообразной познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность - это особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.
В энциклопедическом словаре под редакцией Прохорова А.М. [9] даётся определение, что в переводе с английского «test – испытание, проба, исследование, множество функционально взаимозависимых признаков, характеризующих образ». Значит можно считать тест частью исследовательских технологий. Тест, по своей сути - это возможность выбора: он заставляет рассуждать, вычленять главное, сопоставлять верное и неверное, создаёт необходимость в приобретении новых знаний.
Сегодня тест признан в качестве объективного инструмента оценки способностей или знаний. По определению В.С. Аванесова[1], тестология призвана заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков и представлений. Тестовая технология включает в себя элементы: 1) тест как инструмент педагогического измерения; 2) способы использования этого инструмента для измерения уровня подготовленности обучающихся; 3) интерпретацию результатов тестирования. Походина Е.Н., автор методической разработки по использованию тестовых заданий выделяет функции тестов: обучающую, которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание обучающихся на главных вопросах курса, и мотивационную, которая стимулирует к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний.
Новизна педагогического опыта состоит в комбинировании идеи системно-деятельностного подхода, основанного на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я.Гальперина; педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили; тестовой технологии В.С.Аванесова, методических разработок Е.Н. Походиной; форм групповой деятельности в работе классного руководителя, Н. Е. Щурковой; которые способствуют росту уровня сформированности учебной мотивации.
Характеристика условий, в которых возможно применение опыта. Материалы данного актуального педагогического опыта могут быть использованы как молодыми специалистами начальной школы, так и учителями высшей квалификационной категории. Материалы опыта могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов различных образовательных учреждений с учащимися начальной школы при урочной и внеурочной форме организации образовательного процесса независимо от учебно-методического комплекта. Автором опыта разработаны и апробированы на практике:
- система нетрадиционных уроков по учебному курсу «Окружающий мир», «Математика»;- варианты тестовых заданий;

Технология опыта
Цель педагогической деятельности: обеспечение положительной динамики роста мотивации учебной деятельности младших школьников посредством применения внедрения в образовательный процесс инновационных форм и методов работы, содействующих формированию первичных навыков самостоятельного поиска знаний при изучении окружающего мира и на внеурочных занятиях.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: изучение научной и методической литературы, выделение уровней сформированности учебной мотивации младших школьников;
создание условий, инициирующих учебное действие;
организация учебной деятельности обучающихся на основе выявления и освоения учащимися способов действия, позволяющих осознанно применять приобретённые знания, в том числе в нестандартной ситуации;
использование способов и приёмов, направленных на развитие умения осуществлять выбор верного варианта ответа, сравнивая, анализируя, вычленяя признаки объектов и явлений, постигая их сущность;
включение содержания обучения в контекст жизненных задач.
Организация учебно-воспитательного процесса
Образовательный процесс в данном классе в средней общеобразовательной школе №2 осуществляется по УМК «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова). Изучение курса «Окружающий мир» предусматривает 2 часа в неделю. Система упражнений базируется на использовании метода тестирования, метода проектов, игрового метода с элементами проблемности, метода интерактивного обучения.
Применение метода тестирования определяет построение образовательного процесса на активной основе, что положительно сказывается на формировании учебной мотивации. Правила подбора тестовых заданий с учётом особенностей психического развития младшего школьника: не следует объединять сразу несколько разделов или тем одной дисциплины; объём теста не должен превышать 10 вопросов; задания теста должны быть сформулированы кратко, четко; ни одно задание теста не должно служить подсказкой для ответа на другое.
Для становления внутренних учебных мотивов автор в ходе работы над тестом позволяет ребятам произвести коррекцию теста. Это значит, что работа может проходить в 2-3 этапа. Тест обучающийся может сдать тогда, когда он считает, что справился с работой. Разрешается использовать дополнительную литературу. Такой подход касается тестов обучающего характера. Используя предлагаемые в учебно-методическом комплекте А.А. Плешакова тестовые задания, автор опыта творчески видоизменила форму подачи тестового материала с целью увеличения уровня учебной мотивации.
Варианты предлагаемых заданий:

· «Тесты в картинках».

Живая природа
Неживая природа

















«Тесты в картинках» - это задания, в которых все слова заменены картинками. Картинки должны быть расположены так, чтобы в задании просматривалась структура теста, позволяющая сделать выбор. Учитель имеет возможность по расположению значков-ответов увидеть верность или неверность выполнения теста каждым.

· Интегрированные тестовые задания. Для выполнения тестов требуется специальный бланк ответов. Как должен выглядеть этот бланк для ребёнка младшего школьного возраста? «Сухие» листы, содержащие только слова и какие-либо символы, детям не интересны, а не умеющим читать - совсем не понятны. Но, это не значит, что нужно отказаться от использования тестовых заданий. Используя цвет в качестве варианта выбора правильного ответа, мы можем использовать рисунки для закрашивания выбранным цветом, фиксируя тем самым верный ответ. Кроме того, рисунки нужно сделать контурными. После выполнения теста можно предложить детям дорисовать получившиеся изображения до целостного рисунка. Такая работа помогает решению одной из важнейших задач – развитию мелкой моторики руки. Учитель получает возможность сразу видеть результативность выполненного задания. В составлении дополнительных бланков на помощь педагогам придёт фантазия.
Бланк ответа: Верный вариант:





·Тест-сказка. Задания выполняются по ходу сюжета какой-либо сказки, выступают посильными препятствиями. Путешествие с героями заставляет ученика не думать о том, что он выполняет сложную умственную работу по запоминанию информации или приобретению учебных навыков. Например, вспомним сказку В.Сутеева «Под грибом». Какие условия нужны для роста грибов? Ответ мы найдём в конце сказки, а двигаясь по ходу сюжета, ответим на другие вопросы теста, составленные педагогом, исходя из учебного содержания урока. Кто из героев первым попросился под грибок? Выбираем муравья. Вопрос от муравьишки: «Почему грибы растут по кругу?». Функция «триггер» и «гиперссылка» при нахождении верного ответа «отправляют» обучающихся на полянку и грибок «растёт», а животные прячутся под ним. Формулируется вывод о том, что влага – одно из условий для роста грибов.

· Тест «Найди улыбку солнышка». В данном тесте знаком правильного ответа является улыбка солнышка. А если ответ выбран неправильно, солнышко не улыбнётся.

13EMBED PowerPoint.Template.121415 13EMBED PowerPoint.Template.121415

· Тесты на литературных произведениях (переложение обучающего повествовательного материала в тестовую форму). В качестве примера, автор опыта предоставляет тестовые задания на основе отрывка из произведения “Слово о полку Игореве” (Приложение №5).

· Тест с автоматическим выставлением отметки выполнены в формате Microsoft Office Excel. По специальным формулам задаётся выставление отметки за соответствующее количество верных ответов. Составление таких тестов для каждой темы достаточно трудоёмкий процесс. Поэтому авторы опыта составила шаблоны с заданным местом для верного ответа. Так, используя данные шаблоны, можно быстро преобразовать любой тестовый материал в электронный вид.
Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. В приведённой ниже таблице прослеживается применение представленных видов тестовых заданий, ожидаемые результаты для повышения уровня сформированности учебной мотивации.

Приёмы формирования мотивации
Название,
формы работы
Рекомендуемый этап урока
Ожидаемые результаты

Тесты в картинках
(индивидуальное выполнение)
Актуализация опорных знаний, первичное закрепление изученного
- внутреннее принятие обучающимися учебной задачи;
- интерес к процессу деятельности;
- наличие эмоционального комфорта в процессе учения

«Живые» тесты
(в группах)
Создание проблемной ситуации

-удержание интереса в течение длительного отрезка времени;
- создание ярких наглядно-образных представлений

Интегрированные тестовые задания
(индивидуальное выполнение)
Текущий контроль и оценка

- наличие личностного смысла учения; - активно концентрируется внимание;
- наличие эмоционального комфорта в процессе учения

Найди улыбку солнышка
(индивидуальное выполнение)
Первичное закрепление изученного

- прерывание ситуации «неуспеха»; стремление к получению отметки, самооценка деятельности и коррекция;

Тест-сказка
(в группах)
Актуализация опорных знаний,
повторение, обобщение и систематизация
- внутреннее принятие учебной задачи; развитие активности, инициативности;
- прогнозирование будущей деятельности;
- стимулирующее оценивание

Тест с автоматическим выставлением отметки
(индивидуальное выполнение)
Контроль и оценка

- эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки

Тесты на литературных примерах
(индивидуальное выполнение, работа в группах)
Актуализация опорных знаний, использование на любом этапе урока

- положительные эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом


Составление вопросов теста
(индивидуально,
коллективный проект)
Повторение, обобщение, домашнее задание

- поиск альтернативных решений


Автор опыта считает возможным использование тестов не только на этапе контроля знаний, умений и навыков, но и на этапах ознакомления с новым знанием, первичного закрепления изученного.
Наиболее эффективными приемами работы с точки зрения понимания учебной задачи являются следующие: инструкционная карта ; работа с «Информационным листом» (Приложение №6); приём «Фотограф» (обучающиеся получают «фотоаппарат» и в паре решают, какое животное они «сфотографируют». Итог - рассказ обучающихся об этом животном: где оно находится в данный момент, что делает и т.д.); таблица «Что? Где? Когда? Почему?», заполняется по ходу знакомства с информацией; «Логические задачи» и «Логические задачи с возможностью выбора» (Приложение №6). Составление вопросной карты к мультфильмам. Например, по мультфильму «Мадагаскар» можно составить вопросы и классификацию животных.
Животные Африки: травоядные - ? (лемур ) Хищные -? (фосса)
Логические задачи на уроках окружающего мира – это упражнения на сообразительность, проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации.
Сравните:
Традиционный вопрос
Логическая задача

Как называется дерево, которое зацветает весной первым?
О каком дереве можно сказать так: пушинки свои первой распустила, запахом медовым пчёл приманила?

Конечно, ребёнку младшего школьного возраста интереснее решить вот такую задачку, чем просто ответить на обычный вопрос.
Автор опыта в педагогической практике использует метод интерактивного обучения. Это обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Данный метод ориентирован на более широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом, а также на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока. Этот подход оказывается для авторов опыта реальным путем обеспечения положительной мотивации обучающихся. Структура интерактивного урока включает этапы: мотивация, целеполагание, представление новой информации, интерактивные упражнения, новый продукт, рефлексия, оценивание, домашнее задание. В качестве интерактивных упражнений автор опыта использует работу в парах, в малых группах. Лучше, если в каждой группе объединяются обучающиеся разного уровня информированности по данному предмету, это позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, в качестве нового продукта автор предлагает обучающимся сделать самостоятельные выводы, высказать свою точку зрения. В первый раз на этапе «Оценивания», если все работали активно, автор опыта выставляет всем участникам группы высший балл. В дальнейшем оценивание поручается капитану. Можно использовать такой подход: каждый оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Наконец, можно воспользоваться самооценкой работы обучающихся.
Наиболее известные из форм групповой работы: кооперативное обучение - это взаимодействие обучающихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи; групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения, даёт возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса. Наиболее простая форма группового взаимодействия – "большой круг". Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Формулируется проблема. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый обучающийся индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы. По кругу каждый зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Автор опыта используют следующие формы организации учебных занятий:
На уроке
Вне урока

интерактивный урок
урок – исследование
урок - экскурсия
урок – тест
урок – путешествие
кружок
олимпиады
интеллектуальные марафоны
экскурсии
исследовательские домашние задания

Одним из условий образовательного процесса является проектная деятельность. Метод проектов предполагает экспресс-проекты (с массовым участием детей) и долговременные исследования.
Экспресс-проекты реализуются на уроках-исследованиях. Это деятельность обучающихся и педагога, связанная с решением творческой задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы; повторение теории, посвященной данной проблематике; подбор инструментов для исследования и практическое владение ими; обработка полученного результата, его анализ и обобщение, выводы. Система интегрированных нетрадиционных уроков представлена в приложениях.
Индикаторами результативности работы педагога являются следующие показатели: снижение уровня ситуативного и рост устойчивого учебно-познавательного интереса; принятие обучающимися активной позиции в процессе «добывания» знаний; формирование умения критически мыслить, определять и вычленять проблему, её причины и возможные последствия, эффективно решать проблему, оценивать доказательства и работать в команде. В итоге можно отметить увеличение доли обучающихся, участвующих в исследовательских проектах, дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Развитию творческого потенциала личности ученика способствует и система внеклассной работы, осуществляемая авторами опыта. Автор проводит занятия кружка «Мир, в котором я живу», объединяющего детей с устойчивым интересом к познанию окружающей действительности. Автор опыта руководит исследовательской деятельностью обучающихся, результаты которой представляются в виде различных мультимедийных продуктов. Примером такой работы является проект по теме «Река жизни», посвященный донорству.
Результативность проектной деятельности
Название проекта
Продукт проекта
Ожидаемые результаты

«Река жизни»
Брошюра «Река жизни», фотовыставка «Самая большая капля крови».
-умение пользоваться источниками информации;
-снижение уровня игрового мотива;

«Мифы
и правда
о молоке»
Видеоролик «О превращении молока в творог» для демонстрации обучающимся других классов на уроках окружающего мира;
- способность организовать свою деятельность;
-опыт мотивированного участия
в совместной деятельности;
- самооценка своей деятельности

«Предметы народного быта»
Выставка рисунков, словарь с объяснением применения устаревших предметов быта
-умение пользоваться источниками информации;
- активное и заинтересованное познание мира;

«Сила Земли» (о военном хлебе)
Выставка составляющих военного хлеба, сам хлеб, выпеченный по блокадному рецепту
-включение содержания обучения в контекст жизненных задач;
-повышение степени самостоятельности

«Птица-Слава, или Наполеон в России в 1812 году»
Книга памяти, словарь устаревших слов и выражений, передающих патриотическое настроение русского народа
-повышение степени самостоятельности;
-развитие умения решать творческие задачи,

«Ратное поле России»
Видеофильм-репортаж о Прохоровском поле с участием всех обучающихся
-повышение степени инициативности, познавательной мотивированности; формирование социального мотива

В завершении работы над проектом обязательно должна быть намечена перспектива проекта. Этот приём является мощным толчком для стимулирования к продолжению познавательной деятельности.
В ряду эффективных форм активизации исследовательской, поисковой активности школьников особое место занимает экскурсия. Так, автор опыта совместно с родителями организовали подготовку и проведение выездных экскурсий в Холковский мужской монастырь, на Прохоровское поле с посещением музея, храма Петра и Павла. После проведения экскурсии по существующей традиции организуется оформление «Путевых заметок». Заранее зная об этом, ребята стараются обратить внимание на мельчайшие подробности, заметить что-то особенное, то, что никто другой не заметил.


Результативность опыта
Избрав диагностическим инструментарием методику Лускановой Н.Г., автор опыта под руководством школьного психолога провели мониторинговое исследование роста уровня учебной мотивации.

Динамика учебной мотивации обучающихся за 3 года

Класс
Уровни сформированности учебной мотивации


Низкий
Средний
Хороший
Высокий

1
50%
8%
34%
8%

2
36%
8%
43%
13%

3
17%
11%
40%
32%

Динамика
-32%
+3%
+5%
+24%


Из 23 обучающихся 3-го класса высокий уровень сформированности учебной мотивации показали 32% обучающихся, что на 24% выше, чем в 1-м классе. Количество обучающихся, показавших низкий уровень сформированности учебной мотивации уменьшилось на 32%. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей.
Автор опыта провела исследование по методике Рябовой С.Р. «Мотивы учения»




Из данных диаграммы видно:
1. Снижение уровня внешней мотивации («Я хожу в школу только потому, что мама заставляет») – с 40% до 4%.
2. При первичной диагностике учебной мотивации («Мне нравится учиться») высокий уровень составляет 8%, результативность – 35%, что подтверждает результаты диагностики по методике Лускановой Н.Г.
3. Снижение уровня игровой мотивации («Я хожу в школу только для того, чтобы играть с друзьями» или связана с игровой формой деятельности) с 38% до 8%. 4. Позиционная мотивация («Хочу быть взрослым») показала стабильную динамику: 10%. 5. Положительная динамика социального мотива (Стремление занять определённое место в системе доступных ребёнку общественных отношений.). При первичной диагностике составляет 2%, результативность – 15%. 6. Очевидна возрастающая роль отметки: 20% - 60%.
Сформированность учебно-познавательного интереса младших школьников исследовалась по методике Г.Ю. Ксензовой.
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса
Критерии
учебно-познавательного интереса
Учебный год


2011-2012
(1 класс)
2012-2013
(2 класс)
2013-2014
(3 класс)
Динамика


Отсутствие интереса
15%
9%
0%
-15%

Реакция на новизну
52%
24%
2%
-50%

Любопытство
45%
30%
30%
-15%

Ситуативный учебный
интерес
10%
10%
8%
-2%

Устойчивый учебно-познавательный интерес
10%
30%
42%
+32%

Из данных таблицы видно, что отсутствие интереса к обучению наблюдалось у 15 % младших школьников, и к третьему году обучения у всех обучающихся сформировался учебно-познавательный интерес. Также отрицательную динамику показали следующие критерии: реакция на новизну(-50%), любопытство (-15%) , ситуативный учебный интерес (-2%). Критерий устойчивости учебно-познавательного интереса показал стабильный рост текущих показателей (+32%). Система диагностики выявила, что к концу третьего года обучения в начальной школе у подавляющего большинства младших школьников наблюдается рост уровня сформированности учебной мотивации.
Таким образом, полученные в ходе мониторингов результаты свидетельствуют о том, что выбранные автором опыта формы и методы работы за три года качественно изменили уровень мотивации учебной деятельности обучающихся, содействовали росту их успешности и социализации в обществе.



























Библиографический список

Аванесов В.С. Теория и методика педагогических измерений [Электронный ресурс] /В.С.Ованесов. - Режим доступа к изданию: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Бим-Бад Б.М. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кадневский В. Педагогическое тестирование. Чему нас учит зарубежный и отечественный опыт. / В. Кадневский // Журнал «Народное образование». - 2006. - №7.- с.131 – 136.
Кокаева И.Ю. Научно – исследовательская деятельность младших школьников на уроках природоведения/ И.Ю.Кокаева// Начальная школа. Плюс до и после. – 2003. -№7.- с. 3 -7.
Крылова О.Н. Тесты по обучению грамоте/О.Н.Крылова. – М.: Экзамен, 2009.
Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. /Г. Ю. Ксензова // Педагогическое общество России. - М. -1999.
Педагогика Ш. Амонашвили. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изданию: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Походина Е.Н. Использование тестовых заданий ИИП «КМ-Школа» в начальной школе [Электронный ресурс] /Е.Н.Походина. - Режим доступа к изданию: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. - М.: «Советская энциклопедия», 1984.
Рапоцевич Е.С. Новейший педагогический словарь /Е. С. Рапоцевич. – М.: Современная школа, 2010. – 228с.
Романенко О.В. Слова и звуки. Серия «Твои первые тесты» /О.В.Романенко. - Минск, «Современная школа», 2008.
Рябова С.Р. Родительские собрания / С.Р.Рябова.- М.: «ВАКО», 2008.
Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А. Плешакова. / Е.М.Тихомирова. - М.: Экзамен, 2010.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Е.Педагогическая технология: учебное пособие / Н. Е. Щуркова. - Москва: Педагогическое общество России,   2002.  - 223с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Электронная библиотека [Электронный ресурс] / Д.Б.Эльконин. - Режим доступа к изданию: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





































Приложения

1. Приложение №1 – Фрагмент урока окружающего мира во 2 классе по теме «Культурные и дикорастущие растения».

2. Приложение №2 – Интегрированный урок-путешествие по обучению грамоте в 1 классе «Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф, обозначающими согласные звуки [ф], [ф,]» с элементами окружающего мира «Путешествие в Африку. Флора и фауна».

3. Приложение №3 –Интегрированный урок-путешествие по обучению грамоте в 1 классе «Буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м,]» с элементами окружающего мира «Москва – столица нашей Родины».

Приложение № 4 – Урок здоровья в 3 классе «Обобщение знаний об имени прилагательном» с элементами окружающего мира «Чтобы путь был счастливым».

Приложение № 5 - Интегрированный урок-путешествие по русскому языку в 4 классе “Изменение имён существительных по падежам” с элементами окружающего мира «Поход Северского князя Игоря Святославича на половцев...».

Приложение №6 – Тестовое задание «Один из многих».
















Приложение №1
Фрагмент урока окружающего мира во 2 классе (УМК «Школа России»)
по теме: «Дикорастущие и культурные растения»
Цель: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений, раскрыть их значение для человека.
Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека; научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в текстах; делать выводы из изученного материала.
Ход урока
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения. (Кормят человека яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т. д. Одевают человека лен, хлопок. Лечат человека мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Из них делают мебель, строительные материалы, получают топливо и т. д.) Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.
- Приведите примеры таких растений. (Свекла, картофель, пшеница, лен.)
А какое бы название вы дали этой группе растений? (Ответы детей.)
- Есть растения, которые растут независимо от человека.
- Приведите примеры таких растений. (Ель, дуб, луговые травы, орешник)
А какое название вы бы дали этой группе растений? (Ответы детей.)
Прочитайте, как на самом деле называются эти группы растений, на с. 68 учебника. (Дикорастущие и культурные.)
Прочитайте задание внизу на с. 68. Обсудите его в парах.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Интегрированный тест
Вопрос №1: В каких цветах все растения выращены человеком?
- орех, капуста, земляника;
- свекла, пшеница, хлопок;
- картофель, мать-и-мачеха, смородина.
Вопрос №2: Какое дерево посадил гномик?
- ель;
- яблоня;
- берёза.
Вопрос№3: Оса сядет на цветок, который растёт только на клумбе. На какой цветок сядет оса?
- ромашка;
- подсолнух;
- георгин.
13EMBED PowerPoint.Template.121415 13EMBED PowerPoint.Template.121415 13EMBED PowerPoint.Template.121415

Вариант ответа:

Учитель по расположению цвета понимает правильность выполнения задания: вопрос №1 – жёлтый цветок, вопрос №2 – сиреневый, вопрос №3 – красный. После выполнения основного задания дети получают возможность дорисовать получившееся изображение до целостного рисунка. Вот что у них получается. Организовывается выставка.



Приложение №2

Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме:
«Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф, обозначающими
согласные звуки [ф], [ф,]» с элементами окружающего мира «Путешествие в Африку. Флора и фауна»
Цели:
формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения;
способствовать развитию фонематического слуха;
расширять словарный запас;
воспитывать потребность и способность внимательно вслушиваться в родной язык и понимать его; интерес к учебной деятельности, активность и самостоятельность в работе.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, паруса с буквами, карта материков, выписки из словаря на каждую парту, «фотоаппараты», изображения парусников для рефлексии.

Ход урока
Оргмомент
Актуализация знаний
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на большом корабле. А называется этот корабль . Ой, посмотрите, потерялась первая буква. Что же делать? Вот вам подсказка. С этой буквой вы познакомились на прошлом уроке. Это буква ф. Какие звуки обозначает эта буква? (уточнение месторасположения на ленте букв; выяснение, на что похожа буква, фонетическая зарядка). На доске: круги синего и зелёного цвета.


1. Чтобы отправиться в путешествие, нужно поднять паруса. Выберите нужные.
-Какая буква лишняя? (п, к, т, л, с) – обозначает звонкие звуки.
---------------------------- (в, д, о, г, ж) - обозначает гласный звук.
---------------------------- (у, о, э, ы, р) - обозначает согласный звук.
---------------------------- (я, ё, ю, е, а) - обозначает один звук.
---------------------------- (ф, р, м, ц, х) - обозначает парный согласный звук.
Теперь выбранные паруса нужно расставить в порядке возрастания. Посмотрите, какое слово получилось? ФЛОРА. Кто помнит, что это такое? А как называется животный мир? ФАУНА.
Так вот, ребята, мы не просто отправляемся в путешествие, мы будем настоящими исследователями – знакомиться с неизведанными тайнами природы.
Итак, отправляемся. Как вы думаете, что возьмём в дорогу? Если в названии предмета услышите звуки [ф], [ф,], то хлопните в ладоши. (учитель показывает предметные картинки, дети произносят слова: фотоаппарат, кофта, фонарик, телевизор, флаг, фрукты, игрушки)
Итак, в путь!
Физкультминутка «Буква Ф делает зарядку»
К доске выходит один ребёнок. У него на голове буква Ф, руки на поясе – это буква. Выполняет упражнения, не убирая руки с пояса. Дети повторяют.
Чтение слов и предложений с буквами Ф, ф.
Что такое материк,
Знает каждый ученик.
К карте мира подойдём,
Части суши назовём.
Как вы думаете, какой материк – цель нашего плавания? Укажет бабочка. (Африка) В начале, конце или середине слова мы слышим звук [ф]? (У доски 1 ученик собирает слово из рассыпанных букв, составляет схему слова)
Упражнение на развитие беглости чтения
Пока мы в пути, у нас есть немного времени, давайте не будем его «терять». А что значит «терять время»? Обсуждение: бездельничать. Помашите рукой, кто бездельник. Таких нет? Тогда за дело.
Нужно прочитать быстро (на слайде слова проплывают в режиме титров, учащиеся должны прочитать как можно больше слов): Федора, Фунтик, фея, Нуф-нуф, Фиона, дядя Фёдор)
Каких сказочных героев вы вспомнили?
Упражнение «фотограф» (зрительный диктант)
Дельфин, фрукты, Африка. Запись слов, деление на слоги, постановка ударения, подчёркивание гласных букв. Фронтальная проверка.
Ребята, а вот и берега Африки. Нас встречает её житель. Кто? Вы узнаете, если сумеете договорить чистоговорку. Я начну.
Аф-аф-аф – живет в Африке жираф. Запишите предложение.
Тест - игра «Найди улыбку солнышка»
А в гости к жирафу съехались многие животные, в названии которых есть буква ф: жираф, фламинго, гриф, гофер, филин, фосса, дельфин, дрофа, фазан, фахак.
13EMBED PowerPoint.Template.121415 13EMBED PowerPoint.Template.121415 13EMBED PowerPoint.Template.121415 13EMBED PowerPoint.Template.121415 13EMBED PowerPoint.Template.121415 13EMBED PowerPoint.Template.121415

Для знакомства с неизвестными обитателями животного мира обращаться к выпискам из толкового словарика – у каждого ребёнка на столе.

Флора
Фикус – тропическое вечнозелёное дерево с широкими овальными листьями.
Фасоль – бобовые растения с длинными узкими плодами.
Кофе – напиток из молотых зёрен кофейного дерева.
Шалфей – растение, которое применяется в медицине для лекарственных настоев.
Тимофеевка – луговой кормовой злак.
Финики – сладкие плоды финиковой пальмы.
Фисташки – орехи.
Фейхоа – эти плоды содержат много йода и очень полезны для организма.
Фауна
Фазан – крупная промысловая птица из отряда куриных.
Фламинго – южная водяная птица, находится под охраной.
Дрофа – крупная степная птица.
Жираф – африканское животное с очень длинной шеей и длинными ногами.
Фосса – животное, у которого мордочка похожа на кошачью, но тело вытянуто и короткие лапы.
Гофер – грызун, чуть поменьше нашего хомяка.
Фахак – рыба, похожая на шар, а её тело покрыто иголками.

Физкультминутка
А фазаны попросили: - Букву ф найди нам, филин!
Но, вздыхая тяжело, Филин прячется в дупло.
По классу развешаны несколько букв Ф, задача детей – найти их.
Чтение слов
Мы не зря насобирали 7 букв ф. Добавьте букву Ф в слова. Животные нас угощают всем тем, чем любят полакомиться сами.
-икус ко-е шал-ей тимо-еевка -иники -ейхоа -исташки
Прочитай те слова, в которых звуки [ф], [ф,] слышатся в средине слова, потом – в начале, затем в конце (их нет). Запомните 2 слова. (Учитель закрывает слова, дети печатают).
- И вот пришла пора возвращаться домой.
Итог урока. Рефлексия.
На рисунке (у каждого ребёнка) изображены три парусника. Один выше, другой посредине, третий ниже. Учитель предлагает ребятам нарисовать себя в одном из парусников в соответствии с тем, как они ощущали себя на уроке («Лесенка успеха»).
- Ребята, посмотрите животные с праздника буквы «Ф» передали нам угощение – это финики. Чтобы получить финик вам нужно вспомнить любое слово со звуками [ф], [ф,].
Приложение №3
Фрагмент интегрированного урока-путешествия по обучению грамоте в 1 классе:
«Буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м,]» с элементами окружающего мира «Москва – столица нашей Родины»
Цели:
познакомить с новыми буквами и звуками,
познакомить с достопримечательностями столицы нашей Родины;
формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения с ними;
закреплять умение правильно употреблять заглавную букву при написании имён собственных;
воспитывать потребность и способность внимательно вслушиваться в родной язык и понимать его.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, изображения голубей.

Ход урока
Игра «Найди улыбку солнышка»
Угадайте, куда мы приехали. Вам поможет отгадать бабочка.
Слайд 6. ЗООПАРК
Определение твёрдости и мягкости звуков [м], [м,].
На слайдах теста представлены животные, в названии которых нужно выделить звуки [м], [м,]: морж, лама, хамелеон, лемур, макака, фламинго, осьминог, змея, бегемот, медведи. (с 7 слайда)
О незнакомых животных учитель рассказывает.

13EMBED PowerPoint.Template.121415 13EMBED PowerPoint.Template.121415 13EMBED PowerPoint.Template.121415
Работа по развитию речи.
Расскажи о медведях, изменяя слова по образцу:
У медведя не нос, а носище!
не хвост, а ;
не лапы, а ;не глаза, а;
не когти, а
Самостоятельная работа.
Выполнение теста «Твёрдость и мягкость звуков». Учитель оценивает работу детей сразу, рисуя улыбку солнышка.



М

М




















Справился допустил не усвоил
1-2ошибки материал






Итог урока. Рефлексия.
У вас на столах берёзовые листочки. Если вам было интересно, если у вас всё получилось, то закрасьте свой листик жёлтым цветом (сейчас осень) и украсьте им нашу берёзку. Если вы испытывали затруднения при изучении новой буквы, то закрасьте свой листик коричневым цветом – цветом высохших листьев и наклейте его под берёзкой, будто он уже опал.

Приложение №4
Интегрированный урок здоровья в 3 классе
«Обобщение знаний об имени прилагательном»
с элементами окружающего мира «Чтобы путь был счастливым»
Цели:
- Систематизировать знания об основных грамматических признаках имен прилагательных;
- способствовать развитию умения правильно употреблять прилагательные в устной и письменной речи и обогащать словарный запас обучающихся;
- создать условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры;
- формировать у детей навыки безопасного поведения на скользкой дороге, воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, пустые предупреждающие знаки.

Ход урока
Оргмомент
Орфографическая разминка
- Прочитайте слова: безопасность, вьюга, лёд, скользкий, дорога.
Эти слова помогут нам перейти дорогу. Посмотрите на нашу необычную зебру и замените названия орфограмм соответствующими словами.
Слово с приставкой - БЕЗОПАСНОСТЬ (Докажите, разберите слово по составу). Словарное слово - НА ДОРОГЕ. Парная согласная в середине слова СКОЛЬЗКОЙ (обратить внимание детей, что в уже выбранном слове «безопасность» так же присутствует данная орфограмма).
«Что такое?» - скажите вы. На дворе весна, капель, а здесь скользкая дорога? Да, и не случайно. Вспомните народные приметы о марте и апреле, которые вы находили для урока чтения.
Март неверен: то плачет, то смеется.
Иногда и апрель морозами хвалится.
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
- О чём нам говорят эти приметы?
- Погода коварна и переменчива. Вечером тёплый дождик, а ночью мороз и. гололёд. Тонкая и почти незаметная корочка льда ещё опаснее, чем лютой зимой.
Сообщение темы и постановка целей урока
- На доске дорожные знаки. Что мы можем сказать о них? (рис. 1)
- Это предупреждающие знаки.
- А конкретно, что они означают?
- Не знаем, они пустые.
- Значит, наша задача, наполнить эти знаки предупреждениями, связанными с темой, которую мы с вами сформулировали. А помогут нам в этом знания правил русского языка об имени прилагательном и его грамматических признаках. (У каждого обучающегося по 4 пустых предупреждающих знака, на которых в ходе урока они будут записывать предупреждения.)
Закрепление знаний и способов действий
Предупреждение 1
Выбрать имя прилагательное для первого предупреждающего знака нам поможет стихотворение. Прочитайте.
На дороге гололед.
Стоп! Внимание, народ!
Дорогие пешеходы,
Осторожно ставьте ноги!
А особенно опасно,
Если рядом ездит транспорт.

Мчащийся автомобиль
Не может быстро тормозить.
На льду колеса непослушны!
Об этом знать и помнить нужно!
Внимательность и осторожность
Не позволят нам совершить
оплошность!

- Что происходит с автомобилем на скользкой дороге? Почему?
- Увеличивается тормозной путь автомобиля.
- Вот вам и первое предупреждение. Поэтому безопасное расстояние при переходе дороги надо увеличивать. Запишите это словосочетание на своих знаках. Назовите прилагательное. Просклоняйте его.
Итак, по какому грамматическому признаку изменяются имена прилагательные? (По падежам)
На доске макет светофора. На красном цвете появляется слово «падеж».
Предупреждение 2
На доске: забава занос забота
- Выберите слово с приставкой за-. Докажите.
-Что означает это слово? У вас на партах выписки из словаря. Прочитайте.
В словаре Ушакова:
ЗАНО
·С - насыпь, сугроб, образованные бурей, вьюгой, ураганом и преграждающие путь. Снежные заносы. Поезд опоздал на целые сутки по случаю заноса.
В словаре автолюбителя:
ЗАНО
·С - потеря сцепления колес автомобиля с дорогой с возможным разворотом машины.
Предупреждение 3
- Составьте предложение из этих слов: светится, на, пешехода, у, фликер, одежде.
- На одежде пешехода светится .. (что?) фликер.
- Найдите основу предложения. Дайте предложению характеристику. Почему оно распространённое? Назовите второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое и отвечает на вопрос «когда»?
- Нет такого второстепенного члена предложения.
- А если я попрошу вас распространить это предложение, какое слово вы добавите: «Когда же светится фликер?»
- Вечером, в ненастную погоду.
- Почему?
- Плохая видимость.
Молодцы, вот мы и нашли ещё одно предупреждение. Очень часто случаются зрительные обманы: неподвижный предмет можно принять за движущийся, и наоборот. Поэтому в сумерках и темноте, в туман, в снегопад, сильный дождь необходимо быть особенно внимательными. Переходить проезжую часть можно только после того, как убедитесь в безопасности перехода, в отсутствии приближающегося транспорта.
- Фликер вам не напоминает какое-то насекомое?
- Светлячка.
- Верно. Фликеры даже называют светлячками – спасателями.
Каждый знает пешеход-
Фликер точно жизнь спасёт!
- Итак, фликер - это светоотражающая полоса. Что это за слово? (сложное). На доске: светоотражающ____ светоотражающ____
- Почему слова записаны два раза? Мы можем дописать окончания?
- Нет, так как не знаем, с каким именем существительным связаны данные имена прилагательные.
- У меня два существительных: полоса и полосы.
Дети дописывают окончания прилагательных.
- Да, действительно, окончания разные. Какой же ещё грамматический признак имени прилагательного мы поместим на наш светофор?
- Имена прилагательные изменяются по числам.
На жёлтом цвете светофора появляется слово «число».
Музыкальная физкультминутка
Дети выполняют движения под музыку песни «Зимняя история» (последний куплет)
Если стоит непогода
Метели, дожди, туман,
Может любого поймать природа в свой капкан.
Остановить машину сразу
В миг, конечно, нельзя!
Помните это! Помните это! Помните это, друзья!
- Какие здесь главные слова?
Предупреждение 4
- Чтобы обнаружить следующее предупреждение, нам нужно перейти дорогу. Перед вами два корня: -бег- и –ход-. Лексическое значение какого из этих корней подходит для описания действия человека, пересекающего проезжую часть?
- Конечно, -ход-!
- Верно! В оттепель на улице появляются коварные лужи, под которыми скрывается лед. Дорога становится очень скользкой! Чтобы не упасть на скользкой дороге, ни в коем случае нельзя бежать через проезжую часть. Можно поскользнуться и упасть прямо под колеса автомобиля. Ни в коем случае не бежать через проезжую часть, даже на переходе! Переходить только шагом и быть внимательным.
- на дорогах нашего города используются светофоры с секундами. Они разные. Кто знает, сколько секунд отводится пешеходу, чтобы перейти дорогу около нашей школы?
- Двадцать секунд.
- Это много или мало? Сейчас мы посмотрим. На экране вы видите такой светофор. На выполнение задания нам отпущено 20 секунд. Посмотрим, кто справится.
Задание:
Подбери к именам существительным соответствующие прилагательные, допиши окончания прилагательных.
пеш_ход вечерн ее
к_лесо осторожный
доро_ка непослушн ое
время пешеходная
- Справились? Кто выполнил всё задание? От чего зависит, какое окончание вставить?
- От рода имени существительного.
- Верно.
- Ребята, если вы подошли к дороге, посмотрите, сколько секунд осталось вам, чтобы перейти дорогу. Успеете? Может быть лучше подождать следующего зелёного сигнала?
- Посмотрите на светофор. На зелёном цвете появилось слово «род». Назовите грамматические признаки имени прилагательного. Как вы думаете, случайно ли «падеж» оказался на красном сигнале светофора? Наверное, это самый «опасный» признак. Будьте внимательны. Этот светофор поможет вам научиться выполнять морфологический разбор прилагательного.
Тест.
Учитель предлагает тест с автоматическим выставлением оценки.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, посмотрите, какие предупреждения мы с вами составили для себя. У нас получилась книжка - пямятка с перечнем опасных явлений: «тормозной путь», «занос», «плохая видимость», «бег». А на доске осталось слово «забота». И не случайно. Как вы думаете, о чём мы с вами должны позаботиться? Прочитайте предложение.
Пешеход, позаботься о своей безопасности!
- Какое это предложение по цели высказывания?
- По цели высказывания это предложение побудительное.
- Что содержит побудительное предложение?
- Побудительное предложение содержит совет, просьбу, приказ.
- Так и я, ребята, прошу вас: «Позаботьтесь о своей безопасности!» Советую вам как мама «Позаботьтесь о своей безопасности!»

Приложение №5

Интегрированный урок-исследование
по русскому языку в 4 классе с элементами окружающего мира
« О походе Северского князя Игоря Святославича на половцев»
Тема: “Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы”
Цели:
закрепление умений различать падежи существительных по совокупности их признаков;
развитие умения употреблять существительные в нужном падеже для связи слов в предложении;
создание условий для развития орфографической зоркости; продолжение работы над структурой предложения;
воспитание чувства любви к своей Родине и единства со своим народом.
Оборудование: слайды презентации “Путешествие в прошлое”, листы с текстом отрывка из произведения “Слово о полку Игореве”, тест, индивидуальные карточки для сильных детей, рисунок для игры.
Ход урока.
1. Оргмомент
На доске рисунок:
Давайте поиграем в игру [1]. Участниками в ней будете вы, два весёлых человечка и части слов. Во-первых, корень -ш-, который обозначает движение. Во-вторых, суффикс глаголов прошедшего времени (-л-). В-третьих, окончание -и-. Какое слово вы получили? А в-четвёртых, в игре будут участвовать различные приставки, которые вы вспомните сами. Итак, ваша задача в игре - описать действия весёлых человечков, образуя однокоренные слова со словом “шли”, используя приставки.
вышли пошли перешли подошли обошли пришли вошли (в дом)
Это не простой домик. Он находится на границе времён. Мы отправляемся в путешествие во времени, а точнее в прошлое, в 12 век. Нашим экскурсоводом во времени будет маленький мамонтёнок. (Слайд 2)
2. Минутка чистописания (Слайд 3)
Посмотрите на карту России 12 века. Почему княжества окрашены в разные цвета? О чём было забыто на Русской земле после смерти Владимира Мономаха? Почему?
Е е е ЕЕ
Единство
Подберите однокоренные слова. В каких из них есть безударная гласная в корне? В чём особенность последнего слова? (2 приставки)
единство единство
единый единства
соединить единству
присоединить единство
единством
о единстве (Слайд 4)
Являются ли слова второго столбика однокоренными? Докажите. (Это форма одного слова, выделяем окончание и основу.)
3. Постановка целей урока
Ребята, а какое литературное произведение рассказывает нам о походе русского князя против половцев? (“Слово о полку Игореве”) Кто его автор? (Его имя утеряно в веках)
Сегодня на уроке мы будем путешественниками-исследователями и исследуем отрывки из текста данного произведения на наличие в нём слов с различными орфограммами и будем отрабатывать умение определять падежи существительных.
Итак: “Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать,
Про деянья князя удалого”.
4. Письмо по памяти (подчёркнутые строки - Слайд 5)
Прочтите строки из стихотворения И.С.Никитина “Русь”:
Уж и есть за что, Стать за честь твою
Русь могучая, Против недруга,
Полюбить тебя, За тебя в нужде
Назвать матерью. Сложить голову.
Для чего Игорь повёл своё ополчение против половцев?
(определить падеж существительных)
5. Орфографическая разминка (Слайд 6)
а) Упражнение “Словесный мяч”.
Какая орфограмма пропущена в данных словах?
(У обучающихся на партах лежит текст, с которым идёт работа на уроке.)
Отрывок из произведения “Слово о полку Игореве”
в переложении Н. Заболоцкого
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Что б старинной речью расск...зать
Про д...янья князя уд...лого?
---------------------------------------------
Мы же по иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира кн...женья
Доведём до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой,
Ратным духом сердце по...стрил
И повёл полки р...дного края,
Половецким землям угр...жая.
Но, взглянув на солнце в этот день,
Под...вился Игорь на св...тило:
Середь бела дня ночная тень
Оп...лченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина,
Князь промолвил:”Братья и дружина!
Лучше быть убиту от м...чей,
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, не лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!”
----------------------------------------------
“Копиё хочу я прел...мить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!”


расск...зать -сказ угр...жая-угроза
д...янья -дело уд...лого-удал (Мал да удал. - посл.)
кн...женья-князь под...вился-диво
по...стрил-острый св...тило-свет
р...дного-Родина оп...лченья -полк
от м...чей-меч прел...мить-ломит
Назовите проверочные слова (устно).
Запишите: 1 вариант- с безударной гласной О;
2 вариант- с безударной гласной Е.
Какие слова записали?
У доски работал ученик (2 варианта): деянье светило меч
б) Упражнение “Третий лишний”
Какое слово лишнее? (Слайд 7)
-деянье, т. к. с разделительным мягким знаком;
-меч-сущ. м.р., состоит только из корня;
-светило- ?
в) сопоставление существительных в Им.п. и В.п.
Найдите в тексте предложение с данным словом (“Подивился Игорь на светило...”)
Сравните: “Солнце светило весь день”.
В каком значении употреблены слова? Какой частью речи являются? Определите падеж существительных. Что вы можете сказать об этих падежах?
6. Работа по теме урока.
(Задания, направленные на достижение обучающих целей на уроке, сочетаются с творческими заданиями)
“Что же случилось с войском Игоря?
...Бились день, бились другой. А на третий, когда солнце стояло в зените, пали стяги Игоревы...” (Слайд 8)
Составьте предложение, поставив существительные в нужном падеже:
”Никнет (жалость) (поле) трава (тоска) склонились (земля) дерева”.
Каким по структуре будет наше предложение? (сложным). О чём говорится в 1 и 2 частях? Задайте вопросы и измените существительные, используя предлоги.
“Никн...т от жалост... в пол... трава, с тоскою склонились к земле дерева”.
Вставьте пропущенные орфограммы. Объясните написание.
(схема, падежи)
“Тем временем весть о поражении войска достигла Путивля, дошла до Ярославны. Услышав злую весть, она взошла на городскую стену, стала оплакивать погибших и горевала о том, что не может быть вместе с мужем”. (Слайд 9)
Закончите предложение, поставив существительные в Д.п. Какие предлоги мы можем использовать? (к, по)
Ярославна обращается ветер Днепр солнце
“Ярославна обращается к ветру, к Днепру, к солнцу”. - схема.
“Только ли Ярославна печалилась?” (Слайд 10)
После _________ широкая ______ течёт по Руси.
Вставьте подходящие по смыслу слова.
После поражения широкая печаль течёт по Руси.
(синтаксический разбор, схема)
Для выполнения этого задания сильными учащимися дано индивидуальное предложение: “Игорь действовал с отвагой, но он не отказался от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого не знала ещё Русская земля”.

[ _____ ======], но [_______ =======], и [ _______=======] , [====== ________ ].
7. Тест “Проверь себя” (Слайд 11)
Перед ребятами карточки с тестом.
Задание: определить падеж имён существительных.
Как нужно действовать, чтобы определить падеж имён существительных?
Фронтальная проверка.

И.п.
Р.п.
В.п.

князя




со времён




повесть




по замышленью




разум




сил




мужество




сердце




на солнце




судьбина




тень




от мечей




шеломом




копиё




8. Викторина “Русские полководцы” (Слайд 12)
Ребята, чтобы вернуться в наше время, мы должны сообщить код времени. Для этого нужно выполнить задание викторины: соотнести портрет известного полководца с номером соответствующей битвы.
9. Итог урока. (Слайд13)
Был ли поход Игоря бесполезен?
Он показал, что “один в поле не воин”, мы сильны только ...
Прочтите слово, с которым мы работали на минутке чистописания. Какой смысл заключён в этом слове?
Ребята, найдите в тексте слова, которыми можно заменить слово “ИНАКОМЫСЛИЕ” (иное замышленье). Подберите антоним к данному
слову, используя корень -един-: ЕДИНОМЫСЛИЕ. Что это за слова? (Сложные слова) Разберите их по составу, обозначьте орфограмму.
Ребята, какие народы своими предками считают восточных славян? (Россия, Украина, Белоруссия). На территории собора апостолов Петра и Павла в посёлке Прохоровка, на трёх стенах небольшой колокольни, соединяются три святых лика. Эта колокольня является символом единства наших стран.
Итак, наше путешествие подошло к концу. (Слайд 14)
Мамонтёнок прощается с вами, но прежде хочет у вас спросить:
Вам понравилось путешествие ?

Приложение №6

Тестовое задание «Один из многих»

Работа с источниками информации «Логические задачи»
Дети работают в парах.
Учитель предлагает фотографии животных (в данном случае Африки). Каждому животному соответствует определённый цвет.





















Далее учитель предлагает учащимся по заданной характеристике угадать животного, если же оно неизвестно, можно посмотреть информационный лист и по полученным сведениям определить животное.
Правильный ответ обучающиеся вносят в специальный бланк с рисунками для штриховки. Такой бланк выдаётся один на двух обучающихся. Прежде чем выбрать правильный ответ, они должны посовещаться, сопоставить полученную информацию, согласовать.
Задача 1.
Это животное получает из пищи такие же питательные вещества, какие содержатся и в моркови. (Фламинго, определяем по цвету)
Задача 2.
Самое крупное хищное млекопитающее острова Мадагаскар. Длительное время причислялось к семейству кошачьих. Часто нападает на лемуров, которых может преследовать по деревьям. (Фосса, не лев, потому что он не лазит по деревьям)
Задача 3.
Водное животное, которое может издавать шипящие звуки. (Фахак, или рыба– шар).
Задача 4.
Животное с полосатым животиком. (Фахак, или рыба – шар, так как у зебры животик белый).
Задача 4.
Животное, которое дало название известному фразеологизму. (Крокодил – «крокодиловы слёзы).
Задача 5.
Самое толстокожее животное. (Нильский бегемот, но не слон)
Задача 6.
Животное, которое живёт в холодном климате. (Нет, на фото представлен Африканский пингвин)
Задача 6.
Животное, у которого окраска помогает защититься от смертоносного насекомого. (Зебра)
Задача 7.
Научное название этого животного соединяет верблюда и леопарда. Подходя к реке, растопыривает ноги.
Дополнительный вопрос: животное, с которым вы не были знакомы, но о котором хотели бы больше узнать.
Бланк ответов:

____________________________________________

Информационный лист (образец)
Фламинго. Птица. «Фламинго» (от латинского слова flamma «огонь»). Розовая окраска фламинго дана им не с рождения, а происходит от употребляемых в пищу маленьких красных рачков или водорослей, в которых содержится каротиноид. По существу это тот же каротин, что отвечает за окраску моркови. Краситель этот нестойкий, поэтому выпавшие перья со временем выцветают. И все украшения и поделки, сделанные из них, нужно подкрашивать.













Огиенко Елена Владимировна


13PAGE 15


13PAGE 142015






13EMBED Excel.Chart.8 \s1415

А вот у медвежонка не нос, а носик.
не хвост, а ;
не лапы, а ;
не глаза, а;
не когти, а


12 век