ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Развитие познавательной активности, поиск способов и методов активизации учебной деятельности является одной из важнейших проблем педагогики. От ее разрешения во многом зависит и мотивация обучающихся к достижению учебных и творческих результатов, и качество обучения.
Г.И. Щукина, Э.А. Красновский определяют «познавательную активность» как свойство личности, реализуемое в учебной деятельности, которое включает в себя: интерес к новому, стремление к успеху, желание овладеть различными способами познания, мобилизацию волевых усилий для решения учебных и жизненных задач. Познавательная активность проявляется в инициативности и самостоятельности (Ш.И.Ганелин).
У детей с интеллектуальными отклонениями ввиду органического повреждения коры головного мозга нарушена познавательная деятельность. Они в меньшей степени, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще. Снижена активность познавательной деятельности, с большим трудом формируется способность к самоконтролю, самостоятельность.
Я обучаю детей – инвалидов с интеллектуальными нарушениями индивидуально на дому. Все вышеперечисленные особенности умственно отсталых детей у детей-инвалидов усилены. Такие дети редко бывают в обществе, их гиперопекают родители, поэтому они часто не стремятся к активной деятельности, не проявляют инициативы, не самостоятельны.
Как развивать познавательную активность у таких обучающихся, побуждать их к самостоятельности?
В своей работе я использую как средство повышения познавательной активности обучающихся телекоммуникационные ресурсы. Возможности различных сайтов. Позволяет ребёнку, обучающемуся на дому, ощутить свою причастность к обществу.
Сайт Инфоурок.
На этом сайте предлагаются различные олимпиады и конкурсы для детей с нормой. Иногда проводятся бесплатные олимпиады для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Поскольку дети, обучающиеся на дому, отличаются низким уровнем самостоятельности, (а самостоятельность – это проявление познавательной активности), то решение олимпиадных заданий предлагаю в качестве самостоятельной работы. Задания посильны и помогают проверить уровень знаний по различным предметам. Отметку можно ставить в зависимости от набранных баллов, выставленных в сертификате, который получает ребёнок.
Сайт Марафоны
Это сайт Всероссийских тематических конкурсов для школьников и студентов. Для развития познавательной активности (а именно интереса к новому, стремление к успеху) участвуем в тематических викторинах. Проводится предварительная подготовка. Заранее просматриваю вопросы, предлагаю повторить тот или иной материал, даю указание, какой материал и где прочитать.
Сайт Краски
На этом сайте мы участвуем в прозаических конкурсах, где требуется сочинить сказку, рассказ. Провожу беседу на тему конкурса, создаём сюжет, а дома учащийся вместе с родителями сочиняет и записывает. Затем мы сканируем и отправляем на конкурс.
Привлечение к участию в проектах.
Участие в проектах центра образования «Технологии обучения» г.Москва: Всероссийский конкурс чтецов.
Участие в проектах Центра патриотического воспитания Г. Перми (краевой уровень): «Письмо солдату», «Сквозь поколения пронесём мы нашу доблестную славу», «Кубок героев».
Результаты:
Повышение уровня познавательной активности с низкого (неустойчивость волевых усилий, отсутствие интереса к знаниям) до среднего (большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения, интерес к новым знаиям).
Повысился уровень самостоятельности.
Прочное усвоение знаний, возможность практического применения.