«Социализация обучающихся с интеллектуальной недостаточностью: проблемы и пути решения» (материалы статьи)


«Социализация обучающихся с интеллектуальной недостаточностью: проблемы и пути решения»
Зинина Н.Ю.,
учитель ОГКОУШ № 23,
город Ульяновск
Процесс внедрения ФГОС НОО требует более пристального внимания к вопросу сотрудничества школы с семьёй обучающегося.
Поэтому в коррекционной школе одним из основных направлений деятельности является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.
От умения педагога наладить доверительные отношения с родителями учащихся зависит успех коррекционно - образовательного процесса, а в дальнейшем и процесса социализации уже выпускника школы.
Пока ребёнок обучается в школе, вся коррекционная и учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и реабилитационных мероприятий. Эти мероприятия направлены на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей интеграции в общество, а также на развитие и формирование их личности в целом.После окончания школы выпускники и их родители, также как и все, но уже без постоянной помощи и контроля со стороны педагогов, становятся участникам общественно-политической, социальной, бытовой сферы жизнедеятельности человечества. От умения давать правильную оценку происходящему событию и активно и адекватно принимать участие в этом событии зависит жизненная позиция выпускника коррекционной школы и определяется его место в обществе. Решение этой проблемы затрудняют особенности физического и психического здоровья выпускника коррекционной школы и еще более усложняют процесс вхождения в социум. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы научить родителей конструктивному взаимодействию со своим ребёнком в процессе совместной деятельности, основанному на эмоциональной сдержанности и веры в возможности ребенка, с целью поиска путей создания специального реабилитационного пространства для дальнейшего оптимального развития и социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения этой задачи в нашей школе проводятся мероприятия в форме круглых столов для родителей, родительских собраний, консультаций, бесед, открытых уроков и других мероприятий, направленных на психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее распространёнными и востребованными являются совместные уроки-консультации, где на занятии рядом со своими детьми за одной партой находятся их родители и все задания они выполняют совместно, но под управлением педагога. По окончании такого занятия родители могут получить у педагога развёрнутую консультацию, рекомендации и поделиться с другими родителями своим опытом общения с ребёнком вне стен школы.
Во время этих мероприятий родители знакомятся с разнообразием развивающей, обучающей и реабилитационной деятельности и отрабатывают полученные знания во время совместных уроков, что в дальнейшем поможет им в процессе социализации своего ребёнка.
Такие уроки – консультации побуждают родителей к потребности совместного времяпровождения и развития способностей своих детей, к переосмыслению жизненных ценностей, что благоприятно скажется после того как их ребёнок закончит школу.
Ещё один вид совместной деятельности, который я также активно использую в своей работе – это совместный проект. Мною были реализованы такие проекты как «Профессия моих родителей», «Мой город», «Герои Великой Отечественной войны».
Во время работы над проектами вырабатывается определенная модель построения взаимоотношений с детьми, а также происходит обучение родителей различным навыкам межличностного общения.
Таким образом, педагоги нашей школы готовят не только школьников, но и их родителей для того, чтобы семья выпускника и сам выпускник безболезненно смогли интегрироваться из школьной среды в социум. Знания, умения, навыки и способы получения информации, необходимой для активной и адекватной жизнедеятельности, помогают родителям выпускника максимально быстро помочь своему ребёнку адаптироваться в современном обществе.