Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку Турнир знатоков русского языка (5-7 классы)


Турнир знатоков русского языкаУрок-игра в 5-7 классахУчитель русского языка и литературыДогадова Галина ВикторовнаМОУ «Белбажская основная школа» Эпиграф:    Я ко всем наукам ключ имею,                      Я со всей вселенною знаком.                      Это потому, что я владею                      Русским величавым языком. (С. Данилов)Девиз: Любите, цените и изучайте великий русский язык!

Команда «Грамотеи»Девиз команды:Мы отвечаем дружно,И здесь сомнений нет:Сегодня будет дружбаВладычицей побед.

Команда «Лингвисты»Девиз команды:И пусть острей кипит борьба,Сильней соревнование:Успех решает не судьба,А только наши знания.

ТурыРазминочныйОрфоэпическийЛексическийФразеологическийФонетическийМорфологическийГрамматический



1 тур - РазминочныйКак называются звуки, состоящие только из голоса? Есть ли буква “фэ” в русском алфавите?Что ставится перед союзом А? Как каплю превратить в цаплю? Как называется часть слова между корнем и окончанием? Назовите главные члены предложения.Как проверить безударную гласную в корне слова? Сколько гласных звуков в русском языке?
1 тур - РазминочныйКак написать слово «мышеловка» пятью буквами?Когда коня покупают, какой он бывает? У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это?Когда руки бывают местоимениями?  Из какого полотна нельзя сшить рубашки?Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? 
2 тур - ОрфоэпическийПоставьте ударение в словах: алфавИт, звонИт, досУг, повторИть, квартАл, магазИн, тОрты, цемЕнт, завИдно, договОр, жалюзИ, мЕльком, щавЕль, кУхонный, красИвее  
3 тур - ЛексическийЧто обозначают данные слова? Укажите их лексические значения:РегбиВидеоклипСенсацияМулине  
4 тур - ФразеологическийОпределите род занятий людей по следующим выражениям:стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя;войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;стричь под одну гребенку;сбоку припеку;мёртвая хватка.  
5 тур - ФонетическийСколько звуков в названии второго месяца весны?  Определите количество звуков в ответе на загадку: «Зимой и летом одним цветом»
6 тур - МорфологическийВспомните пословицы и поговорки по их началу. Определите, какая часть речи повторяется в каждой из них:Что посеешь,… ; У кого что болит,… Ум хорошо,…; Семь бед,… Снявши голову,…; Лёжа на боку,… Сам пропадай,…; Нет друга, ищи,… Без дела жить,…; Горя бояться,… Мы пахать,…  
7 тур - ГрамматическийКоманде «Грамотеи»И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося, и я решил почаще приходить сюда.
7 тур - ГрамматическийКоманде «Лингвисты» Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат, не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем. 
Подведение итогов Итак, друзья, пришла пора,И я хочу вам пожелать:Всегда с охотою учиться,Всегда с желанием трудиться,.Никогда не унывать,А русский на «отлично» знать!