Конспект внеклассного занятия Турнир знатоков русского языка


Турнир знатоков  русского языка
«Язык, творящий добро»
Цель мероприятия:
Содействовать  развитию познавательной деятельности учащихся.
Повысить уровень мотивации к изучаемому предмету.
Привитие интереса к русскому языку. Раскрытие потенциальных возможностей ребенка через игру. 
Расширение и обогащение словарного запаса крылатыми выражениями. 
Развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и развивать их на практике. 
Воспитание у детей навыка общения, культуры поведения и чувства взаимопомощи и ответственность каждого за успех команды. 
Формирование УУД
1. Коммуникативные УУД:
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.
2. Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели;
- доказательство;
- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждений;
- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- рефлексия способов действия;
- навык самоконтроля;
- анализ объектов с целью распределения по признакам.
3. Личностные УУД:
-уважение к чужому мнению
- самоопределение;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
4. Регулятивные УУД:
- целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- формирование самоконтроля;
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Ход мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники увлекательной игры. 
        Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и  прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские . «Русский народ создал русский язык – яркий как радуга после весеннего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»
А.Н. Толстой. 
Ведущий.         Предлагаем вам сыграть в увлекательную игру «Турнир знатоков русского языка». Тема нашего турнира «Язык, творящий добро»
- что может творить язык на котором мы говорим?
- что вы ожидаете от этой темы? (чему вы сможете научиться на этом занятии)
Добрые дела можно совершать не только поступками, но и словами
.                    
Представление команд
Вас приветствует команда «Зоркий глаз»
Наш девиз: «Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется глаз».
                               Вас приветствует команда: «Чуткое ухо»
Наш девиз: «Чтоб речь дошла до слуха, чуткое нужно нам ухо».
    
Все вместе. И пусть быстрей кипит борьба,
                 Сильней соревнования,
         Успех решает не судьба,
         А только наши знания. (Хором)
Ведущий.        Пора представить уважаемое жюри …
Ученик         Упала ранняя звезда
         В полях прохлада
Сидит жюри,
Глядит жюри
Суровым взглядом.
Жюри, жюри нам помоги в наш час суровый:
Побольше баллов присуди и будет клево!
Ведущий.        А сейчас несколько советов всем участникам турнира:
- Не говори  гоп, пока не перепрыгнешь.
- Ум и сердце в работу вложи,
- Каждой секундой в труде дорожи.
- Не спеши языком, торопись делом.
                объясняю правила игры
Пусть начнется наш турнир
Добра, знаний состязанье.
Перед собой вы видите цветы добра. За каждый правильный ответ вы получите один цветок.
Мотивация:   И кто соберёт пышнее букет добра,
Для тех победой кончится игра. 
«Разминка».
Ведущий.        1. Как сказать одним словом:
Добрый человек.
Мудрый человек.
Сильный человек.
Умный человек.
2.Слова – матрешки. Найди спрятанные слова.
Победа .Бусы.
3. Ребусы. Слайд №12
Ведущий.        С самого раннего детства и до глубокой старости  жизнь человека непрерывно связана с языком. Мы восхищаемся красотой русского языка и признаемся ему в своей любви. Вопросы к игрокам.
- У меня к вам два вопроса
Вопрос 1.Что значит любить русский язык?
На этот вопрос вам поможет ответить следующая притча Ш. Амоношвили «Тайна воскресения цветка».(обогатить свою речь позитивными словами).
По мнению исследователей языка, слова, произносимые человеком, имеют огромное влияние на его жизнь и здоровье. Более того, слова человека способны уберечь его от болезней. А вот люди, которые чаще произносят негативно окрашенные слова, напротив, очень сильно вредят своей жизни и здоровью.
Задание.
-Вырастим цветок позитива. За одну минуту написать как можно больше позитивных слов, которыми вы хотели бы окружить себя.
Твори добро. Не отвечай на козни
Стоящих за твоей спиной врагов.
Пойми, мой друг, пока ещё не поздно,
Не отвечай потоком бранных слов.
- О чём просила бабушка в следующей притче Ш. Амоношвили «Только одно».
Задание.
- Закончите притчу.
Мой наказ
Наполните свою речь только положительными словами, и вы удивитесь, насколько изменится ваша жизнь и ваших близких.
Вопрос 2. Что делает нашу речь красивой? (Пословицы, поговорки, фразеологизмы).
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание?
Учитесь употреблять в своей речи пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Зовут его крылатым словом,
Его значение всем знакомо.
Название звучно с афоризмом.
Его зовём мы «фразеологизмом»
Обогатим свою речь фразеологизмами. Слайды 15-17
Пословицы великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
2.Подберите русские пословицы, подходящие по смыслам к данным. Слайд 18
3.Конкурс «Образцовой речи» Слайд 19,20
Правильное ударение над гласной
Звучание слова сделает ясной.
Поставьте правильно ударение.
4.Конкурс «Грамматическая арифметика».
Без букв и грамматики не обходятся и математики.
Сосчитайте слово. Слайд 20,21.
Читать.
Вопросы.
Каким было последнее желание старухи из «Сказки о золотой рыбке»? (стать владычицей морской)
Под каким деревом белка грызла орешки? («Сказка о царе Салтане»)(ель)
Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мёртвой цоревне и семи богатырях» (яблоко)
У кого спрашивал царевич Елисей, где находится его невеста? (солнце, месяц, ветер)
Конкурс «Собери слово» Слайд 22.
- Букет добра который мы собрали, не может стоять без пользы.
Задание.
- Придумайте, как можно поступить с этим букетом.
Наш турнир окончен
Вы постарались, как могли
А теперь предоставим слово
Уважаемому жюри.
Рефлексия.