Профессиональные пробы как форма организации внеурочной работы по предметам естественно-математического цикла.


Профессиональные пробы как форма организации внеурочной работы по предметам естественно-математического цикла
В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания, форм и методов профессиональной ориентации обучающихся.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в районе, регионе и в целом по стране.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент обучающихся от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно жить, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя; свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными качествами. Тогда выбор профессии будет верным и удачным.
Основная цель профориентационной работы в современной школе - это создание социально-педагогического и психологического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой.
Одной из активных форм организации профориентационной работы в школе являются профессиональные пробы.
Профессиональная проба — это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии[3].
Цель профессиональных проб – формирование опыта профессиональной деятельности с помощью специально организованной, профессионально направленной, учебно-трудовой, познавательной деятельности[2].
Основные задачи профессиональных проб:
Сформировать знания об особенностях профессиональной деятельности (содержание, профессионально важные качества, способы получения профессии);
Способствовать формированиюдопрофессиональных знаний, умений и навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности;
Оказать обучающимся помощь в профессиональном самоопределении;
Развить интерес к конкретной профессиональной деятельности;
Воспитать готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Обучающиеся, приступающие к профессиональным пробам, имеют возможность в течение учебного года ознакомиться со спецификой профессиональной деятельности по нескольким профессиональным сферам. В ходе выполнения профессиональной пробы школьники соотносят свои интересы и индивидуальные особенности стребованиями интересующей профессии, сознательно выбирают направление профессиональной деятельности[4].
Организация профессиональных проб может осуществляться по нескольким вариантам. Рассмотрим наиболее приемлемый. Предусматривается прохождение профессиональных проб в 9-х, 10-х и 11-х классах, по выбору учащихся, без предварительной диагностики по выявлению профессиональных предпочтений. В этом случае школьники заполняют зачетную книжку и получают сертификат о прохождении профессиональных проб. Данный вариант может быть использован как индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся. Накопленные материалы сохраняются в портфеле достижений ученика.
Структура профессиональных проб позволяет гармонично встраивать их в учебный процесс, попутно формируя у обучающегося заинтересованность в личном развитии, мотивацию к самоопределению, стремление к достижению успехов, в том числе и в учебе.
Проектирование профессиональной пробы осуществляется учителем для качественной профориентационной работы с учащимися. В связи с этим, учитель, организуя профессиональные пробы, должен:
сообщить школьникам базовые сведения о конкретных особенностях профессиональной деятельности;
моделировать основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
определить уровень готовности обучающихся к выполнению проб;
обеспечить условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Проектируя профессиональную пробу, необходимо учитывать следующие её особенности:
во – первых, каждая проба должна быть диагностической, т.е. в ходе её выполнения на каждом из её этапов должна осуществляться диагностика общих и специальных профессионально важных качеств;
во-вторых, процесс выполнения профессиональной пробы должен быть направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сфере, их включающей;
в-третьих, проба должна иметь развивающий характер. Это означает, что содержание пробы должно быть направлено на развитие интересов, склонностей, способностей, качеств личности школьника, что достигается за счет постепенного усложнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьника к её выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.
И, что самое важное, профессиональная проба должна выступать как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии и интегрировать знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности. Заметим, что формирование профессиональных знаний, умений и навыков в процессе выполнения профессиональной пробы играет не доминирующую, а вспомогательную роль и служит средством диагностики индивидуальных качеств обучающихся, инструментом к познанию сфер профессиональной деятельности.
Указанные особенности определяют успешность выбора профиля обучения в 10 – 11 классах, способствуют профессиональной адаптации выпускников в новых условиях, предоставляют возможность смены видов профессиональной деятельности на этапе профессионального самоопределения[1].
Каждая профессиональная проба должна предоставлять учащимся возможность выбора уровня сложности.
Необходимо использовать три уровня сложности:
первый уровень – проба реализуется под непосредственным наблюдением и при помощи педагога;
второй уровень – педагог лишь помогает при возникновении у обучающегося затруднений;
третий уровень – сложный уровень, на котором предполагается самостоятельное выполнение профессиональной пробы.
В качестве примера, возьмём профессиональные пробы по типу профессии «Человек-природа» (см. табл. 1, 2, 3).
Таблица 1
Профессия: цветовод – декоратор
Уровень
сложности Задание Условия Результат
1 Познакомиться с классификацией декоративных цветов и растений для озеленения территории. Проба выполняется самостоятельно по предлагаемым источникам информации, в случае необходимости можно обратиться за помощью к учителю. Проба считается выполненной, если учащийся усвоил классификацию.
2 Составить список растений пригодных для озеленения в нашей местности. Самостоятельное выполнение по дополнительной литературе и источникам. Задание выполнено, при условии составления полного списка.
3 Составить эскиз озеленения школьной территории с помощью составленного списка. Самостоятельная творческая деятельность ученика с использованием списка. Задание выполнено, при условии составления эскиза с учётом требований по озеленению территории.
Таблица 2
Профессия: фитотерапевтУровень
сложности Задание Условия Результат
1 Осуществить сбор лекарственного сырья. Образец растений, их подробное описание и место произрастания, технологическая карта сбора лекарственного сырья. Задание считается выполненным, если лекарственное сырьё будет заготовлено.
2 Осуществить сбор лекарственного сырья и подготовить его к употреблению. Образец растений, их подробное описание и место произрастания, технологическая карта сбора лекарственного сырья. Задание выполнено, если лекарственное сырьё будет заготовлено и готово к употреблению.
3 Сбор лекарственного сырья и приготовление отвара определённого функционального назначения. Инструкционно- технологическая карта Задание считается выполнено, если лекарственный отвар приготовлен и соответствует требуемому качеству.
Таблица 3
Профессия: энтомолог
Уровень
сложности Задание Условия Результат
1 Познакомиться с классификацией насекомых, техникой сбора и хранения энтомологического материала. Проба выполняется с помощью определителя и с помощью учителя. Проба считается выполненной, если усвоена классификация, навыки сбора и хранения материала.
2 Составить список насекомых нашей области, обитающих в разных экологических нишах, составить мини-коллекцию этих насекомых. Самостоятельное выполнение с использованием дополнительной литературы и др. источников, а также работа с материалом. Задание выполнено при составлении полного списка.
3 Составить список редких видов насекомых на определённой территории и предложить варианты их охраны. Самостоятельная, творческая работа ученика с использованием списка. Задание выполнено при условии составления списка редких видов насекомых и рекомендаций по их охране.
Возможно, что учащийся после выполнения первого уровня профессиональной пробы не захочет двигаться дальше. В любом случае, цель пробы будет достигнута, так как даже на самом простом, первом уровне сложности произошло самоопределение и сформировалось представление о личной заинтересованности в данной профессиональной сфере деятельности.
А также, профессиональные пробы могут быть спроектированы в виде практических заданий, эвристических заданий, «игр в профессию», которые учитель может использовать на своё усмотрение, в зависимости от уровня подготовленности и заинтересованности школьников.
Для создания эвристической ситуации нужно сначала определить ее образовательный объект (понятие, традицию, явление, связанные с проблематикой курса), а также интересную для учащихся проблему. Для того чтобы сделать проблему личностно значимой для них, необходимо связать ее с имеющимся у подростков жизненным опытом. Также следует обозначить, в чем именно может заключаться ожидаемый образовательный продукт [5].
Рассмотрим ряд эвристических заданий, используемых в качестве профессиональных проб.
Задание 1
Профессия – растениевод
Образовательный объект: Растениеводство.
Формулировка задания: Наша область – зона рискованного земледелия, поэтому постоянно нужно искать способы увеличения урожайности.
Чтоб получить богатый урожай,
Ты семена получше выбирай,
Ведь в нашей области суровая зима,
В любое время может подвести она.
И полевод, и садовод, вооружайся,
Ты подходящими сортами запасайся.
Подобрать районированные семена для выращивания овощей, цветов и др.
Образовательный продукт: 1. Составления календаря посевных работ.
2. Подбор районированных сортов семян.
Виды деятельности учащихся: исследование, изучение климата, видов семян; разработка календаря подбора семян.
Задание 2
Профессия – эколог
Образовательный объект: состояние окружающей среды данного региона и заболеваний человека.
Формулировка задания: исследовать состояние окружающей среды и проанализировать её влияние на заболеваемость людей в данном регионе.
Образовательный продукт: информационный бюллетень по результатам диагностики состояния окружающей среды и заболеваний человека, связанных с экологическими воздействиями.
Виды деятельности учащихся: исследовательская работа.
Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения обучающихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.
По итогам выполненных профессиональных проб обучающиеся должны знать:
содержание, характер труда в данной сфере деятельности;
требования, предъявляемые к профессиональным качествам;
общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
технологию выполнения профессиональной пробы;
правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять простейшие операции;
пользоваться инструментом, материалом, документацией;
выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;
соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
Таким образом, в ходе выполнения профессиональных проб педагогам необходимо соблюдать ряд организационно-методических условий:
направленность содержания деятельности учащихся при выполнении заданий на развитие их склонностей и способностей;
ориентация на интересы учащихся;
учёт уровня подготовленности школьников к выполнению заданий различной степени сложности;
обеспечение при необходимости материально-технической базой;
определение продуктов деятельности учащихся и критериев для объективной оценки выполнения задания пробы;
оперативный контроль и корректировка процесса выполнения пробы;
сочетание индивидуальных и групповых форм выполнения заданий пробы.
Литература:
Ионина Н.Г. О профессиональном самоопределении учащихся/ Н.Г. Ионина, Н.Н. Войткевич// Биология в школе. - 2010. – №5. - с. 47-52.
Ионина Н.Г.Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению – одно из направлений деятельности учителя биологии / Н.Г. Ионина// Научно - практический журнал "Педагогическое Зауралье" № 1. – Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2013.– С. 7-10
Методика проведения профессиональных проб. Теория и практика профессиональных проб/ авт. – сост. А.М. Уколова; ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2009. – 68 с.
4. Основные принципы профориентационной работы (теория и практика):учебно-методич. пособ./ авт.-сост.: Н.А. Криволапова, Н.Г. Ионина, Т.А. Суслова; Институт развития образования и социальных технологий. – Курган, 2013. - 87 с.
5. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя/ С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е.О. Черкашин; Москва: Образовательно-издательский центр «Академия»; Издательский центр «Академия», 2005. – 80 с.