Реферат. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,
ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
МОУ Гимназия № 4
РЕФЕРАТ
Курс профессиональной переподготовки «Олигофренопедагогика»
Дисциплина «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»
Выполнила:
Викторова Елена Станиславовна
педагог-психолог
М.О. г.Подольск МОУ гимназия № 4
Форма обучения дистанционная
Научный руководитель:
доцент, зав. каф. теории и
методики дошкольного образования
ФГБОУ ВПО «Новосибирский
государственный педагогический
университет»,
Н.А.Кузь Новосибирск 2016г
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Системы специального образования для тяжело умственно отсталых детей в зарубежных странах.
В Англии дети с тяжелой умственной отсталостью включены в систему специального образования с 1970г. Существуют специальные школы, классы, тренировочные центры.
В Германии обучение таких детей осуществляются в реабилитационно-педагогических учреждениях нескольких типов: специальные школы, дневные центры, дома с длительным пребыванием.
В США для детей с тяжелой умственной отсталостью созданы специальные школы, центры развития и частные школы. Эти учреждения работают по типу школ с продленным днем.
В Швеции дети с тяжелой умственной отсталостью посещают специальные школы, реабилитационные центры, дневные центры кратковременного пребывания.
В Нидерландах обучение осуществляется в отдельных школах или в классах для таких детей.
В Венгрии и Польше осуществляется в отдельных школах или в классах для таких детей.
В Японии дети с тяжелой умственной отсталостью обучаются в специальных школах и в дневных реабилитационных центрах.
Содержание и практическая направленность работы в специальных учреждений зарубежных стран.
Практическая направленность в Англии состоит в выработке у детей социальных форм поведения (пользоваться переходами и разными видами транспорта). Подростки в возрасте 18лет идут в центр профессиональной подготовки. Существует система «покровительственных мастерских.
В Германии организованы и действуют лечебно-трудовые мастерские. Инвалиды получают заработок, премии и поощрения.
В США дети с тяжелой умственной отсталостью, согласно закону, обеспечены рабочими местами. Так они, трудятся посыльными, садовниками, мойщиками машин.
В Швеции в одних случаях умственно отсталые с помощью социальных работников усваивают социально-бытовые навыки, проживая в общежитиях, в других – находясь в сельских общинах, они занимаются доступными видами сельскохозяйственного труда.
В Венгрии и Польше главное, это подготовка к производительному труду. Подростки могут быть направлены на отдельные производства, где для них имеются охранительные рабочие места.
В Японии тоже существует система «включения в общих поток»
3.Работа учреждений с родителями детей-инвалидов.
Связь между специалистами-дефектологами и родителями осуществляется социальными педагогами.
Во многих странах для обучения детей от 0 до 3 лет разработаны программы, направленные на коррекцию психофизического развития, которыми занимаются родители ребенка (программа раннего вмешательства).
Родители получают конкретные рекомендации на различных курсах, посещая консультации. В помощь семье издается специальная литература.
4.Система учреждений для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в России.
В России до 1990-х годов дети этой категории являлись воспитанниками домов-интернатов. Дети живут там на полном обеспечении с 4 до 18 лет. Коррекционно-воспитательная система в этих домах-интернатах включает в себя этапы:
- на первом этапе выработка санитарно-гигиенических навыков у детей от 4 до 8 лет, также развить моторику, предметно-практическую и игровую деятельность;
- на втором этапе у воспитанников (с 8 до 16 лет) закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены, прививают хозяйственно-бытовые и социальные навыки;
- на третьем этапе ставится задача социализации и трудовой адаптации воспитанников (16-18 лет)
В 1995 году согласно положению № 288, в школах ˅ӀӀӀ вида открываются классы для детей с тяжелой умственной отсталостью. Сроки обучения определяются индивидуально, но составляют не более 10 лет.
В Ӏ - Ӏ˅ классах формирование знаний об окружающем мире сочетается с развитием речи, обучения грамоте, счету, а также с привитие навыков самообслуживания.
В ˅ - Ӏ× классах продолжается обучение общеобразовательным наукам и начинается трудовая подготовка учащихся.
Продолжительность урока в подготовительном классе 30-35 минут, в Ӏ классе – 35-40 минут, ӀӀ-Ӏ× и × классах – 45 минут. В зависимости от условий образовательного учреждения после девяти лет обучения возможно форсирование × класса.
Дополнительные и индивидуальные групповые занятия проводятся как в первой так и во второй половине дня.
5. Усиление внимания нашего государства к проблеме помощи детям данной категории.
Создание реабилитационных центров, работающих как в системе учреждении Минтруда, так и Минобразования. В этих учреждениях классы по 8-10 человек, с которыми занимаются педагоги-дефектологи. В центрах имеется логопедический кабинет, класс социальной адаптации, методологический кабинет, мастерские по трудовому обучению. Кабинет ЛФК.
Таким образом наблюдается положительная тенденция отхода от содержания детей в больших домах-интернатах и организация реабилитационных центров с небольшим числом воспитанников.
Открываются центры ранней коррекционной помощи, с методологическими разработками.
Открываются специальные классы в школах для детей с умственной отсталостью, их преимущество в том, что ребенок живет в семье и воспитывается в нормальных средовых условиях.
Разрабатываются инновационные программы обучения таких детей.
Ставится задача непрерывности процесса социализации.
6. Роль общественных организаций, родителей в организации воспитания и обучения детей-инвалидов.
На базе подмосковного санатория «Кратово» организована летняя «Школа матерей детей-инвалидов».
Во многих регионах созданы общественные организации, ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями (Ассоциация родителей детей с синдромом Дауна).
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЯЖЕЛО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.
1.Особеннсоти познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с тяжёлой умственной отсталостью
Внимание тяжело умственно отсталых детей всегда в той или иной степени нарушено: малоустойчиво, дети легко отвлекаются, трудно сосредоточится.
Память. Логическая и механическая находится на низком уровне.
Мышление. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и трудности обобщения и установления различий, фрагментация.
При овладении чтения возникают трудности в понимании текста, дети не могут обобщить прочитанное.
При овладении математикой трудности при счете, отвлеченный счет их не доступен. При решении задач дети с трудом удерживают в памяти условия задачи, не могут установить нужных смысловых связей и соскальзывают на выполнение отдельных арифметических действий.
Основные трудности в решении задач:
Слабое принятие задачи, обусловленное недостаточно сильной мотивацией, уход от задачи, психическая пассивность.
Отсутствие ориентировки в задаче, т.е. понимания связей между ее звеньями.
Неспособность к «осмысленной» организации своей деятельности по выполнении задачи, т.е. последовательному переходу от одного действия к другому, осуществлению связи между действиями.
Эмоции. Относительная сохранность. Чувствительность к оценке. При порицании возникает обида, негативизм. В эмоциях отсутствует многообразие и дифференциальность. Детям свойственны косность и тугоподвижность эмоциональных процессов.
Психолого-педагогическая характеристика с синдромом Дауна.
Бедный активный словарь. При пересказе текста употребляют в 2 раза меньше существительных и глаголов и в 1,5 раза меньше предлогов, чем другие дети с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
В речевой коммуникации на низком уровне находится диалогическое единство. Они не могут поддержать беседу.
Эмоции более сохранны, чем интеллект. Но эмоциональные реакции слабы, и по глубине не соответствуют причине их вызвавшей.
Особенность тяжело умственно отсталых детей с страдающих фенилкетонурией.
Заболевание поражающее в первую очередь нервную систему. Главным симптомом болезни является слабоумие, идиотия (65%), выраженная умственная отсталость (31%).
Речь поздно появляется и имеет грубое недоразвитие. У 2/3 детей экспрессивная речь даже в школьном возрасте отсутствует. Нарушено звукопроизношение, отмечаются дизартрические расстройства, заикание. Понимание речи лучше, чем сама речь.
Выраженная истощаемость ЦНС, они не выносят длительного напряжения. Страдают память и внимание. Понятия и навыки, которые формируются на основе пространственных представлений – понятия количества, навыки счета, конструктивной деятельности – дается с большим трудом. Наибольшие трудности при обучении счету, написанию букв, расположению их на линейке, а также рисовании и конструировании.
Нередки расстройства поведения, импульсивные поступки, расстройства настроения.
Особенность тяжело умственно отсталых детей с страдающих ДЦП.
Количество среди тяжело умственно отсталых от 15 до 20%. Наряду с умственной отсталостью отмечается дизартрия и в значительной степени более глубокое общее недоразвитие речи, обусловленное затруднением двигательного праксиса. Сочетание дефектов дает картину глубокой умственной отсталости, однако именно дети с ДЦП при всесторонней коррекции дают существенное продвижение .ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИЕ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
1.Л.С. Выготского о обучении и воспитании детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.
Выготский Л.С. подчеркивал важность разработки для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта адекватной системы коррекционного обучения и воспитания, трудовой подготовки и использовании их труда в специальных цехах и мастерских.
В своей предисловии к книге Е.К. Грачевой «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка», вышедшей в 1932 г., он писал: «Основной вопрос, который встает перед нами, когда мы говорим о воспитании глубоко отсталого ребенка, заключается в следующем: имеет ли смысл затрачивать такие колоссальные усилия на обучение и воспитание глубоко отсталого ребенка и особенно идиота, если результаты, этих усилий оказываются по сравнению с результатами, достигнутыми нормальным ребенком, такими ничтожными? Диспропорция между усилиями и результатами работы уже не раз внушала самые пессимистические выводы многим исследователям. Этот взгляд и теоретически и практически неправильный и центральное значение книги Е.К. Грачевой мы видим прежде всего в том, что она красноречивым языком фактов, тщательно подбираемых в течение почти полувека, опровергает эту пессимистическую минималистическую теорию и выдвигает идею педагогического оптимизма по отношению к глубоко отсталым детям. Воспитание нужно отсталому ребенку больше, чем нормальному, - вот основная идея всей современной педагогики».
Л.С. Выготский также пишет: «Глубоко отсталый ребенок как раз и продвигается в своем развитии под влиянием воспитания на тот самый отрезок пути, который нормальный ребенок проходит в первые, фундаментально важные годы жизни. С помощью воспитания глубоко отсталый ребенок проходит процесс становления человека».
2. Цель коррекционно-воспитательной работы с данной категорией детей.
Цель коррекционно-воспитательной с тяжело умственно отсталыми детьми – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую среду. Необходимо развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполняя работу в быту, жить по возможности в семье и находиться в трудовом коллективе.
3.Основные задачи работы с такими детьми.
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.
2. Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Эмоциональное и коммуникативное развитие детей.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация детей и подростков. Интеграция этих лиц в общество.
4.Условия необходимые для развития детей с тяжелым интеллектуальным нарушениям.
1. Условие. Как можно более раннее начало коррекционной работы.
2. Условие. Благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьей.
3. Условие. Применение адекватных программ и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям этих детей и целям их воспитания.
5.Каковы возможности социальной адаптации детей и подростков с тяжелым нарушением интеллекта и их интеграции в общество?
Социальная адаптация дает детям знания и представления о различных учреждениях, обеспечивающих быт людей (магазин, транспорт), и возможность научиться практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться их услугами.
Социальная адаптация позволяет включить детей в социокультурное пространство здоровых людей.
Возможности социальной интеграции зависит также от толерантности общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья.