РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ (программа элективных курсов по русскому языку в рамках предпрофильной подготовки) 9 класс


РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
(программа элективных курсов
по русскому языку
в рамках предпрофильной подготовки)
9 класс
Сроки реализации: 1 год (2014-2015 уч. год).
Автор: учитель русского языка
и литературы Гебгардт Н.М
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «Речевой этикет» для 9 класса составлена на основе:
-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;
-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ № 26(приказ от 01.09.2015г. №306);
-Авторской программы по русскому языку «Хотите быть успешными? Говорите правильно!». Авторы: Г.И.Дудина, В.Н. Пташина. Волгоград. «Учитель»,2009.
Актуальность выбранного направления и тематики.
Речь - одна из центральных, важнейших психических функций. Она оказывает решающее влияние на такие психические процессы, как наблюдательность, развитие логического и образного мышления, воображение, эмоции. Существующие различия в речевом развитии детей обусловлены многими факторами: успешностью обучения на уроках русского языка, природными особенностями их речи, уровнем общего развития, влияние той речевой среды в школе и дома, в которой они ежедневно находятся. Учет этих факторов является важнейшей предпосылкой по развитию речи учащихся и совершенствованию ее культуры.
Актуальность программы элективных курсов «Речевой этикет» заключается в том, что необходимо развивать речь учащихся, чтобы она стала более свободной, связной, точной и логичной, выразительной и образной. «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает»,- утверждал Наполеон Бонапарт. Для людей самых различных профессий: журналистов, работников телевидения и радио, преподавателей школ и вузов, политиков, дипломатов характеристикой профессиональной пригодности является владение культурой речи. Важно владеть культурой речи всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. Культура речи как средство достижения успешности в обществе – именно этот аспект изучения русского языка является предметом рассмотрения в данной программе элективного курса «Речевой этикет».
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей
Содержание занятий представляет собой процесс усвоения современной теории речевого общения и речевой деятельности и процесса формирования уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Целью изучения элективного курса «Речевой этикет» является овладение языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умения выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
-формирование навыков правильной речи учащихся;
-формирование навыков хорошей (богатой) коммуникативно целесообразной речи;
-умение говорить грамотно;
-умение четко и ясно выражать свои мысли;
-умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей;
-развитие творческих способностей учащихся.
Соответствие содержания программы элективных курсов цели и задачам ООПООО, реализуемой в школе
Содержание программы элективного курса «Речевой этикет» соответствует целям и задачам образовательной программы основного общего образования, реализуемой в образовательном учреждении.
Содержание курса в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на занятиях предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Элективный курс «Речевой этикет» дополняет программу предмета «Русский язык». Речевой этикет - это реализация языковых свойств, возможностей в условиях устного и письменного повседневного общения.В данный период развития общество одним из требований государственного образовательного стандарта по русскому языку является овладение нормами речевого этикета, развитие культуры речевого поведения. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием через мастерство общения высокого интеллекта духовности. Для достижения этого служит целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование. /httр//fgosreestr.ru/node/2068/
Программа элективного курса «Речевой этикет» поможет учащимся усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, овладеть понятием культура речевого общения, осознать этикетную роль интонации. Данная программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Ведь искусство говорить – это искусство философского отношения к слову, свободного мышления.
Связь курса по русскому языку и элективного курса «Речевой этикет» способствует успешному формированию функционально-грамотной личности. Дальнейшее качество обучения и воспитания школьников зависит от успешности развития речи.
Тематический план
№ п/п Разделы, темы Количество часов
1 Культура речи, ее предмет и задачи. 1
2 Основные понятия культуры речи. 1
3 Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. 2
4 Коммуникативные качества речи. 2
5 Этико–социальные аспекты культуры речи. 2
6 Культура монологической речи. 2
7 Виды речи. 3
8 Анализ текста. 2
9 Фигуры речи. 1
10 Публичные выступления учащихся. 1
ИТОГО: 17
Связь содержания программы с учебными предметами
Одна из важных задач элективных курсов - поддержание у ученика проявившегося интереса или склонности к той или иной предметной области.Исходя из цели школьного образования, которая состоит в том, чтобы научить учащихся овладевать нормами русского литературного языка, развивать навыки культуры общения, развивать навыки ораторского искусства, возникает принципиально важный вопрос: как опыт творческой деятельности, являясь ведущим компонентом содержания профильного обучения, трансформируется в компетентность.
Содержанием элективных курсов «Речевой этикет» в профильном обучении является опыт творческой деятельности учащихся.
Особенности реализации программы элективных курсов
Занятие элективного курса «Речевой этикет» состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность:
творческие практикумы «Проба пера»;
деловая игра: «Редакторская фабрика”; “Клуб редакторов”;
дискуссия;
проектная деятельность «Говорите правильно, если хотите быть успешными».
На занятиях планируются различные виды деятельности учащихся: индивидуальная, самостоятельная, групповая работа, работа в парах.
Это способствует более успешному усвоению материала.

Количество часов и их место в учебном плане
Элективный курс «Речевой этикет» рассчитан на 17 часов: 1 ч в неделю, 17 учебных недель.
Характеристика условий
образовательной организации при реализации программы
Программа «Речевой этикет» обеспечена учебно-методической документацией. Имеются печатные материалы для учащихся: словари, справочники, сборники заданий, цифровые  образовательные ресурсы. Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам с использованием  скоростного Интернета. Библиотека обеспечена методическими материалами  для учителей.
Участники программы: учащиеся от 13 до 15 лет, родители, учителя.
Сроки реализации: 1 год (2014-2015 уч. год).
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы элективных курсов
Предлагаемый элективный курс «Речевой этикет» способствует усвоению основных базовых знаний по культуре речи, расширению знаний о качествах идеальной речи, формированию умений правильной, точной, логичной, уместной и выразительной речи.
Элективный курс «Речевой этикет» способствует развитию личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по элективному курсу:
-усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
-представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа;
-освоение базовых понятий лингвистики: речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, официально-деловой, публицистический, научный стили;
-овладение основными нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
-умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по элективному курсу:
670560869950053066958890053066958890002667000026670000053066950001) владение всеми видами речевой деятельности:
-овладение приёмами вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
-владение различными видами монолога и диалога;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, стилистических норм современного русского литературного языка;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
-совершенствовать и редактировать собственные тексты; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.
Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы по элективному курсу:
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
-достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
-формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. /Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/
Формы учета знаний, умений.
Формы учета знаний: устный опрос, анализ выступления, решение проблемных задач, проекты («Для чего нужно говорить правильно?»
«Почему слова-сорняки появляются в нашей речи?» «Провожают по уму… А как встречают?», «Язык твой - друг твой»), итоговый тест.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения программы элективного курса по русскому языку осуществляется учителем-предметником и включает в себя текущий, итоговый контроль .
Текущий контроль уровня знаний учащихся производится на каждом учебном занятии на индивидуальном, групповом или фронтальном уровнях (выполнение индивидуального/группового задания; опрос; самостоятельная работа) без выставления отметок. Уровень подготовки учащихся определяется по результатам устных сообщений и высказываний.
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса, выполняется итоговый тест (Приложение № 1).
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе изучения элективного курса «Речевой этикет» ученик научится:участвовать в диалогическом и полилогическом общении,
создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка.
Ученик получит возможность научиться:участвовать в разных видах обсуждения,
формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
Тематический план
Разделы Темы Количество часов
всего теоретические практические
Культура речи, ее предмет и задачи. Культура речи, ее предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический. 1 1
Основные понятия культуры речи. Основные понятия культуры речи. Язык как система. Язык и речь. Функции языка. Культура речи.
Практическая работа: сочинение-миниатюра «Что такое культура речи?» 1 1
Нормативный аспект культуры речи. Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические и грамматические.
Практическая работа: деловая игра: “Заседание редакторской коллегии” 2
1 1
Коммуникативные качества речи. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.
Практическая работа: проект «Почему слова-сорняки появляются в нашей речи?» 2 1 1
Этико-социальные аспекты культуры речи. Этико–социальные аспекты культуры речи. Этикетные формулы.
Практическая работа : деловая игра: “Редактор” 2 1 1
Культура монологической речи. Культура монологической речи. Понятие монологической речи, ее композиция и основные этапы подготовки. Анализ монологической речи .
Практическая работа: эссе «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает!» 2 1 1
Виды речи. Виды речи. Приветственная речь. Информационная речь. Агитационная речь.
Практическая работа: конкурс ораторов «Не будьте равнодушными» 3 3
Анализ текста. Анализ текста. Схема анализа текста.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
Практическая работа: проект «Язык твой- друг твой» 2 2
Фигуры речи. Фигуры речи. Изобразительно-выразительные средства языка (основные тропы и стилистические фигуры речи).
Практическая работа: сочинение-миниатюра «Дарите людям радость» 1
1 Публичные выступления учащихся Публичные выступления учащихся. Ораторское искусство. Подготовка к публичному выступлению. Общие рекомендации по подготовке к публичному выступлению. Техника речевой импровизации.
Практическая работа: выступления учащихся на тему "Много говорить и много сказать- не одно и то же» 1 1
Содержание программы
Культура речи, ее предмет и задачи (1ч).
Культура речи, ее предмет и задачи. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический.
Основные понятия культуры речи (1ч).
Основные понятия культуры речи. Язык как система. Язык и речь. Функции языка. Культура речи.
Практическая работа: сочинение-миниатюра «Что такое культура речи?»
Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности (2ч).
Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические и грамматические.
Практическая работа: деловая игра: “Заседание редакторской коллегии”
Коммуникативные качества речи (2ч).
Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.
Практическая работа: проект «Почему слова-сорняки появляются в нашей речи?»
Этико – социальные аспекты культуры речи (2ч).
Этико – социальные аспекты культуры речи. Этикетные формулы.
Практическая работа: деловая игра: “Редактор”
Культура монологической речи (2ч).
Культура монологической речи. Понятие монологической речи, ее композиция и основные этапы подготовки. Анализ монологической речи.
Практическая работа: эссе «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает!»
Виды речи (3ч).
Виды речи. Приветственная речь. Информационная речь. Агитационная речь.
Практическая работа: конкурс ораторов «Не будьте равнодушными»
Анализ текста (2ч).
Анализ текста. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
Практическая работа: проект «Язык твой- друг твой»
Фигуры речи (1ч).
Фигуры речи. Изобразительно-выразительные средства языка (основные тропы и стилистические фигуры речи).
Практическая работа: сочинение-миниатюра «Дарите людям радость»
Публичные выступления учащихся (1ч) .
Публичные выступления учащихся. Ораторское искусство. Подготовка к публичному выступлению. Общие рекомендации по подготовке к публичному выступлению. Техника речевой импровизации.
Практическая работа: выступления учащихся на тему "Много говорить и много сказать- не одно и то же»
Список литературных источников
Список литературы для учителя:
1.Авторская программа по русскому языку «Хотите быть успешными? Говорите правильно!». Авторы: Г.И.Дудина, В.Н. Пташина. Волгоград «Учитель» 2009 г.
2.«Развитие речи». Инновационная технология обучения. О.А.Уварова «Учитель» 2014 г.
3.Методика развития речи на уроках русского языка. Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова. Москва «Просвещение» 1991 г.
4.Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе изучения литературы в школе. В.Я.Коровина. Москва «Просвещение» 1985 г.
5.Краткий словарь по эстетике. М.Ф.Овсянникова. Москва «Просвещение» 1983 г.
Список литературы для обучающихся:
1.Словарь-пособие «Из истории русских слов». А.Е.Аникин, И.А. Корнилаева, О.М.Младенов и др. Москва «Школа-Пресс» 1993 г.
2.Пособие для учащихся «Русское слово». Л.А.Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. Москва «Просвещение» 1987 г.
Приложение № 1
Итоговый тест
1. Процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания называется
А- Речью
Б- Языком
2. Средство общения людей друг с другом – это
А-Речь
Б- Язык
3. Для информационной речи, как правило, нехарактерно качество:
А-страстность
Б- понятность
В-точность
4 . Определите жанр диалогической речи:
А- чтение сказки
Б- выступление на митинге
В- интервью
5. Исключите данное качество из списка коммуникативных качеств хорошей речи:
А- точность
Б -чистота
В-краткость речи
6. В следующей характеристике: присутствует один тезис, не повторяются уже известные аргументы, присутствует критика прозвучавшего уже выступления, лаконичная, ясная, динамичная, доступная, произнесена без листа — представлена:
А- приветственная речь
Б- информационная речь
В -митинговая речь
7. К чему может привести перечисление в одном ряду неоднородных понятий?
А- к нарушению точности речи;
Б- к нарушению логичности речи;
В- к нарушению уместности речи;
Г- к нарушению чистоты речи.
8. К чему может привести частое употребление не к месту какого-либо слова?
А- к нарушению логичности речи;
Б- к нарушению точности речи;
В- к нарушению уместности речи;
Г- к нарушению чистоты речи.
9.Какое коммуникативное качество речи предполагает умение непротиворечиво, последовательно, аргументировано оформлять выражаемое содержание?
А- точность речи;
Б- уместность речи;
В-выразительность речи;
Г- логичность речи.
10. В каком стиле речи представлена не только лексика литературного языка?
А- художественный;
Б- официально-деловой стиль;
В- публицистический стиль;
Г- научный стиль.
11. В каком стиле речи основу составляет терминологическая лексика?
А- публицистический стиль;
Б- официально-деловой стиль;
В- научный стиль;
Г- художественный стиль.
12. Для научного стиля речи не характерна лексика:
А- просторечная;
Б- общеупотребительная;
В- общенаучная;
Г- терминологическая.
13. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?
А-уместность речи;
Б- выразительность речи;
В- точность речи;
Г- логичность речи.
 14. Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?
А-чистота речи;
Б- богатство речи;
В- уместность речи;
Г- выразительность речи.
15. Что означает знак P.S.?
А- Очень важно.
Б- Хорошо, заметить себе.
В-Приписка к тексту.
Г- Так!
16. Назовите причину возникновения речевой ошибки в характеристике, данной учащемуся педагогом: У школьника голова варит, но он не использует свой потенциал полностью.
А- нарушение сочетаемости слов;
Б- нарушение стиля;
В-нарушение порядка слов;
Г- употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.
17.Составте текст интервью (вопросы и предполагаемые ответы)
-журналист и администратор фирмы;
-журналист и писатель;
-журналист и ветеран Великой Отечественной войны.
18. Составьте приветственную речь (выберите событие, которому будет посвящена ваша речь: юбилей лица; вручение награды; открытие памятника; памятная дата).
19.Напишите три варианта агитационной речи о туристических поездках:
-для учеников;
-для молодежи;
-для пенсионеров.
20. Подготовить выступление на тему «Разрешите представиться»