Родительское собрание на тему «Как помочь ребенку полюбить чтение»



Родительское собрание на тему
«Как помочь ребенку полюбить чтение»

Цели: привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.
Оборудование: оформление доски (тема, эпиграф), презентация, мультимедиа – система, памятки для родителей.
Предварительная подготовка: анкетирование детей.

Ход собрания

Никогда не поздно устроить себе
счастливое детство
Глория Стайнен
I. Сообщение повестки собрания.
1. Работа по теме собрания.
2. Выступление родителей посетивших родительскую конференцию.
3. Разные вопросы.

Мы собрались сегодня, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы. Я прочитаю фрагмент газетной статьи, прослушав который, уверена, вы сами согласитесь с важностью и необходимостью сегодняшней встречи.
Думаю, многие из вас испытывали то же самое настроение, что героиня этой истории.
Как приучить ребенка читать? Как подружить его с книгой?- таковы вопросы, ответы на которые искать мы будем вместе. А потому – у нас не просто родительское собрание, а собрание рецептов.
Один рецепт у нас есть. Это эпиграф нашего разговора.
«Никогда не поздно устроить себе счастливое детство», - сказала английская писательница о книгах и процессе чтения. «Никогда не поздно создать для ребенка счастливое детство и научить его жить там», - хочется добавить мне. Не будем медлить. Начнем.

Накануне нашей встречи я провела опрос нашего класса, который позволил выявить, как обстоят дела с чтением в ваших семьях. Детям были предложены следующие вопросы:
Читают ли родители тебе книги?
Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?
Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?
Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?
Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?
Считаешь ли ты книгу подарком? Радуешься, ли когда тебе дарят книгу?
Какую книгу ты читаешь сегодня? (Укажи ее название и автора).

Приучение ребенка к чтению – длительное и кропотливое занятие. Здесь вряд ли получится толк, если действовать бессистемно, «наскоками». И как в каждом любом процессе, здесь нужно учитывать уровень развития ребенка, уровень сформированности его читательских умений. У каждого ребенка он, конечно, будет свой, поэтому рецепты нашего собрания нужно применять очень избирательно.
Как же обстоят дела с читательскими умениями вашего ребенка?
Предлагаю выявить это путем теста?

Тест «Читательские умения ребенка»
(Нужно выбрать вариант ответов «да» или «нет»)
Любит ли ваш ребенок слушать сказки и рассказы?
Способен ли их пересказать?
Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно?
Вашего ребенка больше интересует содержание, чем картинки в книге?
Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?
Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?
Пытается ли ваш ребенок «писать» собственные книги?
Внимателен ли ваш ребенок (в течение 20-40 минут) во время вашего чтения ему?
Он аккуратно хранит свои любимые книги?
10. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?
11. Он понимает смысл большинства сложных слов?
12. Чтение для него приносит удовольствие?
В разговоре он оперирует развернутыми неодносложными предложениями?
Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал (в своем темпе)?
Ваш ребенок с радостью учится читать?
Ваш ребенок знает много стихов и песен?
Обработка результатов

Почему так важно знать, какой читательский уровень соответствует вашему ребенку?

Сейчас я прочитаю квалифицированные объяснения психолога и его ценные рецепты.

Радингфобия - навязчивый страх перед чтением.

Рекомендации психолога

Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка что-либо делать, даже из благих побуждений.

Не паниковать самим и успокоить ребенка. Нельзя давить на ребенка!

После чтения не торопитесь его экзаменовать.
Внимательно и дружелюбно выслушайте ребенка.

При первых успехах не жалейте похвал.
Не торопитесь хвастаться перед другими успехами своего ребенка.

Памятка для родителей.

Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день (можно дробно.)
Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга (рассказ, сказка), что нового ребенок узнал.
Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.


Сейчас, уважаемые родители, я хочу дать слово вам. Поделитесь своими рецептами приучения ребенка к чтению. А чтобы обмен рецептами был наиболее конструктивен, предлагаю вопросы для обсуждения, ответы на которые станут теми самыми советами-рецептами, за которыми вы сюда и пришли.

Вопросы для дискуссии.

Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, DVD, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?
Уместен ли торг между родителями и ребенком?
«Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?
Важно ли читать с детьми вслух?
Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?
Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?
Ответы к дискуссии.

Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет, ни на что времени, в том числе и у детей времени остается все меньше и меньше. Тем более, что многие родители с большим удовольствием заполняют время детей чем-то другим. Хорошо, если это секции, кружки, различные студии.
Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он дочитает или расскажет содержимое книги до конца.
Современный писатель Пинка советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух детям. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому, что любовь к книге не может стать предметом торговли.

3.Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая вслух, рассказывают эти истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книгах.

4.Никто ни даст однозначного ответа. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы выбирает каждый свои. Если ваш сын ест одни пирожки и пиццу, вы ведь предпримите какие–то меры? Будете влиять на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также.

5.Нужно любить читать. Если мы сами - любим, читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, а папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. И если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок.


Интересной и конструктивной оказалась наша беседа. Хочется верить, что, благодаря этой беседе актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной.

Абдуразакова И. В.
Учитель начальных классов
Г. Новый Уренгой








13PAGE 15


13PAGE 14615




15