Адаптированная образовательная программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5 классе составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой


Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5 классе составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой - Москва «Просвещение», 2011г., и следующих нормативно - правовых документов:
1.Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Учебного плана образовательного учреждения.
3.Концепции специальныхфедеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009;
4.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Программа рассчитана на 210 часа . (количество часов в неделю: 6ч )
В 5 классе 2 обучающихся. Учащиеся со слабым восприятием учебного материала, неустойчивым вниманием, слабой памятью, низкими учебными навыками и умениями, логическое мышление не развито. У учащихся данного класса низкая учебная мотивация.
Трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. Обучающиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Уроки швейного дела в коррекционной школе выступают не только как предмет, но и как одно из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей с интеллектуальной недостаточности. Назначением системы коррекционного образования становится не передача знаний и учебных умений, а формирование умений построить свою жизнь на основе полученных знаний.
Программа предусматривает подготовку обучающихся 5 – 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к освоению профессии швея и самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву швейных изделий (белья, легкой детской одежды).
Цели обучения швейному делу:
1. Овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления швейных изделий (познавательная цель);
2.Формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
3.Развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
Всоответствии с этой целью ставятся задачи:
- освоение  технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личности или общественно значимых продуктов труда;  знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии;
- овладение трудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;
- развитие познавательных интересов, творческих, коммуникативных способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к  анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-получение  опыта применения технологических знаний и умений в   практической деятельности, самостоятельной деятельности в обществе;
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить обучающихся к самостоятельному труду, сформировать профессионально-трудовые умения и навыки, воспитать ряд нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение обучающихся специальной (коррекционной) школы в производительный труд, а также социальной адаптации в обществе. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
Коррекционная направленность обучения труду заключается в формировании следующих умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять прием работы и инструменты, нужные для выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Коррекционная работа включает следующие направления:
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности: (восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания, пространственных представлений и ориентации).
- Развитие различных видов мышления: (наглядно-образного; словесно-логического).
- Развитие основных мыслительных операций: (умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по инструкциям, алгоритму, планировать деятельность).
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: (развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств).
- Коррекция речи устной и письменной речи (монологической речи, диалогической речи, обогащение словаря).
Адаптированная образовательная программа основана: на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа по профессионально – трудовому обучению (швейное дело) составлена с учетом уровня обученности школьников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся.Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- беседа (диалог);
- работа с книгой;
- практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению;
- самостоятельная работа;
- работа по карточкам;
- работа по плакатам;
- составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
- ИКТ;
- демонстрация натуральных объектов;
- дифференцирование, разноуровневое обучение;
- наглядные пособия, раздаточный материал;
- создание увлекательных ситуаций;
-занимательные упражнения;
- экскурсии;
- недели технологии;
- участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у учащихся эстетическое представление, благотворно влияет на становление личности, способствует
их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельности в быту.
5 класс
Цель – отработка приемов работы на швейной машине.
Задачи:
-воспитание терпения и трудолюбия;
-развитие речи в процессе выполнения трудовых действий;
-сообщение учащимся необходимых знаний по отдельным швам и получение волокон из хлопчатника;
-формирование навыков выполнение отдельных строчек и швов;
-формирование приемов безопасной работы на швейной машине, с электроутюгом и ручными инструментами;
-формирование навыков изготовления простейших изделий из ткани.
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на предметных уроках. Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у школьников знаний основ материаловедения, технологии пошива простых швейных изделий. В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. За период обучения в 5 классе обучающиеся знакомятся и выполняют пошив головного платка, мешочка для хранения работ, салфетки квадратной формы, наволочки и сумки хозяйственной. На уроках по ремонту изделий учатся пришивать пуговицы, изготавливать вешалки и заплаты в виде аппликации. В течение учебного года дети знакомятся с понятием волокна, получение хлопчатобумажной ткани. Полученные знания закрепляются на лабораторных работах. Перед построением чертежа выкройки салфетки, обучающиеся знакомятся с линиями для выполнения чертежа и правилами оформления.
Тематический план
№ п\пНаименование тем Всего часов 1. Вводное занятие 5
2. Швейная машина 12 3. Практическое повторение 37
4. Самостоятельная работа 8
5. Работа с тканью 49
6. Ремонт одежды 22
7. Контрольная работа 7
8. Швейная машина с ножным приводом 9 9. Построение чертежа изделия в натуральную величину.
Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани. 11 10. Двойной шов 5 11. Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.
19 12. Накладной шов
11 Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам.
Применение двойного и накладного швов.
15 Итого за год 210 часов
Содержание учебного материала
I четверть
Швейная машина Вводное занятие
Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.
Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.
Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места.
Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.
Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку.
Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.
Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.
Работа с тканью
Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.
Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.
Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами. Утюжка изделия.
Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заме-тывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.
Ремонт одежды
Изделие. Пуговица на стойке.
Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.
Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.
Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.
Практическое повторение
Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.
Самостоятельная работа
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке.
II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.
Работа с тканью
Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы для дежурного.
Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.
Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва.
Упражнения. Выполнение станочного шва на образце.
Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продергивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия.
Ремонт одежды
Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.
Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.
Умение. Наложение заплаты.
Практические работы. Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой.
Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.
Самостоятельная работа
Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.
III четверть
Вводное занятие
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.
Швейная машина с ножным приводом
Теоретические сведения. Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.
Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.
Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.
Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.
Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани
Изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.
Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная — основная (тонкая) и штриховая — вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.
Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.
Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.
Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.
Двойной шов
Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.
Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывер-тывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.
Упражнение. Выполнение двойного шва на образце. ,Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия с применение двойного шва
Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.
Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.
Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки.
Самостоятельная работа
Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.
Накладной шов
Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.
Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов
Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.
Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы.
Умение. Расчет расхода ткани.
Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.
Самостоятельная работа
Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).Календарно-тематическое планирование

№ Темы уроков Кол.
часов Планируемые результаты освоения материала Дата проведения
план. факт.
Вводное занятие (2ч)
1-2 Вводное занятие
Правила техники безопасности.
Организация рабочего места, дежурство
в мастерской. Назначение бригадира. 2 Знания о правилах безопасной работы, санитарно-гигиенических требованиях.
Уметь организовывать рабочее место, готовить инструменты и материалы к работе. Швейная машина (12ч)
3-4 Швейная машина.
Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани . Лицевая и изнаночная стороны. 2 Знать о способах определения лицевой и изнаночной сторон ткани , о строении и основных свойствах хлопчатобумажных тканей.
Уметь определять лицевую и изнаночную сторону
в разных видах ткани. 5-7 Долевая и поперечные нити в ткани.
Инструменты и приспособления для ручных работ. 3 Знания о долевой и поперечной нитях ткани. Знать инструменты
и приспособления для ручных работ.
8-9 Швейная машина.
Марки, скорости, виды выполняемых работ. 2 Знать назначения швейной машины , виды выполняемых работ .
Развитие познавательно-трудовой активности. 10-11 Основные механизмы швейной машинки. Заправка верхней и нижней ниток. 2 Знать основные механизмах швейной машины .Уметь наматывать нитки на шпульку , заправлять верхнюю и нижнюю нитки. 12-14 Правила ТБ при работе на швейной машинке. Организация рабочего места. Строчка на бумаге по прямой линии. 3 Знать правила охраны труда при работе на швейной машине, правильной посадкой во время работы .Уметь подготавливать швейную машинку к работе , выполнять машинную строчку. Работа с тканью (18ч.)
15-16 Работа с тканью .Виды волокон. Название ткани. 2 Иметь представление о видах волокон
и сфере их применения .Ознакомить с различными образцами ткани. 17-18 Ручные стежки и машинные швы.
Виды машинных швов.
2 Знать о видах ручных стежков и сфере их применения . Ознакомить с видами машинных швов. 19-21 Выполнение шва в подгибку с открытым и закрытым срезом.
Головной платок.
Раскрой из ткани деталей изделия. 3 Знать о сфере применения шва вподгибку с открытым и закрытым срезом.
Ознакомление с планом работы по изготовлению изделия головной платок. 22-23 Заметывание поперечного среза швом в подгибку с закрытым срезом. 2 Уметь выполнять технические операции по пошиву изделия , выполнять ручные работы. 24-25 Заметывание долевого среза швом в подгибку с закрытым срезом.
2 Уметь выполнять технические операции по пошиву изделия , выполнять ручные работы. 26-28 Подготовка машины к шитью.
Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки. 3 Уметь подготавливать швейную машинку к работе , выполнять машинную строчку , закреплять машинную сточку. 29-30 Обработка углов платка.
Обработка углов косыми стежками. 2 Уметь выполнять технические операции по пошиву изделия , выполнять косой стежок . 31-32 Электрический утюг. Правила ТБ.
Утюжка изделия. 2 Знать правила охраны труда при работе с электрическим утюгом .Уметь правильно отутюжить готовое изделие. Ремонт одежды (12ч.)
33-35 Ремонт одежды .Сведения о пуговицах.
Виды пуговиц. 3 Иметь представление о видах ремонта одежды.
Знать о видах пуговиц, форме пуговиц , материалы изготовления пуговиц. 36-37 Способы пришивания пуговиц.
Определение места для оторванной пуговицы. 2 Знать способы пришивания пуговиц.
Уметь подбирать нитки и пуговицы для ремонта, определять место пришивания пуговицы. 38-39 Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. 2 Знать способы пришивания пуговицы на стойке.
Уметь закреплять нитки несколькими стежками на одном месте , пришивать пуговицу. 40-42 Подготовка белья и одежды к ремонту. Подбор ниток в соответствии с тканью
по цвету , качеству изделья.
Складывание ткани по разрыву и стачивание .3 Знать правила подготовки белья к ремонту.
Уметь подбирать нитки в соответствии с тканью по цвету , качеству изделья.
43-44 Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками .Приутюживание места ремонта. 2 Уметь выполнять косой стежок .Уметь правильно отутюжить готовую работу.
Практическое повторение (14ч)
45-46 Пошив носового платка.
Построение чертежа и изготовление выкройки .2 Знать названия чертёжных инструментов.
Уметь пользоваться чертежными инструментами. 47-49 Подготовка ткани к раскрою.
Раскрой носового платка. Обработка поперечных срезов платка краевым швом вподгибку с закрытым срезом. 3 Знать о правилах подготовки ткани к раскрою и правилах раскроя.
Уметь выполнять технические операции по пошиву носового платка. 50-51 Обработка долевых срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом. 2 Уметь выполнять технические операции по пошиву носового платка. 52-53 Обработка углов платка косыми
стежками .Утюжка изделия. 2 Знать правила безопасной работы с электрическим утюгом.
Уметь работать с электрическим утюгом.
Уметь выполнять косой стежок. 54-56 Вышивка монограммы
на носовом платке.
Эскизы монограммы. 3 Иметь представление об отделке монограммой швейныхизделий.
57-58 Выполнение вышивки монограммы тамбурным швом.
Утюжка готового изделия. 2 Уметь выполнять отделку изделия с использованием ручных стежков .Самостоятельная работа (5ч)
59-63 Самостоятельная работа.
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом .Пришивание пуговицы на стойке. 5 Знать последовательность выполнения работы .Уметь работать с соблюдением правил техники безопасности , соблюдением правил культуры труда.

Вводное занятие (1ч)
64 Вводное занятие. Правила ТБ.
План работы на четверть. 1 Знать правила безопасной работы в швейной мастерской.
Уметь организовывать рабочее место. Работа с тканью (31ч)
65-66 Знакомство с изделием (мешочек для хранения изделия)
2 Знать название тканей , используемых для пошива мешка.
Уметь описывать изделие по плану. 67 Отделочные ручные стежки.
1 Различать отделочные ручные стежки.
Знать сферу их применения .68 Стежки «вперед иголку»
1 Знать отличительные особенности стежка «вперед иголку».
Уметь выполнять разные виды стежков «вперед иголку». 69-70 Стебельчатые стежки.
2 Знать отличительные особенности стебельчатых стежков.
Уметь выполнять стебельчатый стежок. 71-72 Тамбурные стежки. 2 Знать отличительные особенности тамбурных стежков.
Уметь выполнять тамбурный стежок. 73-74 Стачной шов. 2 Знать назначение стачного шва и его разновидности.
Уметь выполнять стачной шов. 75 Составление плана пошива мешочка для хранения изделия. 1 Уметь под руководством учителя составлять план пошива изделия. 76-77 Отделка мешочка отделочными стежками 2 Знать отделочные и обметочные стежки.
Уметь применять отделочные стежки. 78-79 Стачивание боковых срезов. 2 Уметь стачивать боковые срезы, закреплять нитку в конце шва, контролировать качество выполненной операции. 80-81 Обметывание срезов стачного шва петельными стежками. 2 Знать ручные обмёточные стежки.
Уметь выполнять обмётывание срезов швов. 82-83 Обработка верхнего среза мешочка швом в подгибку с закрытым срезом. 2 Уметь выполнять обработку верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом .84 Продергивание шнура и утюжка готового изделия. 1 Знать требования к качеству изделия , правила безопасной
работы с утюгом.
Уметь продергивать шнур , утюжить изделие . 85 Знакомство с изделием (повязка для дежурного) 1 Знать название тканей , используемых для пошива мешка.
Уметь описывать изделие по плану. 86 Составление плана пошива изделия. 1 Уметь с помощью учителя составлять план пошива изделия. 87-88 Обтачной шов. 2 Знать назначение шва.
Уметь выполнять обтачной шов. 89-91 Вышивание эмблемы на повязке дежурного. 3 Знать виды отделочных стежков.
Уметь подбирать нитки и иглы , выполнять вышивку одним
из отделочных стежков. 92-93 Обтачивание деталей повязки.
2 Знать технологию выполнения обтачного шва.
Уметь выполнять обтачивание деталей с пришиванием тесьмы.
94-95 Выполнение отделочной строчки . Утюжка изделия. 2 Уметь выметывать шов, выполнять отделочную строчку, утюжить изделие, сравнивать работу с образцом. Ремонт одежды (10ч)
96 Ремонт одежды. Изготовление вешалки. 1 Знать о видах ремонта одежды.
Уметь выбирать нитки и ткань для ремонта одежды. 97-98 Раскрой деталей вешалки. 2 Знать способ определения долевой нити.
Уметь размечать деталь вешалки и выполнять раскрой
по линиям разметки. 99-100 Обработка деталей вешалки косыми стежками. 2 Уметь сметывать края детали, обрабатывать деталь вешалки косыми стежками .101-102 Пришивание вешалки к изделию. 2 Уметь соединять деталь вешалки с изделием .103 Декоративная заплата-аппликация. 1 Знать назначение заплаты, её виды.
Уметь подбирать ткань для заплаты. 104-105 Изготовление заплаты-аппликации на образце. 2 Знать правила раскроя заплаты, сметочные и обмёточные стежки.
Уметь выполнять раскрой и обработку краёв заплаты, пришивать заплату на изделие. Контрольная работа (2ч)
106-107 Обработка вешалки и втачивание её в шов вподгибку с закрытым срезом. 2 Уметь выполнять обработку детали вешалки , соединять
её с изделием путём втачивания в шов вподгибкус закрытым срезом. Вводное занятие (1ч)
108 Вводное занятие.
Правила техники безопасности.
Организация рабочего места. 1 Знать о правилах безопасной работы, санитарно-гигиенических требованиях.
Уметь организовывать рабочее место, готовить инструменты и материалы к работе. Швейная машина с ножным приводом (9ч)
109-110 Назначение и устройство швейной машины с ножным приводом. 2 Знать назначение и устройство швейной машины с ножным приводом. 111-112 Шитье на швейной машине с ножным приводом. 2 Знать приемы работы на швейной машинке.
Уметь выполнять строчку на швейной машинке с ножным приводом. 113-114 Регулятор строчки: назначение и устройство. Выполнение строчек с различной длиной стежка. 2 Понимать , что выбор длины стежка зависит от толщины пошиваемой ткани.
Уметь изменять длину стежка. 115-117 Машинная закрепка.
Машинная игла. 3 Знать назначение закрепки, виды машинных игл и их устройство.
Уметь выполнять машинную закрепку.
Уметь выбирать иглу , устанавливать иглу в игловодитель. Построение чертежа изделия в натуральную величину.
Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани. (11ч)
118-119 Построение чертежа и изготовление выкройки. 2 Уметь пользоваться чертёжными инструментами. 120-121 Изготовление выкройки салфетки. 2 Уметь выполнять чертеж выкройки изделия, проверять качество построения. 122 Знакомство с изделием (салфетка квадратной формы) 1 Уметь описывать изделие , подбирать ткань для салфетки. 123-124 Подготовка ткани к раскрою.
Раскрой изделия. 2 Знать правила подготовки ткани к раскрою.
Уметь определять лицевую и изнаночную стороны, долевую и поперечные нити, выкраивать детали изделия. 125-127 Изготовление салфетки. 3 Знать технологию выполнения шва вподгибку с закрытым срезом, смёточных стежков.
Уметь оценивать качество выполненной работы. 128 Электроутюги: устройство , правила безопасности при пользовании.
Утюжка изделия. 1 Знать устройство утюга , правила безопасной работы с ним.
Уметь выполнять влажно-тепловую обработку изделий. Двойной шов (5ч)
129 Двойной шов. 1 Различать соединительные швы.
Знать конструкцию двойного шва, его условное обозначение. 130-133 Выполнение двойного шва на образце. 4 Знать конструкцию двойного шва, его условное обозначение.
Уметь выполнять двойной шов , проверять качество выполненной работы. Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия с применением двойного шва. (19ч)
134-135 Знакомство с изделием.
Наволочка с клапаном. 2 Знать назначение наволочки, назначения тканей, используемых для пошива наволочек.
Уметь описывать изделие. 136-138 Определение размера наволочки. Расчет расхода ткани на изделие. 3 Уметь определять размер наволочки , рассчитывать расход ткани на изделие. 139-140 Построение чертежа наволочки в натуральную величину. 2 Уметь строить чертеж выкройки наволочки по заданным размерам. 141-142 Раскрой изделия .2 Уметь рационально выполнять раскладку деталей на ткани, делать припуски на швы , выкраивать изделие. 143-144 Составление плана пошива изделия. 2 Уметь планировать свою деятельность.
Знать требования к качеству изделия, швы, используемые при пошиве. 145-147 Обработка поперечных срезов наволочки. 3 Уметь выполнять обработку поперечных срезов. 148-150 Обработка боковых сторон наволочки .3 Знать последовательность выполнения двойного шва.
Уметь выполнять обработку боковых сторон. 151-152 Утюжка готового изделия. 2 Уметь оценивать качество готового швейного изделия.
Уметь выполнять влажно-тепловую обработку изделия. Практическое повторение (23ч)
153-154 Изготовление салфетки прямоугольной формы. План работы. 2 Уметь планировать свою деятельность.
Знать требования к качеству изделия, швы, используемые при пошиве. 155-156 Построение чертежа и подготовка выкройки салфетки к раскрою.
2 Знать правила построения чертежей выкроек.
Уметь строить выкройку салфетки прямоугольной формы .157-159 Подготовка ткани , раскрой прямоугольной салфетки..
3 Уметь рационально выполнять раскладку деталей на ткани, делать припуски на швы , выкраивать изделие. 160-161 Обработка срезов салфетки. 2 Уметь выполнять обработку срезов. 162-166 Выполнение отделки салфетки вышивкой. Утюжка готового изделия. 5 Уметь выполнять влажно-тепловую обработку изделия. 167-168 Наволочка на завязке. План работы. 2 Уметь планировать свою деятельность.
Знать требования к качеству изделия, швы, используемые при пошиве. 169-171 Подготовка ткани и раскрой наволочки по готовым выкройкам.
Обработка поперечных срезов с пришиванием тесьмы .3 Знать правила подготовки ткани к раскрою.
Уметь определять лицевую и изнаночную стороны, долевую и поперечные нити, выкраивать детали изделия. 172-173 Обработка боковых срезов. 2 Уметь выполнять обработку боковых срезов. 174-175 Утюжка готового изделия.
Проверка качества работы. 2 Уметь оценивать качество готового швейного изделия.
Уметь выполнять влажно-тепловую обработку изделия. Самостоятельная работа (3ч)
176-178 Построение квадрата по заданным размерам.
Выполнение двойного шва шириной
0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.
на образце. 3 Знать правила оформления чертежей.
Уметь строить чертёж квадрата, проверять построение.
Уметь выполнять двойной шов с проведением промежуточного контроля качества.
Вводное занятие (1ч)
179 План работы на четверть.
Правила техники безопасности.
Организация рабочего места. 1 Знания о правилах безопасной работы, санитарно-гигиенических требованиях.
Уметь организовывать рабочее место, готовить ин-ты и материалы. Накладной шов (11ч)
180-183 Виды соединительного шва.
Накладные швы: виды и конструкция. 4 Знать виды накладного шва.
Уметь различать виды соединительных швов, проводить измерения ширины шва. 184-185 Накладной шов с двумя открытыми срезами .2 Знать конструкцию и сферу применения накладного шва с двумя открытыми срезами , его условное изображение.
Уметь выполнять накладной шов с двумя открытыми срезами, проводить измерения ширины шва. 186-187 Накладной шов с одним закрытым срезом. 2 Знать конструкцию и сферу применения накладного шва с одним закрытым срезом , его условное изображение.
Уметь выполнять накладной шов с одним закрытым срезом, проводить измерения ширины шва. 188-190 Накладной шов с двумя закрытыми срезами. 3 Знать конструкцию и сферу применения накладного шва с двумя закрытыми срезами , его условное изображение.
Уметь выполнять накладной шов , проводить измерения ширины шва. Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам.
Применение двойного и накладного швов. (15ч)
191-192 Растительные волокна. Хлопок.
Получение пряжи из волокон хлопка. 2 Иметь общее представление о хлопчатнике и его первичной обработке, о процессе получения пряжи из волокон хлопка.
Уметь различать волокна хлопка. 193 Знакомство с изделием.
Сумка хозяйственная. 1 Иметь представление о фасонах сумок, материалах , используемых для их изготовления.
Знать виды швов используемых при пошиве сумок.
Уметь описывать изделие. 194-195 Построение чертежа сумки и ручек сумки в натуральную величину.
Расчет расхода ткани .2 Знать правила построения чертежей выкроек.
Уметь строить выкройку прямоугольной сумки и её ручек. 196-197 Раскрой деталей изделия.
2 Уметь рационально выполнять раскладку деталей на ткани, делать припуски на швы , выкраивать изделие. 198 Составление плана пошива изделия.
1 Уметь планировать свою деятельность.
Знать требования к качеству изделия, швы, используемые при пошиве. 199 Обработка ручек накладным швом
с двумя закрытыми срезами. 1 Знать технологию выполнения накладного шва с двумя
закрытыми срезами.
Уметь обрабатывать ручки накладным швом. 200 Обработка верхнего среза сумки.
1 Знать технологию выполнения шва в подгибку с закрытым срезом.
Уметь выполнять разметку мест прикрепления ручек , обработку верхнего среза сумки с одновременным притачиванием ручек. 201202 Соединение боковых срезов сумки двойным швом. 2 Знать технологию выполнения двойного шва.
Уметь обрабатывать боковые срезы сумки двойным швом,
проверять качество шва. 203 Образование дна и боковых сторон сумки. 1 Уметь застрачивать углы для образования дна и боковых сторон, закреплять застроченный угол .204-205 Окончательная отделка изделия.
2 Уметь оценивать качество готового швейного изделия.
Уметь выполнять влажно-тепловую обработку изделия. Контрольная работа (5ч)
206-210 Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом, обработка ручки накладным швом) 5 Уметь выполнять операции по пошиву сумки из готового кроя, контролировать качество роботы. Итого: 210 часов
Критерии и нормы оценки
Система специального обучения детей в специальной (коррекционной) школе 8 вида не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Для этой категории детей она ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Разработанных и общепринятых критериев оценки знаний обучащихся с различной степенью умственной отсталости нет. Критерии оценки знаний учащихся разработаны педагогическим коллективом учреждения.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий и итоговый контроль. Знания и умения, обучающихся по трудовому обучению оцениваются по результатам выполнения практических заданий и устного ответа. Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты: правильность приемов работы; степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта); качество готового изделия; организацию рабочего места, а также степень умственной отсталости, уровень физического развития ученика.
Теоретическая часть:
Оценка « 5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка « 4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы; ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка « 2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при примени дополнительных наводящих вопросов.
Практическая часть:
Оценка « 5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка « 4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания, и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка « 3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена при помощи учителя.
Оценка « 2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).
Должны знать/понимать:
-строение и основные свойства хлопчатобумажных тканей и их применение
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
- распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, выполнять мелкий ремонт одежды.
-рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия . Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из различных материалов;
- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда.
Список литературы
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. М., Гуманитарный издательский центр « Владос» 2014 г.
2. Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.
3. Швейное дело: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.

Перечень контрольных и самостоятельных работ
1. Самостоятельная работа.
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом .Пришивание пуговицы на стойке.
2. Самостоятельная работа
Построение квадрата по заданным размерам.
Выполнение двойного шва шириной
0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.
на образце.
3. Контрольная работа
Обработка вешалки и втачивание её в шов вподгибку с закрытым срезом.
4. Контрольная работа
Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом, обработка ручки накладным швом)