Родительское собрание на тему Как помочь ребёнку учиться (1 класс)


Тема: Как помочь ребёнку учиться? Семья и ребёнок-школьник (1 класс)
Цель: способствовать формированию у родителей ответственности за процесс обучения и воспитания ребёнка.
Задачи:
-создать условия для самоопределения родителей по способам оказания помощи всех членов семьи ребёнку в учёбе, на досуге;
-способствовать возникновению потребности во взаимодействии родителей с учителем при решении проблем, возникающих у ребёнка в учёбе;
-содействовать укреплению внутрисемейных отношений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, запись классного часа "Ты в ответе за всех, кого приручил"; распечатка "Манифеста детей" Ш.А.Амонашвили; бумага, ручки. План собрания:
Вступительное слово учителя.
Обсуждение 1 вопроса «Что должна делать семья, чтобы помочь ребёнку в учёбе?»:
постановка вопроса учителем
дискуссия родителей (по группам)
выслушивание и принятие рекомендаций
Обсуждение 2 вопроса «Как реагировать на просьбу ребёнка- взять домой животное?»:
постановка вопроса учителем
обмен опытом родителей
просмотр фрагмента классного часа «Ты в ответе за всех, кого приручил»
обмен мнениями
Подведение итогов родительского собрания.
Деятельность учителя Деятельность родителей
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
-Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы продолжить наш разговор на тему «Как помочь ребёнку учиться». На прошлом родительском собрании мы пришли к выводу: дети нуждаются в нас не только как в источнике материального благосостояния, но и как в наставниках. Они нуждаются в нашей своевременной и мудрой помощи. 2. ОБСУЖДЕНИЕ 1 ВОПРОСА:
постановка вопроса
-Ребёнок живёт в семье, следовательно, он находится под влиянием как отдельного члена семьи: мамы, папы, дедушка, бабушки, так и всей семьи в целом. Сейчас нам предстоит ответить на вопрос: «Что должна делать семья, чтобы помочь ребёнку в учёбе?»
-Вы распределитесь на четыре группы. У каждого на столе лежит номер группы. Вам предстоит обсудить то направление деятельности семьи, которое указано. Затем мы все вместе обсудим, что у вас получилось.
дискуссия родителей по группам Родители распределяются по группам.
Направление 1 группы:
Воспитание правильного отношения к учёбе, формирование соответствующей мотивировки.
Направление 2 группы:
Создание оптимальных условий для учёбы.
Направление 3 группы:
Обеспечение соответствующего образа жизни ребёнка.
Направление 4 группы:
Взаимодействие родителей с учителями.
выслушивание и принятие рекомендаций
-Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- 1 группа родителей обсуждала направление- воспитание правильного отношения к учёбе.
- 2 группа родителей обсуждала направление- создание оптимальных условий для учёбы.
- 3 группа учителей обсуждала направление- обеспечение соответствующего образа жизни ребёнка.
- 4 группа родителей обсуждала
направление- взаимодействие родителей с учителями. Предполагаемые ответы родителей.
1 группа:
Интерес, который проявляет семья к школьной деятельности и к её результатам, постоянный контроль, тесная связь со школой и учителями.
Поддержание авторитета учителя, принятие во внимание требований школы, проведение воспитательных мер в соответствии с ними.
Рациональная организация жизни в семье, положительное отношение родителей к труду и обязанностям ребёнка.
2 группа:
Обеспечение рабочего места ребёнка.
Создание в семье богатой духовной среды, стимулирующей занятия ребёнка.
Реальная помощь, но не подмена или уменьшение личных усилий ребёнка.
3 группа:
Обеспечение образа жизни ребёнка, который способствовал бы его успешному труду.
Обеспечение активного и пассивного отдыха.
4 группа:
Обмен информацией и мнениями с учителями.
Взаимные консультации и координирование действий по воспитанию и обучению ребёнка.
3. ОБСУЖДЕНИЕ 2 ВОПРОСА:
-Третья группа родителей предложила нам : «Чтобы помочь ребёнку в учёбе, семья должна обеспечить ему такой образ жизни, который бы способствовал его успешному труду». Под образом жизни понимается не только материальное положение, но и духовно-нравственный климат в семье. Поэтому очень важно, чтобы между членами семьи было взаимопонимание и взаимоуважение.
постановка вопроса
-Вот и давайте попробуем ваши родительские способности, которые, я надеюсь, обогатились после наших собраний, применить в ситуации, которая наверняка у кого-то была, а у кого-то возникнет в будущем. Речь пойдёт не об учёбе, а о просьбе ребёнка взять домой какое-либо животное. У родителей по этому поводу существует две позиции: "да" или "ни в коем случае".
обмен опытом родителей
- Итак, представьте ситуации: ваш ребёнок обратился с просьбой- взять домой щеночка. Сначала, давайте послушаем тех, кто- за.
-Теперь выслушаем позицию тех, кто против.
просмотр фрагмента классного часа
-А теперь всё внимание на экран. На классном часе, который был посвящён проблеме бездомных животных, детям предлагалась подобная ситуация. Посмотрите, как они разрешили этот вопрос.
обмен мнениями
-Как мы видим, что пути разрешения данной проблемы настоящих родителей и детей, сыгравших родителей, практически совпадают.
То есть, если вы говорите- "да", то ребёнок должен чётко знать и выполнять свои обязанности, которые возникают у него после выполнения его желания. Если вы говорите- "нет", то это надо сделать настолько лаконично и аргументировано, чтобы у ребёнка не появилось чувство агрессии и недопонимания по отношению к вам. Родители высказывают своё мнение, почему они не будут против данной просьбы.
Высказываются родители с противоположной точкой зрения.
На экране фрагмент классного часа «Ты в ответе за всех, кого приручил». Дети обыгрывают две ситуации: родители разрешают ребёнку взять домашнее животное и против этого.
Родители обмениваются мнениями.
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
-На нашем родительском собрании мы с вами выяснили, что должна делать семья, чтобы помочь ребёнку в учёбе. Я надеюсь, что каждый из вас, придя домой, подумает вместе с остальными членами семьи: а всё ли мы сделали и делаем, чтобы помогать нашему чаду учиться? Я также думаю, что и на практике вы теперь сможете разрешить проблему с приобретением домашнего животного.
- И напоследок, я вам хочу предложить «Манифест детей», который был создан талантливым педагогом Ш.А.Амонашвили:
«Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя, милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас!
Берите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, каким должен стать каждый из нас!
Мы будем сопротивляться, шалить, прятаться, хитрить, мы будем радоваться жизни и стремиться к удовольствиям. Ибо это в нашей натуре.
Зачем возмущаться тем, что у нас пока нет здравого смысла? Он придёт к нам с помощью ваших забот, может быть, не сразу и не очень скоро.
Не надо видеть в нас взрослых, себе подобных, а затем удивляться тому, как мы недогадливы, непонятливы, неблагодарны.
Лучше принимайте нас с нашими недостатками и помогите нам преодолеть их. Только уважайте наше чувство радости, которое мы находим в наших шалостях, неустанных играх, сопротивлении, сиюминутных удовольствиях.
Принимайте это как наши детские болезни, против которых вы никогда не сможете найти вакцины, и лечите нас так, чтобы не было нам очень больно, то есть не лишайте нас наших радостей.
Если окажется, что в нас мало усидчивости, мы ленивы, не желаем учиться, не надо ставить нам это в вину. Это не вина, а беда наша. Не будете же вы ругать человека за то, что он находится в яме, сам не понимая, почему и как он туда попал? И не будете же вы его ругать за то, что он не может выбраться оттуда, а может быть, вовсе не догадывается, что надо выбраться? Скорее всего, вы проявите к нему доброту, спустите ему верёвку и научите, как выбраться, поможете ему выбраться на свет, а затем покажите, какой этот свет многоцветный.
Так помогите же нам пристраститься к познанию, к учению, научите, как надо добывать знания и совершенствовать себя.
Нам трудно понять вас. Потому мы и дети.
Вы должны разгадать нас. Потому вы и взрослые». Каждый родитель получает распечатку «Манифеста детей».